РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.6
doc
искусство
Взрослым
18.05.2021
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
К проблеме определения понятия этнокультурного воспитания.doc

Сизова Наталия Владимировна, логопед, учитель ИЗО.

МБОУ-Верх-Тулинская СОШ №14, Новосибирского района

 

Реализация этнокультурного воспитания средствами образования

 

В последнее время в России и в мировом сообществе стали говорить о повышении статуса образования и культуры. Воспитывающее значение культуры связывается не только с возможностью трансляции национальных ценностей и норм, определенных традиций и знаний, но и с «эффектом» включения подрастающих поколений в многомерность и неоднозначность мира.

Не возможно полноценное воспитание личности без усвоения ею культурно – исторического опыта народа.

 Педагог В.Н. Сорока-Россинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству [10].

Восстановление национального педагогического самосознания, воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, является стратегической целью современного образования. В содержании современных концепций воспитания акцентируются такие моменты как сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры.

Российское общество постепенно начинает понимать, что важнейшей основой его саморазвития должно стать осознание каждым человеком национальных интересов России, понимание каждым своей собственной позиции как гражданина полиэтничного государства, освоение каждой личностью духовно­­-нравственных ценностей народа.

Как справедливо отмечает Марина Юрьевна Новицкая, это достижимо только тогда, когда осваиваются не внешние «сувенирные» признаки культурного наследия, а его живое, вечно развивающееся ядро.

Это ядро можно определить как нераздельное триединство истины, красоты и добра. Именно эти нравственно ориентированные категории являются сущностными характеристиками народной культуры. Они сообщают народной картине мира целостность, стереоскопичность, онтологическую первичность, устойчивость, непротиворечивость. Перечисленные сущностные характеристики и позволяют развиваться народной культуре во времени, не теряя своей самотождественности, не копируя саму себя, не повторяя отжившие формы, решая насущные задачи современности, позволяя нации выдержать все испытания, которым ее подвергает ход истории [11].

В этом контексте получила развитие такая отрасль знаний как этнокультурология, изучающая сущность и структуру этнической культуры, а также взаимосвязи и взаимозависимости различных ее компонентов, связанных с духовно – нравственными ценностями и идеалами народа, комплексами культурных черт различных этносов, динамикой культурных традиций, национально – культурной политикой и межнациональным культурным сотрудничеством.

Как одно из направлений этнокультурологии активно развивается этнокультурное воспитание. Для определения понятия этнокультурного воспитания необходимо выявить его цели, задачи, принципы, методы, компоненты.

Под этнокультурным воспитанием мы понимаем целенаправленную деятельность, ориентированную на освоение социальных норм, ценностей, опыта своего народа, духовное наследие предыдущих поколений. Что в итоге формирует условия для гармоничного духовного и физического развития личности.

Цель этнокультурного воспитания:

передача традиций, норм поведения, духовного наследия   своего народа. 

Задачи этнокультурного воспитания:

-                    формирование представлений об этнической самоидентификации у детей и подростков;

-                    обеспечение успешной социализации детей и подростков;

-                    воспитание уважительного отношения к другим национальным культурам.

Принципы этнокультурного воспитания:

-                    преемственность поколений;

-                    подлинность певческих, танцевальных, игровых, прикладных традиций;

-                    народность;

-                    синкретизм;

-                     импровизационность в передаче народного искусства;

-                     взаимодействие между воспитателем, родителями и детьми.

Принципы этнокультурного воспитания полноценно могут быть реализованы в едином воспитательном пространстве.

 

Методы этнокультурного воспитания:

-                     воссоздание среды традиционной культуры или погружение в среду;

-                     использование нравственных норм православия и русской традиционной культуры;

-                     обращение к традициям народной педагогики и семейного воспитания;

-                     соединение традиционного и профессионального воспитания.

Прочное, основательное становление национального сознания, освоение духовно – нравственных ценностей возможно только в том случае, если ребенок с раннего детства живет и растет в нравственно, эстетически, интеллектуально здоровой атмосфере семьи, ближайшего ее окружения, в обществе, которое знает и бережет свои традиции и осознанно выстраивает систему наследования этих традиций от поколения к поколению [10].

Общество имеет два важнейших института передачи своего культурного опыта. Это – институт семьи и система образования.

