Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"
Оценка 4.6

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
19.03.2019
Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА: - Формирование эстетического вкуса и творческих способностей школьников путем развития хоровой и музыкальной культуры в целом. - Знакомство с русской и зарубежной музыкальной классикой, разучивание произведений современных композиторов, русских народных и песен народов стран мира для овладения некоторыми специфическими навыками - Закрепление элементов «музыкальной грамотности» и «музыкальной грамоты» - Развитие подвижности голоса в зависимости от регистра, тесситуры произведения - Развитие и укрепление вокально-хоровых навыков, гармонического и ладового слуха учащихся, привитие навыка сольфеджирования - Формирование устойчивого эстетического и музыкального вкуса - Формирование нравственных взглядов учащихся путем подбора репертуара
программа.doc
0 МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.  Рассмотрена на  заседании МО протокол № ___  от ___________ Согласовано  заместитель директора  по УВР  ______ М.В.Люманова Утвержден  приказом директора от _________ № ____  __________Е.С.Парамонова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВОКАЛЬНО­ХОРОВОЕ ИСКУССТВО» Модифицированная Педагог ДО: И.В. Мокшанова 1 2013­2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним   из   важных   и   сложных   вопросов   современного   музыкального воспитания в школе является формирование высоких художественных вкусов учащихся,   понимание   музыкального   искусства.   Вокально­хоровое   пение является   одним   из   средств   достижения   этой   цели,   важнейшим   фактором развития   учащихся,   активной   формой   самовыражения.   Хоровое   пение повышает общую музыкальную культуру учащихся, помогает проникновению художественно   ценной   песни   в   быт,   а   следовательно,   и   воспитывает музыкальные вкусы школьников. Значение   занятий   искусством,   музыкой,   пением   затрагивает   три важнейших для жизни человека сферы: o Здоровье ­ В   процессе   пения   происходит   естественная   реабилитация состояния   человека,   восстановление   его   работоспособности,   что научно доказано и обосновано o Интеллектуальное развитие ­ Благодаря   воздействию   на   процесс   формирования   мышления стимулируется   мыслительная   деятельность,   развивается   и укрепляется память o Самоактуализация ­ Формируются   метапотребности   (отдаленные   цели),   которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.   ЦЕЛЬ:  формирование эстетического вкуса и творческих способностей школьников путем развития хоровой и музыкальной культуры в целом. ЗАДАЧИ: Образовательные o Знакомство   с   русской   и   зарубежной   музыкальной   классикой, разучивание   произведений   современных   композиторов,   русских народных и песен народов стран мира для овладения некоторыми специфическими навыками o Закрепление   элементов   «музыкальной   грамотности»   и «музыкальной грамоты» 2 Развивающие o Развитие   подвижности   голоса   в   зависимости   от   регистра, тесситуры произведения o Развитие и укрепление вокально­хоровых навыков, гармонического и ладового слуха учащихся, привитие навыка сольфеджирования Воспитательные o Формирование устойчивого эстетического и музыкального вкуса o Формирование   нравственных   взглядов   учащихся   путем   подбора репертуара Возраст учащихся, занимающихся вокально­хоровой деятельностью, ­ 7­ 16 лет (с 1 по 9 классы). Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю. На одно занятие отводится 3 часа – 9 часов в неделю (общий объем 288 учебных часов). МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Хор   рассаживают   полукругом   перед   инструментом   слева   направо   – первое   сопрано,   второе   сопрано,   первый   альт,   второй   альт.   Руководитель должен   находиться   в   центре   так,   чтобы   иметь   возможность   видеть   всех обучающихся. В   выполнении   учебно­воспитательных   задач   решающее   значение принадлежит репертуару и методам работы. При   отборе   репертуара   учитывается   соответствие   эмоционального, психологического   содержания   произведения,   его   музыкального   языка возрастным   возможностям   учащихся;   вводятся   те   произведения,   которые способствуют   развитию   музыкального   мышления,   углублению общехудожественных   знаний,     формированию   музыкально­эстетических умений и навыков, выявлению индивидуальных творческих способностей и возможностей их применения в различных жизненных ситуациях. Вокально­ хоровой   репертуар   должен   быть   интересным,   высокохудожественным   и доступным   в   исполнительском   плане.   