Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия» в рамках проекта Автор: Р.И. Моисеева
Оценка 4.7

Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия» в рамках проекта Автор: Р.И. Моисеева

Оценка 4.7
docx
27.12.2021
Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия»  в рамках проекта  Автор: Р.И. Моисеева
Реабилитационное занятие трудового обучения.docx

 

Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия»

в рамках проекта

Автор: Р.И. Моисеева

 

Время реализации: 40 минут

Классы: 3-4

Цель: создание условий для активизации познавательного интереса, развития творческого подхода в процессе практико-трудовой деятельности.

Задачи:

1.       образовательная закрепить и уточнить представления обучающихся о картофеле, учить формулировать ответы, загадывать и разгадывать загадки, работать с пословицами;

2.       коррекционная - развивать остаточный слух, формировать грамматическую речь, работать над расширением словарного запаса;

3.       воспитательная - активизировать внимание, мышление, учебную мотивацию, систематизировать знания детей о картофеле;

4.       развивающая – развитие познавательных процессов на основе наглядно-практического материала с целью прочности запоминания, длительного хранения в памяти  наглядной и речевой информации.

Предшествующая работа, постановка вопросов:

1.            Всегда ли картофель был на Руси?

2.            Считали или нет на Руси картошку “вторым хлебом»?

3.            Если это так, то почему считали картофель «вторым хлебом?»

4.            Закрепление истории появления картофеля в странах Европы.

5.            Поиск дополнительной литературы о продукте, который ежедневно мы употребляем в пищу.

6.            Нахождение загадок, стихов, песен, пословиц и поговорок о картофеле.

Оборудование и материалы:

Картофель разной формы, пуговицы, скрепки, бусины, спички, загадки, пословицы, речевые карточки, иллюстрированные картинки и изображением картофеля.

Слуховой словарь:

Картофель, картошечка, картофелина, лукошко, приготовить блюдо из картофеля, мама чистит картофель, папа купил картофель.

Ход:

1.                     Организационный момент – 3 мин.

(Предлагаю детям речевую информацию, «ухожу» за фонетический экран, дети воспринимают речь на слуховой основе. Для детей, имеющих сенсоневральную тугоухость III- IV ст. предлагаю плакат с фразами для считывания)

Учитель (Далее У): К уроку все готовы? Я задумала слово. Это - название того блюда, которое очень часто готовит мама. Его можно варить, жарить, запекать, толочь. Правильно, это картофель, как говорят в народе – картошка.

О той, у кого много-много глаз на этот раз пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз, а иногда и семь, и пять

(Что, впрочем, можно сосчитать);

О той, кто зиму сладко спал, забравшись осенью в подвал;

О той, кого на кухню к нам весною притащил я сам;

О той, чьи странные глазки росли день ото дня;

О той, кто был знаком со мной, но не видал меня.

Подумайте немножко: а вдруг это…(Картошка).

Ребята, что означает слово картофель? Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель – огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу (показ иллюстрации).

У: Послушайте загадку.

Что копали из земли, жарили, варили,
Что в золе мы испекли, ели, да хвалили? (Клубень - картофель).

У:А теперь вы мне загадайте загадку.

Д: Неказиста, мешковата, а придёт на стол она, скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна”.

У: Картофель - “второй хлеб”. Почему? Потому что он не надоедает, не приедается, поэтому его считают «вторым хлебом».

2.                     Целевая установка на творческую трудовую деятельность – 2 мин.

У: Из мешка бери картошку думай-думай понемножку.
Что же сделать? Чебурашку, Ёжика иль Барабашку, Гусеницу иль Зайчонка, Медвежонка, Паучонка? Сегодня мы с вами будем фантазировать. Клубни картофеля превращать в животных, насекомых. Тема нашего урока «Картофель и фантазия».

3.                     Работа по теме – 13 мин.

У: Итак, в первую очередь мы отправляемся в картофельное царство. Встречает нас сама Каролина-Картофелина. Предлагаю вам познакомиться с ней. (Показываю детям большой клубень картофеля в шляпке, с глазками, носиком, ртом, в юбочке из разноцветных лоскутков).

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли

Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений.

“Папа”. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – Каролина-Картофелина… Тут начались её путешествия по суше. Сначала она разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же Каролина-Картофелина перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку - холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у неё главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зелёные шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. (Показ иллюстрации)

Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели картошку не с того конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - “чертово яблоко”, сажать её грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама Каролина-Картофелина. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая-пребольшая репка? Чтоб накормить и бабку, и внучку - семью. Раньше, в студёные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.

Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Вот так Каролина-Картофелина стала для всех других народов Европы вторым хлебом. Вам понравился рассказ? Что вас удивило? Что в рассказе порадовало? (Произвольные ответы детей). Предлагаю поиграть.

4.                     Динамическая пауза.– 3 мин.

У: Ребята, возьмите лукошко. (Показываю иллюстрацию, дети имитируют соответствующие движения «Берут лукошко в руки») Мы будем собирать картофель в лукошко. Куда мы будем собирать картофель? Правильно, в лукошко.

