Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат »
Рассмотрено Утверждено приказом
на педагогическом совете №___от «__»________2019г.
Протокол №__________ Директор школы –интерната
от «__»__________2019г ___________Н.Г.Джафарова
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение»
для обучающихся 3 класса
на 2019-2020 учебный год
разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Составитель:
Райс О.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ребриха, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат»;
Учебный план КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат» на текущий учебный год;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы предмета, коррекционной подготовки, факультативных занятий краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат».
Рабочая программа ориентирована на УМК «Чтение» С.Ю. Ильиной, А.А. Богдановой:
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа рассчитана на 133 часов, по 4 часа в неделю.
Образовательная область – Язык и речевая практика
Цель: социальная адаптация и реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру
Тематическое планирование
№ |
Наименова- ние разделов и тем |
всего часов |
Из них |
|||
Практи -ческие работы |
Самостоятель -ные работы |
экскур -сии |
контроль-ные работы |
|||
1 |
Здравствуй, школа! |
10 |
|
|
|
|
2 |
Осень наступила... |
13 |
|
|
|
|
3 |
Учимся трудиться |
14 |
|
|
|
|
4 |
Ребятам о зверятах |
14 |
|
|
|
|
5 |
Чудесный мир сказок |
10 |
|
|
|
|
6 |
Зимушка - зима |
16 |
|
|
|
|
7 |
Так нельзя, а так можно |
10 |
|
|
|
|
8 |
Весна в окно стучится |
17 |
|
|
|
|
9 |
Веселые истории |
9 |
|
|
|
|
10 |
Родина любимая |
10 |
|
|
|
|
11 |
Здравствуй, лето! |
10 |
|
|
|
|
|
Итого |
133 |
|
|
|
|
Календарно-тематический план
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Всего за год |
32 ч |
31 ч |
37 ч |
33 ч |
133 ч |
№ |
Тема урока |
Кол-во |
Дата проведения |
|
||
|
||||||
Раздел 1: 1 четверть - 32 ч |
|
|||||
1. |
Сентябрь. М. Садовский |
1 |
|
|
||
2. |
Веселая улица. По В. Воскобойникову |
1 |
|
|
||
3. |
Первое сентября. В. Берестов |
1 |
|
|
||
4. |
Завтра в школу. По В. Драгунскому |
1 |
|
|
||
5. |
Пятёрки. По Э. Шиму |
1 |
|
|
||
6. |
Кто лучшим будет. В. Бирюков |
1 |
|
|
||
7. |
Обида. По В. Хомченко |
1 |
|
|
||
8. |
Наша учительница. А.Аксёнова |
1 |
|
|
||
9. |
Школьные загадки |
1 |
|
|
||
10. |
Обобщающий урок по разделу "Здравствуй, школа!" |
1 |
|
|
||
11. |
Осень. О. Высотская |
1 |
|
|
||
12. |
Последний лист. По Ю. Ковалю |
1 |
|
|
||
13. |
Сентябрь на дворе. По Н. Сладкову |
1 |
|
|
||
14. |
Воробей. В. Степанов |
1 |
|
|
||
15. |
Лето на верёвочке. По А. Баркову |
1 |
|
|
||
16. |
Улетают, улетели... Е. Благина |
1 |
|
|
||
17. |
За кормом для птиц. По Л. Воронковой |
1 |
|
|
||
18. |
В октябре. Г. Ладонщиков |
1 |
|
|
||
19. |
Страшный невидимка. По Н. Сладкову |
1 |
|
|
||
20. |
Осень наступила... А. Плещеев |
1 |
|
|
||
21. |
Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой |
1 |
|
|
||
22. |
Доскажи словечко. Осенние загадки |
1 |
|
|
||
23. |
Обобщающий урок по разделу "Осень наступила..." |
1 |
|
|
||
24. |
Всё для всех. Ю.Тувим |
1 |
|
|
||
25. |
Работа. По Д. Габе |
1 |
|
|
||
26. |
Мои помощники. В. Орлов |
1 |
|
|
||
27. |
Бабушка и внучка. По А. Потаповой |
1 |
|
|
||
28. |
Повара. Б. Заходер |
1 |
|
|
||
29. |
Сюрприз. По М. Дружининой |
1 |
|
|
||
30. |
Маргаритка. О. Высотская |
1 |
|
|
||
31. |
Пуговица. По В. Хомченко |
1 |
|
|
||
32. |
Портниха. Г. Ладонщиков |
1 |
|
|
||
Раздел 2: 2 четверть - 31 ч |
|
|||||
1. |
Пуговица. В. Осеева |
1 |
|
|
||
2. |
Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину |
1 |
|
|
||
3. |
Как Алёшке учиться надоело. По С. Баруздину |
1 |
|
|
||
4. |
Чем пахнут ремёсла. Дж. Родари |
1 |
|
|
||
5. |
Обобщающий урок по разделу "Учимся трудиться" |
1 |
|
|
||
6. |
Лисята. По Е. Чарушину |
1 |
|
|
||
7. |
Заяц. Е. Тараховская |
1 |
|
|
||
8. |
Ёж. По М. Пришвину |
1 |
|
|
||
9. |
Материнская забота. По А. Баркову |
1 |
|
|
||
10. |
Белёк. По Г. Снегирёву |
1 |
|
|
||
11. |
Пин и Гвин. В. Приходько |
1 |
|
|
||
12. |
Галка. По Б. Житкову |
1 |
|
|
||
13. |
Куриный воспитанник. По В. Гаранжину |
1 |
|
|
||
14. |
Добрый волк. По М. Тарловскому |
1 |
|
|
||
15. |
Живая шляпа. По Н. Носову |
1 |
|
|
||
16. |
Котята. По Н. Павловой |
1 |
|
|
||
17. |
Кошкин щенок. В. Берестов |
1 |
|
|
||
18. |
Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому |
1 |
|
|
||
19. |
Обобщающий урок по разделу "Ребятам о зверятах" |
1 |
|
|
||
20. |
Лиса и журавль. Русская народная сказка |
1 |
|
|
||
21. |
Храбрый баран. Русская народная сказка |
1 |
|
|
||
22. |
Лиса и Тетерев. Русская народная сказка |
1 |
|
|
||
23. |
Овечка и волк. Украинская народная сказка |
1 |
|
|
||
24. |
Медведь и пчёлы. Башкирская народная сказка |
1 |
|
|
||
25. |
Тигр и лиса. Таджикская народная сказка |
1 |
|
|
||
26. |
Лиса и куропатка. Французская народная сказка |
1 |
|
|
||
27. |
Куцый хвост. Абхазская народная сказка |
1 |
|
|
||
28. |
Глупый котёнок. Удмуртская народная сказка |
1 |
|
|
||
29. |
Обобщающий урок по разделу "Чудесный мир сказок". |
1 |
|
|
||
30. |
Вн.Чт. " Любимые сказки" |
2 |
|
|
||
Раздел 3: 3 четверть - 37 ч |
|
|||||
1. |
Ой ты, зимушка-зима! Русская народная песня. Заяц, Косач, Медведь,и Дед Мороз. По В. Бианки. |
1 |
|
|
||
2. |
Декабрь. М. Садовский |
1 |
|
|
||
3. |
Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой |
1 |
|
|
||
4. |
В новогоднюю ночь. С. Попов |
1 |
|
|
||
5. |
Как Дед Мороз сделал себе помощников. по А. Усачёву |
1 |
|
|
||
6. |
Такой вот герой. По А. Потаповой |
1 |
|
|
||
7. |
Зима. С. Есенин |
1 |
|
|
||
8 |
У Ники новые лыжи. По В. Голявкину |
1 |
|
|
||
9 |
С прогулки. И. Шевчук |
1 |
|
|
||
10. |
неудачная находка. По М. Быковой |
1 |
|
|
||
11. |
Детство. И. Суриков |
1 |
|
|
||
12. |
Что за зверь? По Е. Чарушину |
1 |
|
|
||
13. |
Не стучать - все спят! По Э. Шиму |
1 |
|
|
||
14. |
Еловая каша. По Н. Сладкову |
1 |
|
|
||
15. |
Снежок. З. Александрова |
1 |
|
|
||
16. |
Коллективная печка. По С. Баруздину |
1 |
|
|
||
17. |
Доскажи словечко. Зимние загадки. |
1 |
|
|
||
18. |
Обобщающий урок по разделу "Зимушка-зима". |
1 |
|
|
||
19. |
Снегирь и синичка. по А. Ягофаровой |
1 |
|
|
||
20. |
Птица-синица. По В. Хомченко |
1 |
|
|
||
21. |
Дельный совет. Г. Ладонщиков |
1 |
|
|
||
22. |
Праздничный стол. По С. Георгиеву. За игрой. В Берестов |
1 |
|
|
||
23. |
Бревно. С. Баруздин |
1 |
|
|
||
24. |
Как Артёмка котёнка спас. А. Седугин |
1 |
|
|
||
25. |
Подвиг. по В. Осеевой |
1 |
|
|
||
26. |
Лесные доктора. По В. Бирюкову |
1 |
|
|
||
27. |
обобщающий урок по разделу "Так нельзя, а так можно". |
1 |
|
|
||
28. |
Зима недаром злится... Ф. Тютчев |
1 |
|
|
||
29 |
Весенняя песня. По В. Бирюкову |
1 |
|
|
||
30. |
Веснянка. Украинская народная песня |
1 |
|
|
||
31. |
Сосулька. По Э. Шиму |
1 |
|
|
||
32. |
Выгляни, Солнышко... Русская народная песня |
1 |
|
|
||
33. |
Мамин портрет. С. Вербова |
1 |
|
|
||
34. |
Разноцветный подарок. П. Синявский |
1 |
|
|
||
35. |
Тихо-тихо. А. Седугин |
1 |
|
|
||
36. |
Лицом к весне. Р. Сеф |
1 |
|
|
||
37. |
Ледоход. С. Вербова |
1 |
|
|
||
Раздел 4: 4 четверть - 33 ч |
|
|||||
1. |
Медведь проснулся. Г. Ладонщиков |