На   начальном   этапе   обучения исполняются   несложные   одноголосные   произведения   с   фортепианным сопровождением, народные песни, детские песни современных композиторов. По   мере   развития   вокально­хоровых   навыков   в   репертуар   включаются произведения   без   сопровождения,   каноны,   в   том   числе   на   народном   и национальном   материале,   произведения   двухголосные   и   с   элементами трехголосия,   сочинения   зарубежных   и   русских   композиторов   –   классиков, музыка современных композиторов. 3 Основными формами занятий являются: o Беседа o Индивидуальное прослушивание вновь поступивших o Вводное занятие                                                                                     o Коллективные занятия вокально­хоровой деятельностью o Индивидуальные занятия o Занятия подгруппами o Практическая или самостоятельная работа o Игра, музыкальная викторина o Выступления на общешкольных и городских мероприятиях o Концертная деятельность o Смотры, конкурсы o Творческие встречи с другими хоровыми коллективами, деятелями культуры и искусства ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В   качестве   главных   методов   программы   избраны   методы:   стилевого подхода, творчества и системного подхода. Стилевой   подход:  широко   применяется   в   программе,   нацелен   на постепенное   формирование   у   членов   хорового   коллектива   осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. Творческий метод:  используется в данной программе как важнейший   определяющий   качественно­ художественно­педагогический   метод, результативный показатель ее практического воплощения. Творчество   понимается   как   нечто   сугубо   своеобразное,   уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в ансамблевой импровизации и коллективном музицировании. В связи с этим в творчестве   и   деятельности   педагога   и   участника   вокально­хорового объединения проявляется неповторимость и оригинальность, инициативность, индивидуальные особенности мышления и фантазии. Системный подход:  направлен на достижение целостности и единства всех   составляющих   компонентов   программы   –   ее   тематика,   вокальный материал,   виды   концертной   деятельности.   Кроме   того,   системный   подход позволяет   координировать   соотношение   частей   целого   (в   данном   случае   ­ соотношение   содержания   каждого   занятия   с   содержанием   всей   структуры вокально­хоровой программы).  Педагогические приемы и методы обучения музыкальной грамоте и пению по нотам: 4 o Венгерская   система сольмизирования, основоположником   которой   является   известный   композитор   и педагог З. Кодай   относительного   o Болгарская   система   —   «столбица»,   созданная   в   20­е   годы   Б. Тричковым o Чешская (пальцевая) система профессора Ф. Лысека o Немецкая школа К. Орфа, создавшего систему всеобщего детского музыкального воспитания o Отечественная   система   овладения   навыками   пения   по   нотам, заключающаяся   в   том,   что   каждое   разучиваемое   с   хором произведение   на   каждой   репетиции   исполняется   по   нотным партиям   (по   партитурам)   с   самого   начала   создания   хорового коллектива:   участникам   хора   раздаются   на   каждой   репетиции отпечатанные   нотные   партии   или   партитуры   изучаемых   хоровых произведений. Первое время певцам, не знающим нотной грамоты, хоровые партии (или партитуры) помогают следить за линеарным движением мелодической линии, быстрее осваивать литературный текст.   Реальное   освоение   музыкального   материала   на   начальном этапе   происходит   только   с   голоса   хормейстера   или   с   помощью музыкального инструмента. В дальнейшем по мере приобретения артистами   хора   музыкально­слухового   опыта   и   овладения начальными   певческими   навыками   можно   отказаться   от дублирования   хоровых   партий   на   музыкальном   инструменте.  