Реабилитационное занятие трудового обучения «Картофель и фантазия»
в рамках проекта
Автор: Р.И. Моисеева
Время реализации: 40 минут
Классы: 3-4
Цель: создание условий для активизации познавательного интереса, развития творческого подхода в процессе практико-трудовой деятельности.
Задачи:
1. образовательная – закрепить и уточнить представления обучающихся о картофеле, учить формулировать ответы, загадывать и разгадывать загадки, работать с пословицами;
2. коррекционная - развивать остаточный слух, формировать грамматическую речь, работать над расширением словарного запаса;
3. воспитательная - активизировать внимание, мышление, учебную мотивацию, систематизировать знания детей о картофеле;
4. развивающая – развитие познавательных процессов на основе наглядно-практического материала с целью прочности запоминания, длительного хранения в памяти наглядной и речевой информации.
Предшествующая работа, постановка вопросов:
1. Всегда ли картофель был на Руси?
2. Считали или нет на Руси картошку “вторым хлебом»?
3. Если это так, то почему считали картофель «вторым хлебом?»
4. Закрепление истории появления картофеля в странах Европы.
5. Поиск дополнительной литературы о продукте, который ежедневно мы употребляем в пищу.
6. Нахождение загадок, стихов, песен, пословиц и поговорок о картофеле.
Оборудование и материалы:
Картофель разной формы, пуговицы, скрепки, бусины, спички, загадки, пословицы, речевые карточки, иллюстрированные картинки и изображением картофеля.
Слуховой словарь:
Картофель, картошечка, картофелина, лукошко, приготовить блюдо из картофеля, мама чистит картофель, папа купил картофель.
Ход:
1. Организационный момент – 3 мин.
(Предлагаю детям речевую информацию, «ухожу» за фонетический экран, дети воспринимают речь на слуховой основе. Для детей, имеющих сенсоневральную тугоухость III- IV ст. предлагаю плакат с фразами для считывания)
Учитель (Далее У): К уроку все готовы? Я задумала слово. Это - название того блюда, которое очень часто готовит мама. Его можно варить, жарить, запекать, толочь. Правильно, это картофель, как говорят в народе – картошка.
О той, у кого много-много глаз на этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз, а иногда и семь, и пять
(Что, впрочем, можно сосчитать);
О той, кто зиму сладко спал, забравшись осенью в подвал;
О той, кого на кухню к нам весною притащил я сам;
О той, чьи странные глазки росли день ото дня;
О той, кто был знаком со мной, но не видал меня.
Подумайте немножко: а вдруг это…(Картошка).
Ребята, что означает слово картофель? Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель – огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу (показ иллюстрации).
У: Послушайте загадку.
Что копали из земли, жарили, варили,
Что в золе мы испекли, ели, да хвалили? (Клубень - картофель).
У:А теперь вы мне загадайте загадку.
Д: Неказиста, мешковата, а придёт на стол она, скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна”.
У: Картофель - “второй хлеб”. Почему? Потому что он не надоедает, не приедается, поэтому его считают «вторым хлебом».
2. Целевая установка на творческую трудовую деятельность – 2 мин.
У: Из мешка бери
картошку думай-думай понемножку.
Что же сделать? Чебурашку, Ёжика иль Барабашку, Гусеницу иль Зайчонка,
Медвежонка, Паучонка? Сегодня мы с вами будем фантазировать. Клубни картофеля
превращать в животных, насекомых. Тема нашего урока «Картофель и фантазия».
3. Работа по теме – 13 мин.
У: Итак, в первую очередь мы отправляемся в картофельное царство. Встречает нас сама Каролина-Картофелина. Предлагаю вам познакомиться с ней. (Показываю детям большой клубень картофеля в шляпке, с глазками, носиком, ртом, в юбочке из разноцветных лоскутков).
500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель.
Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли
Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений.
“Папа”. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – Каролина-Картофелина… Тут начались её путешествия по суше. Сначала она разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же Каролина-Картофелина перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку - холщовый мешок.
Но в Европе не сразу поняли, что у неё главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зелёные шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. (Показ иллюстрации)
Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели картошку не с того конца.
Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - “чертово яблоко”, сажать её грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама Каролина-Картофелина. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая-пребольшая репка? Чтоб накормить и бабку, и внучку - семью. Раньше, в студёные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.
Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Вот так Каролина-Картофелина стала для всех других народов Европы вторым хлебом. Вам понравился рассказ? Что вас удивило? Что в рассказе порадовало? (Произвольные ответы детей). Предлагаю поиграть.
4. Динамическая пауза.– 3 мин.