(Ученики, хором проговаривают слово «лукошко», далее ориентируются на показ, выполняют упражнение2-3 раза)

Миша шел, шел, шел и картошку нашел (шаги на месте)

Раз картошка, два картошка, положи ее в лукошко («кладут» картошку в лукошко)

5.                     Продолжение работы по теме – 10 мин.

У: Ребята, вы знаете загадки о картофеле. Давайте вспомним их.

1-ый реб.: Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты посоли её немножко, ведь, правда, вкусная …? (картошка).

2-ой реб.: Курочка-пустодом свила гнездо за двором, яйца несет, в землю кладет (картофель).

3-ий реб.: Это чудо плод его  едим мы круглый год

Пюре, супы, салат, окрошка везде присутствует …(картошка).

4-ый реб.: Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,

Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна!” (картошка).

5-ый реб.: Шел Кондрат в Ленинград встретил 12 ребят
У каждого лукошко, в лукошке по 3 картошки.

Сколько всего лукошек, и сколько в лукошках картошки?

(12 лукошек, 36 картошек).

6-ой реб.: И зелен и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом… (картошка).

У: Послушайте стихотворение.

В некотором царстве, в некотором государстве

На планете, на Земле - жила картошечка в земле.

Свойство царское имела: радовать народ умела.

Из картошечки, из нашей, мы сегодня смастерим

Насекомых иль животных, кого сами захотим!

Посмотрите, какая красивая Каролина-Картофелина, но она скучает. Как вы думаете, почему? (Произвольные ответы детей).

1.                     У: Ребята, у Каролины-Картофелины нет друзей. А вы хотите ей помочь. Надо сделать для неё друзей. Вы сделаете для неё друзей? Смастери, не поленись и работой поделись!

(Дети выбирают картофель, думают, представляют, что можно сделать из клубней картофеля, далее приступают к работе.  В качестве подсказки, предлагаю иллюстрации животных и насекомых).

6.                     Закрепление темы.– 4 мин. (предметно-игровая деятельность)

(Кто-то из детей сделает работу быстрее, кто-то медленнее. Чтобы заполнить временное пространство, предлагаю выполнившим ребятам работу игры: «Собери картинку», «Собери пословицу из двух частей»).

Пословицы.

Картошка да каша - еда наша.

Голодному и картошка лакомство.

Картофель хлебу подспорье.

Картошка хлебу присошка.

Картошку копать, не руками махать.

(Ребёнок, выполнивший раньше других работу, получает конверт, собирает картинку, пословицу, называет).

7. Итог (рефлексия) – 3 мин.

У.: Вам понравилась урок? Вы помните, какая тема урока? Что вы делали на уроке? Вам легко было выполнять задание или трудно? Кому вы помогли? А как вы помогли? (Произвольные ответы детей). Все сегодня молодцы, с заданиями справились на отлично, поздравляю! Все работы будут представлены на выставке. Каких друзей вы подарили Каролине-Картофелине? (Дети озвучивают: Мишку, Зайку, Зайца-робота, Гусеницу, Паучка, Ёжиков и т.д.) А теперь, предлагаю послушать друг друга. (Дети считывают речевой материал с карточек).

1-ый реб.:

Как любим мы картошку, не можем без картошки мы даже дня прожить.

2-ой реб.:

Мы жарим её и варим, и в суп её добавляем, и даже просто в “мундире”

сможем отварить.

3-ий реб.:

Можем испечь в духовке, можем оладушки сделать и на костре испечь.

А сколько разных сделать можно поделок их даже и не счесть.

8. Домашнее задание – 2 мин.

(Привлекаю ещё раз внимание детей к выставочным экспонатам – детским работам)

У: Посмотрите на свои работы. Какая замечательная выставка ваших работ. Все они выполнены с большим старанием. Вы, молодцы! Каролина-Картофелина очень довольна. Запишите в свои дневники домашнее задание. Дома приготовить любое блюдо, в состав которого входит картофель. Запишите рецепт, потом поделитесь своими рецептами с товарищами. Обратитесь за помощью к маме, она обязательно вам поможет. Желаю всем успеха в кулинарном деле!

Литература

1.                     Русские народные загадки, пословицы, поговорки. \ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение. 1990. – 335 с.

2.                     Уфимцева Л.П. Конспекты учебных занятий в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием приёмов коррекции и развития познавательных процессов // «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – М.: ООО Издательство «Школьная Пресса», 2004, № 2 С 35-36.

3.                     http://www.google.ru/imglanding?imgurl=http://www.sigar.ru/images4/kolumb.jpg&imgrefurl=http://www.sigar.ru/


 

Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия» в рамках проекта

Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия» в рамках проекта

Правильно, это картофель, как говорят в народе – картошка

Правильно, это картофель, как говорят в народе – картошка

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа –

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа –

Пюре, супы, салат, окрошка везде присутствует … (картошка)

Пюре, супы, салат, окрошка везде присутствует … (картошка)

Как любим мы картошку, не можем без картошки мы даже дня прожить

Как любим мы картошку, не можем без картошки мы даже дня прожить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2021