Но полностью   отказываться   от   подыгрывания   на   инструменте   в процессе   разучивания   особенно   сложных   элементов   хоровых сочинений нельзя. Используемые в работе методы и приемы развития вокального слуха: Постоянный показ и образная характеристика звучания в соответствии с возрастными нормами Педагогический   контроль   за   малейшими   изменениями   в   общехоровом звучании Дифференцированная   регуляция   пения   участников   на   общих   занятиях хора Методы   и   приемы   развития   певческих   голосов  воспитанников вокально­хорового объединения: Распевание, вокальные упражнения Сольфеджирование Пение в унисон, двух­ и трехголосное пение Пение каноном Коллективное разучивание песни Пение соло и ансамблями 5 Пропевание сложных фрагментов песен отдельно по партиям Пение по цепочке Пение партий a`capella и с сопровождением Пение в измененной тональности Работа над песней с выполнением определенных правил пения:  Певческая установка  Дыхание  Дикция, артикуляция  Чистое интонирование партий  Строй, слитное и слаженное звучание  Выразительное исполнение  Дирижерский жест Основными формами подведения итогов являются: o Основная форма подведения итогов за год обучения – проведение итогового самостоятельного выступления в мае (1 ­ 2­я четв. м­ца) o Участие в общешкольных мероприятиях в течение года o Участие в городских смотрах и конкурсах o Концертная деятельность o Диагностическое тестирование и анкетирование  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ o Наличие интереса к вокально­хоровому искусству; стремление к коллективному вокально­творческому самовыражению o Владение некоторыми основами нотной грамоты o Владение голосовым аппаратом o Навыки   вокально­хоровой   деятельности   (владение   артикуляцией при исполнении; фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные   произведения;   исполнение   двух­   и   трехголосных произведений   с   аккомпанементом,   умение   исполнять   более сложные   длительности   и   ритмические   рисунки   –   синкопы, остинатный   ритм,   ноты   с   точкой   и   пунктирный   ритм;   умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи   с   его   принадлежностью   к   лирике,   драме,   эпосу;   умение исполнять   двухголосные   произведения   с   использованием различных   консонирующих   интервалов,   умение   вслушиваться   в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса) o Умение   исполнять   одноголосные   произведения   различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение  a`capella  в   унисон,   правильное   распределение   дыхания   в длинной фразе, использование цепного дыхания 6 o Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон   легато,   правильно   распределять   дыхание   во   фразе,   уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос o Умение   самостоятельно   и   осознанно   высказывать   собственные предпочтения   исполняемым   произведениям   различных   стилей   и жанров o Умение  петь  под  фонограмму  и  с  различным  аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации o Навыки культурного поведения на сцене o Участие   в   конкурсах   и   концертах,   умение   чувствовать исполняемые произведения, навыки сценического мастерства.  МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Помещения для занятий: музыкальный класс, актовый зал Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор Стулья   по   количеству   обучающихся,   скамейки,   доска   с   нотными линейками Наглядные   пособия,   инвентарь,   инструменты:   плакаты   с   нотами   и текстами песен Аудиозаписи лучших детских хоров, магнитофон Компьютер,   медиапрограмма   с   портретами   композиторов   –   авторов песен,   с   текстами   для   разучивания,   с   основными   правилами   пения,   с рисунками, поясняющими строение голосового аппарата Видеоэкран, видеофильмы с песнями для разучивания – всего 26 часов чистого звучания. УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Количество часов Всего 3 1.Вводное   занятие.  Расписание   занятий,   их содержание.   Песни   для   разучивания   о   школе, детях. Разучивание   песни   «Хорошо,   что   есть каникулы» Львова­Компанейца 2.«Хорошо,   что   есть   каникулы»   Львова­ Компанейца.   Работа   над   дыханием, 3 Из них Теория Практика 1 ­ 2 3 «Школьный   корабль»   ­   отработка  «Школьный   корабль»   ­   работа   над звукообразованием 3.  «Хорошо,   что   есть   каникулы».   Дикция, фразировка, качество звука 4.   Вокальное   искусство.   Красивый   певческий голос   и   его   характер.   Как   работает   голосовой аппарат.   Вокальный   диапазон.   Умение   петь правильно. «Школьный корабль» Струве: разбор текста; пение по партиям 5. дыханием, звукообразованием 6. художественного образа 7.