У: Ребята, возьмите лукошко. (Показываю иллюстрацию, дети имитируют соответствующие движения «Берут лукошко в руки») Мы будем собирать картофель в лукошко. Куда мы будем собирать картофель? Правильно, в лукошко.
(Ученики, хором проговаривают слово «лукошко», далее ориентируются на показ, выполняют упражнение2-3 раза)
Миша шел, шел, шел и картошку нашел (шаги на месте)
Раз картошка, два картошка, положи ее в лукошко («кладут» картошку в лукошко)
5. Продолжение работы по теме – 10 мин.
У: Ребята, вы знаете загадки о картофеле. Давайте вспомним их.
1-ый реб.: Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты посоли её немножко, ведь, правда, вкусная …? (картошка).
2-ой реб.: Курочка-пустодом свила гнездо за двором, яйца несет, в землю кладет (картофель).
3-ий реб.: Это чудо плод его едим мы круглый год
Пюре, супы, салат, окрошка везде присутствует …(картошка).
4-ый реб.: Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна!” (картошка).
5-ый реб.: Шел Кондрат в Ленинград встретил 12 ребят
У каждого лукошко, в лукошке по 3 картошки.
Сколько всего лукошек, и сколько в лукошках картошки?
(12 лукошек, 36 картошек).
6-ой реб.: И зелен и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом… (картошка).
У: Послушайте стихотворение.
В некотором царстве, в некотором государстве
На планете, на Земле - жила картошечка в земле.
Свойство царское имела: радовать народ умела.
Из картошечки, из нашей, мы сегодня смастерим
Насекомых иль животных, кого сами захотим!
Посмотрите, какая красивая Каролина-Картофелина, но она скучает. Как вы думаете, почему? (Произвольные ответы детей).
1. У: Ребята, у Каролины-Картофелины нет друзей. А вы хотите ей помочь. Надо сделать для неё друзей. Вы сделаете для неё друзей? Смастери, не поленись и работой поделись!
(Дети выбирают картофель, думают, представляют, что можно сделать из клубней картофеля, далее приступают к работе. В качестве подсказки, предлагаю иллюстрации животных и насекомых).
6. Закрепление темы.– 4 мин. (предметно-игровая деятельность)
(Кто-то из детей сделает работу быстрее, кто-то медленнее. Чтобы заполнить временное пространство, предлагаю выполнившим ребятам работу игры: «Собери картинку», «Собери пословицу из двух частей»).
Пословицы.
Картошка да каша - еда наша.
Голодному и картошка лакомство.
Картофель хлебу подспорье.
Картошка хлебу присошка.
Картошку копать, не руками махать.
(Ребёнок, выполнивший раньше других работу, получает конверт, собирает картинку, пословицу, называет).
7. Итог (рефлексия) – 3 мин.
У.: Вам понравилась урок? Вы помните, какая тема урока? Что вы делали на уроке? Вам легко было выполнять задание или трудно? Кому вы помогли? А как вы помогли? (Произвольные ответы детей). Все сегодня молодцы, с заданиями справились на отлично, поздравляю! Все работы будут представлены на выставке. Каких друзей вы подарили Каролине-Картофелине? (Дети озвучивают: Мишку, Зайку, Зайца-робота, Гусеницу, Паучка, Ёжиков и т.д.) А теперь, предлагаю послушать друг друга. (Дети считывают речевой материал с карточек).
1-ый реб.:
Как любим мы картошку, не можем без картошки мы даже дня прожить.
2-ой реб.:
Мы жарим её и варим, и в суп её добавляем, и даже просто в “мундире”
сможем отварить.
3-ий реб.:
Можем испечь в духовке, можем оладушки сделать и на костре испечь.
А сколько разных сделать можно поделок их даже и не счесть.
8. Домашнее задание – 2 мин.
(Привлекаю ещё раз внимание детей к выставочным экспонатам – детским работам)
У: Посмотрите на свои работы. Какая замечательная выставка ваших работ. Все они выполнены с большим старанием. Вы, молодцы! Каролина-Картофелина очень довольна. Запишите в свои дневники домашнее задание. Дома приготовить любое блюдо, в состав которого входит картофель. Запишите рецепт, потом поделитесь своими рецептами с товарищами. Обратитесь за помощью к маме, она обязательно вам поможет. Желаю всем успеха в кулинарном деле!
Литература
1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. \ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение. 1990. – 335 с.
2. Уфимцева Л.П. Конспекты учебных занятий в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием приёмов коррекции и развития познавательных процессов // «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – М.: ООО Издательство «Школьная Пресса», 2004, № 2 С 35-36.
3. http://www.google.ru/imglanding?imgurl=http://www.sigar.ru/images4/kolumb.jpg&imgrefurl=http://www.sigar.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.