1 |
|
|
||
2. |
Заяц на дереве. По В. Бианки |
1 |
|
|
||
3. |
Наши гости. С. Погореловский |
1 |
|
|
||
4. |
Скворушка. По Г. Скребицкому |
1 |
|
|
||
5. |
Пчелки на разведках. По К. Ушинскому |
1 |
|
|
||
6. |
Тюльпаны. По А. Баркову |
1 |
|
|
||
7. |
Доскажи словечко. Весенние загадки. |
1 |
|
|
||
8. |
Обобщающий урок по разделу "Весна в окно стучится". |
1 |
|
|
||
9. |
Перепутаница. Р. Фархади |
1 |
|
|
||
10. |
Эхо. По Г. Остеру |
1 |
|
|
||
11. |
Кто кем становится. А. Шибаев |
1 |
|
|
||
12. |
Волшебный барабан. А. Усачёв |
1 |
|
|
||
13. |
Шишки. М. Пляцковский |
1 |
|
|
||
14. |
Портрет. По Ю. Степанову |
1 |
|
|
||
15. |
Булочная песенка. М.Бородицкая |
1 |
|
|
||
16. |
Обобщающий урок по разделу "Весёлые истории". |
1 |
|
|
||
17. |
Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков |
1 |
|
|
||
18. |
Наше Отечество. По К. Ушинскому |
1 |
|
|
||
19. |
Флаг России. По Т. Кудрявцевой |
1 |
|
|
||
20. |
Главный город страны. М. Ильин |
1 |
|
|
||
21. |
Песня. В. Степанов |
1 |
|
|
||
22. |
День Победы. А. Усачёв |
1 |
|
|
||
23. |
Страшный клад. по С. Баруздину |
1 |
|
|
||
24. |
Тульские пряники. По С. Алексееву |
1 |
|
|
||
25. |
Обобщающий урок по разделу "Родина любимая". |
1 |
|
|
||
26. |
Что такое лето? А Усачёв |
1 |
|
|
||
27. |
Что сказала бы мама? По Л.Воронковой |
1 |
|
|
||
28. |
Земляника. М. Дружинина |
1 |
|
|
||
29. |
Куда исчез гриб? По В. Хомченко |
1 |
|
|
||
30. |
Ёж спаситель. по В. Бианки |
1 |
|
|
||
31. |
Жарко. Р. Фархади |
1 |
|
|
||
32. |
Верное время. По Э. Шиму. Доскажи словечко. |
1 |
|
|
||
33. |
Обобщающий урок по теме "Здравствуй, лето!" |
1 |
|
|
||
|
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
проявление эмоционального отклика на произведения литературы;
способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
способность поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
способность обращаться за помощью;
владение разнообразными средствами коммуникации;
элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий (правда, ложь, добро, трудолюбие и т.д.), отраженных в литературных произведениях;
уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым словом двух- и трехсложных слов;
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
определять главных действующих лиц произведения;
соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;
пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;
Определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);
Выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Достаточный уровень:
Правильно читать вслух целыми словами;
Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
Давать элементарную оценку поступков героев и событий;
Читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора).
Список литературы
Основная
С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. Учебник «Чтение» 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2-х ч.- 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. – 1ч.- 112с., 2ч. – 118с.
Дополнительная
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. – М.: Просвещение, 2005.
Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Гусева Г.М. Уроки чтения в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / Г.М.Гусева, Е.Н. Моргачева. – М.: Просвещение, 2007.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчик5овая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 1998.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: «Просвещение», 1976.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1980.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.