О   певческом   голосе.   Возрастные   изменения голоса,   специфика   звучания   голосов.   Основные типы   певческих   голосов:   сопрано,   альт,   тенор, бас. Продолжение работы над песней о школе.  8.  Песни: «Школьный корабль», «Хорошо, что есть   каникулы».   Развитие   хоровых   навыков: умение сливать свой голос с голосами  других певцов хора, не выделяться 9.  Вокально­хоровая   работа:   «Хорошо,   что есть   Львова­Компанейца, «Школьный   корабль»   Струве   –   строй   и ансамбль, дирижерский жест 10.Правила   пения. правильного   пения. правила дыхания. Понятие «кантилена» Разучивание «Вей, ветерок», лат. нар. мел. 11.«Вей,   ветерок»   ­   работа   над   правильным дыханием   и   звукообразованием.   Повторение разученных песен 12.«Вей,   ветерок»   ­   вок.­хор.работа.   Работа над   худож.   образом:   «Школьный   корабль», «Хорошо, что есть каникулы» 13.Вок.­хор.работа: ветерок» лат.нар.мел.,   «Школьный   корабль»   Струве, «Хорошо,   что   есть   каникулы»   Львова­ Компанейца 14.Хоровое   искусство. Кабалевского о «трех китах» в музыке    Новая   песня.   Законы   Певческая   установка,     Концепция   Д.Б.   каникулы»   «Вей,   7 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 ­ 1 ­ ­ 1 ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 3 2 3 3 2 3 3 2 3 3 3 2 Работа:   «Школьный   корабль», Вок. муз.Струве. 15   Типы   хоровых   коллективов:   однородные   и смешанные хоры взрослых, детские хоры, хоры мальчиков,   народные   хоры.   Значение   хора   в оперном спектакле. Закрепление материала 16. Работа над разучиваемым вок. материалом   разучиваемого   вокального 17.Жанры хоровой музыки. Оратория и кантата. Значение   канона   как   одного   из   средств формирования   навыков   двухголосного   пения   в хоре. Работа   над   песней   «Вей,   ветерок»с использованием различных приемов: пение соло и ансамблями 18. «Вей, ветерок» ­ пение по цепочке, пение в измененной тональности. 19. «Вей, ветерок» ­ развитие хоровых навыков (уравновешивание   силы   звука   своего   голоса   с общей   звучностью   хора,   строгое   подчинение дирижерскому жесту). 20. Повторение и вок.работа над разученными песнями 21.Двухголосное   пение.   Правила   пения.   Типы голосов. Разучивание   двухголосной   песни   «Ты, соловушка, умолкни», муз. Глинки. 22. Марш – один из «трех китов» в музыке.  Разучивание «Гимн РФ», муз. Александрова. 23. Викторина, включающая в себя специальную терминологию,   отрывки   из   прослушанных произведений. Вок.­хор.работа: «Гимн РФ», «Ты, соловушка, умолкни»  24.Нотная запись.  Ранние формы нотации. Новая форма   нотной   записи.   Современное   нотное письмо. Разучивание   русской   народной   песни   «Ты, Россия, ты, Россия». 25. Длительность и группировка нот. 8 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1 ­ 1 ­ ­ ­ 1 1 1 1 1 2 3 2 3 3 3 2 2 2 2 2 II.   «Как   совершенствовалась «Ты,   Россия,   ты,   Россия»   ­   работа   над дыханием и звукообразованием. 26.   Видеофильм   нотная запись».  Повторение песен «Школьный корабль» Струве и   «Хорошо,   что   есть   каникулы»   Львова­ Компанейца. 27.  Отработка   художественного   исполнения разучиваемых песен ­ выразительные элементы музыкальной   речи,   темп   и   динамические оттенки. 28.Чтение нотного текста  I. Длительности нот и обозначения размеров. Удлиненные ноты. Паузы в музыке и их использование. Сольфеджирование.   Продолжение   работы над   русской   народной   песней   по   голосам. Работа над выразительным исполнением лат. нар. пес. «Вей, ветерок».   Затакты. 29.Чтение   нотного   текста Слигованные ноты. Триоли. Группировка нот и пауз. Простой и сложный размер.   (дыхание,   Разучивание   и   вок.   работа   звукообразование,   дикция,   интонация)   над груз.нар.пес.   Работа   над художественным образом  «Гимна РФ», муз. Александрова 30.Чтение   нотного   текста  III.   Названия   нот. Употребление диезов и бемолей. Ключи и знаки альтерации при них.  Сольфеджирование. Вок.­хор.работа (дикция, соединение партий, слаженное звучание) над груз.нар.песней.   Работа   над   выразительным исполнением «Ты, Россия, ты, Россия». 31.Гаммы. последовательность звуков. Названия гамм. Повторение   и   вокально­хоровая   работа   над выразительным   исполнением:   «Гимн   РФ» Александрова 32.   Типы   гамм:   хроматическая,   мажорная, минорная. Повторение   и   вокально­хоровая   работа   над выразительным   исполнением:   лат.   