Именно школа, как современный организм образования и воспитания, на системной основе может и должна прививать традиционное народное искусство и культуру[8].

В последнее время активно развивается деятельность школ традиционной культуры, этно – эстетических центров, фольклорных отделений при детских школах искусств, разрабатываются программы, ориентированные на приобщение детей к национальной культуре, широко используются компоненты народной художественной культуры на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательной школы, учреждениях дополнительного образования.

Примером программы этнокультурного воспитания в учебном процессе общеобразовательной школы реализуемой более 6-ти лет в 5-8 классах, является курс «Народная культура», направленный на формирование познавательного интереса к народному и декоративно-прикладному искусству, в задачи которого входит:

1.         формирование мировоззренческих ценностей русского народа, выражающиеся в его отношении к труду, природе, обществу, семье;

2.         изучение обрядов, обычаев, ритуалов, бытового уклада жизни русского народа;

3.         приобщение к народному  художественному творчеству включающему в себя:

-  устное народное творчество;

-  народное декоративно – прикладное творчество;

-  музыкально – песенное творчество.

Курс «Народная культура» реализуется параллельно с учебным предметом ИЗО, дополняя, углубляя и закрепляя содержание друг-друга.

На уроках «Народная культура» дети более подробно знакомятся с истоками родного искусства. Раскрывается представление о мире, красоте человека в предметах быта, в постройках, в одежде и украшениях. Изучая русские поселения, подробно рассматривается устройство дворов (крытых и открытых), строительство избы и связанные с этими моментами, обычаи, обряды, пословицы, поговорки, загадки. На уроках ИЗО создается образ русской избы, деревни (рисунок, коллаж).

Один их содержательных блоков курса «Народная культура» поэлементно реализуется на уроках физической культуры и музыки, связывая воедино различные компоненты этнокультуного воспитания, через игровую деятельность. Игра отражает мировоззрения народа, она входит в народные обряды,  воспроизводятся отдельные стороны бытового устройства жизни народа. Значимое место в народных играх принадлежит художественному началу: игры сопровождают песни, танцы, театрализованные формы, игры сопровождаются поэтическим словом, музыкой, выразительными движениями. Вот почему игра всегда была преобладающим средством педагогики. Через игру органично и естественно шло приобщение детей к миру родной культуры.

Ни один из компонентов, факторов воспитания не может быть доминирующим, они не существуют обособленно, в отрыве друг от друга. Народная педагогика сильна именно гармоническим взаимодействием компонентов воспитания.

Список литературы.

1.                 Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская традиционная художественная культура»//Начальное образование в России: инновации и практика. – М.,1994.  

2.                 Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.,2000. – 176с.

3.                 Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ – М., 1995

4.                 Детский фольклор  / [сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. М. Ю. Новицкой, И. Н. Райковой ; сост. ил. части и пояснения к ил. Ф. С. Капица]. - М. : Русская книга, 2002. - 553

5.                 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.: Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.                 История русской культуры: художественная жизнь и быт 18-19 вв. Рябцев Ю.С. - Владос, 1997.

7.                 История русской культуры: художественная жизнь и быт XI-XVII вв. Рябцев Ю.С. - Владос, 1997.

8.                 Князева О.Л., Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

9.                 Литвинова М.Ф.. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

10.              Научно – методическое обеспечение деятельности детских фольклорных объединений.//Сб. докладов и статей по материалам научно – практических конференций.  – Новосибирск, 2001.

11.            Новицкая М.Ю.     Факультативный курс "Введение в народоведение". На материале русской традиционной культуры [Текст] / М.Ю. Новицкая // Начальная школа. - 1995.-N12. - С.36-40.

12.            Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры. / С.Н. Шведчикова / URL - http://ds82.ru/doshkolnik/3937-.html (Дата обращения 20.04.2011)


Скачано с www.znanio.ru

Сизова Наталия Владимировна, логопед, учитель

Сизова Наталия Владимировна, логопед, учитель

Как одно из направлений этнокультурологии активно развивается этнокультурное воспитание

Как одно из направлений этнокультурологии активно развивается этнокультурное воспитание

Общество имеет два важнейших института передачи своего культурного опыта

Общество имеет два важнейших института передачи своего культурного опыта

Вот почему игра всегда была преобладающим средством педагогики

Вот почему игра всегда была преобладающим средством педагогики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021