нар.   пес.   «Светлячок». Гамма     –   постепенная 9 3 3 3 1 ­ 1 3 1 3 1 3 3 1 1 2 3 2 2 2 2 2 Величина   интервала,   его «Вей, ветерок» 33. Параллельные гаммы. Повторение   и   вокально­хоровая   работа   над выразительным   исполнением   «Хорошо,   что есть каникулы» Львова­Компанейца. 34.  Исполнение   частей   песен   с   элементами гармонического и натурального минора. Пение различных   ступеней   мажорной   и   минорной гаммы, устойчивых и неустойчивых звуков.  Вок.работа над разученными песнями 35.Интервалы. основание и вершина.  Пение   от   различных   звуков   мажорных   и минорных   трезвучий.   Вок.работа   на разучиваемым репертуаром 36. Виды интервалов. Пение   от   различных   звуков   интервалов: секунды, терции, кварты, квинты, сексты на основе   лада.   Вок.работа   над   разучиваемым репертуаром 37.  Отработка   художественного   образа   в песне «Ты, Россия, ты, Россия» рус. нар. мел. (выразительные элементы музыкальной речи, динамические оттенки). 38. песне «Ты, соловушка, умолкни» Глинки. 39.Исполнительские   средства   выразительности. Видеофильм о композиторе. Разучивание песни И.Брамса «Колыбельная» 40.   Основные   средства   выразительности исполнителя:   аготика,   артикуляция,   динамика, фразировка, нюансировка. Вок.­хор.работа   над   «Колыбельной»   Брамса (правильное   и   экономное   дыхание,   ясная дикция, чистая интонация). 41. Исполнение одной и той же музыки разными коллективами и лицами. Повторение и работа над выразительностью исполнения   песни   «Школьный   корабль» Струве.  Отработка   художественного   образа   в 10 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1 ­ 1 1 ­ ­ 1 1 1 2 3 2 2 3 3 2 2 2 Биография   и 42. Знаменитые исполнители: хоры, ансамбли и солисты Вок.работа над разучиваемым репертуаром 43.Музыкальные жанры. Классическая музыка и ее стили Повторение   партий   «Колыбельной»   Брамса отдельно по голосам. 44.Традиционная (или фольклорная) музыка Вок. работа над груз. нар. песней «Светлячок» (чистые интонация и строй). 45. Стили популярной музыки. Закрепление разучиваемого вок.материала по разделам   вокально­хоровых навыков:  дикция,   фразировка,   строй   и ансамбль  Отработка   выразительного   исполнения 46. кульминаций   во   фразах   и   частях разучиваемых песен. 47.Творчество   композитора. творческий портрет А.Пахмутовой Разучивание песни А. Пахмутовой «Просьба». 48.Стилевые и жанровые особенности сочинений Пахмутовой. «Просьба»   ­   работа   над   дыханием,   дикцией, чистой интонацией. 49. Биография и творческий портрет Брамса. Вок.работа над разучиваемым репертуаром  50. Музыкальный язык Брамса, связь его музыки с народными истоками и современностью. Закрепление   нового   материала   по   разделам выработки вокально­хоровых навыков 51.  Биография   и   творческий   портрет композитора­современника Львова­Компанейца. Повторение   и   закрепление   выразительного исполнения     Львова­Компанейца «Хорошо, что есть каникулы». 52.  Стилевые   и   жанровые   особенности сочинений Львова­Компанейца Исполнение отрывков из разучиваемых песен. 53.  Биография   и   творческий   портрет композитора Г.Струве. Отработка   выразительного   исполнения выработки   песни 11 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1 1 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 дыхание.   Тематика   содержания   музыкальных кульминаций   в   песнях:   «Школьный   корабль», «Ты, Россия, ты, Россия», «Гимн РФ» 54. произведений Струве. Отработка   выразительного   исполнения кульминаций   в   песнях:   «Вей,   ветерок»,   «Ты, соловушка, умолкни», «Колыбельная» 55.Композиторы   –   классики  I.   И.С.   Бах   – величайший из всех композиторов ­ классиков. Краткий   биографический   и   творческий   путь. Искусство полифонии. Разучивание песни И. Баха «Ты шуми, зеленый бор»:   чистое   интонирование   и   строй, правильное Отработка художественного   образа   песни   Пахмутовой «Просьба»   (умение   передать   голосом выразительные   моменты   песни,   выделение музыкально­логических ударений  во фразах и кульминационных мест). 56.Композиторы – классики II. П.И. Чайковский –   один   из   самых   знаменитых   русских композиторов   –   классиков,   получивший признание еще при жизни. Продолжение вок.работы: «Ты шуми, зеленый бор» Баха, «Просьба» Пахмутовой, груз. песней «Светлячок». 57.Вокальная музыка композиторов­романтиков. Романс   –   особый   жанр   вокальной   камерной музыки. Работа над   разучиваемых песен. 58.Шуберт   –   первый   композитор   в   жанре вокальной музыки. Разучивание   песни   Ф.Шуберта   «Мельник»   по голосам. 59. Видеофильм «Вокальные циклы Ф. Шуберта» Вокально­хоровая (дыхание, интонация) над песней «Мельник» 60. Работа над дыханием; качеством звука; дикцией и артикуляцией, звукообразованием,   чистым   интонированием характером   звучания     работа   12 3 3 1 1 3 1 3 3 3 3 1 1 1 ­ 2 2 2 2 2 2 3 «Ты   шуми, Сольфеджирование партий  в   песнях:   «Мельник», зеленый бор» Баха 61.  Работа   над   качеством   звука;   чистым интонированием партий  в песнях:  «Просьба» Пахмутовой, груз. песней «Светлячок». 62.  Исполнение   отрывков   из   разучиваемых песен:   «Мельник»,   «Просьба»,   «Светлячок». Вок.работа 63.Национальная   культура   России.   Творчество композиторов­романтиков России. Продолжение   вокальной   работы   над   песней Шуберта   «Мельник»:   соединение   голосов, дикция, артикуляция, дыхание. 64.Творческое   содружество   «Могучая   кучка»   ­ утверждение   в   музыке   русского   национального стиля. Исполнение   частей   песен   с   элементами гармонического и натурального минора. простейших 65.  двухголосных мелодий в тональностях до двух знаков   в   ключе.  Отработка   выразительного исполнения разучиваемых песен 66.Вокально­хоровая   работа   над   песнями: «Мельник»,    умолкни», «Колыбельная» 67.История оперы.  Становление оперного жанра. Работа   с   партиями   и   отработка художественного   образа   в   песне   Шуберта «Мельник»  68.Первые оперные спектакли. «Мельник»   ­   работа   над   выразительной передачей музыкального образа. 69.«Большая опера» и оперетта. Пение   от   разных   звуков   с   названиями   и   без названий   звуков   мажорных   и   минорных (натуральных   и   гармонических)   гамм. Повторение песен «Ты, соловушка, умолкни», «Ты шуми, зеленый бор» 70. Видеофильм «Развитие оперного жанра» Закрепление   разученного   вок.материала   по разделам   вокально­хоровых навыков. выработки     «Ты,   соловушка, 13 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 ­ ­ 1 1 ­ ­ 1 1 1 1 3 3 2 2 3 3 2 2 2 2 71.  Сольфеджирование.   Исполнение:   «Ты шуми, зеленый бор», «Светлячок», «Мельник» 72.Что   такое   опера.   Специфика   оперного спектакля.  Разучивание   игровых   песен   с   использованием музыки. 73.Основные компоненты оперы: увертюра, ария, хор, ансамбль, речитатив. Повторение   разученных   песен   (отработка художественного образа). 74.  Игра   в  оперу:  импровизация  музыкальных вопросов и ответов. 75.Работа над новым произведением 3 3 3 3 3 3 3 3 3 76.Беседа о хорах.  Повторение­закрепление пройденного вокально­ хорового репертуара. 77.Вокально­хоровая работа над разучиваемым репертуаром   (Интонация,   строй,   слитное   и слаженное звучание голосов) 78.Вокально­хоровая работа над разучиваемым репертуаром   (Работа с партиями, используя различные методические приемы (пение соло, подгруппами, цепочкой, каноном,  a`capella  и с инструментальным сопровождением) 79.Вокально­хоровая работа над разучиваемым (Выразительное репертуаром   (художественное) песни, дирижерский жест) 80.Индивидуальные   вокальные   Работа над репертуаром 81.Индивидуальная   проверка.   Работа   над репертуаром 82.Подготовка   к   концерту.   Вок.   работа   над концертным исполнением песен для различных мероприятий и конкурсов. 83.Жанры русской народной песни. Колыбельная, хороводная, трудовая, свадебная песни.  Разучивание   польской   народной   песни «Кукушка». 84.Специфика народной песни. Вокально­хоровые навыки в работе над песней 3 исполнение занятия. 3 3 3 3       14 ­ 1 1 ­ ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 3 2 2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2 2 3 3 3 3 «Кукушка»: звуковедение, интонация, строй. 85.Музыка народов других стран Повторение­закрепление   рус.   песни   «Ты, Россия,   ты,   Россия»,   лат.   нар.   пес.   «Вей, ветерок» (передача художественных образов) 86.Времена года в народной песне. Календарные песни. Вок.­хор.работа   над   польской   песней «Кукушка»:   строй,   чистое   интонирование партий,   слаженное   их   звучание.   Отработка выразительного   исполнения   груз.   песни «Светлячок». 87.Патриотическая тема в фольклоре I. Былины и исторические песни. Повторение­закрепление   разученных   песен. Исправление недостатков в исполнении песен, в передаче художественных образов. 88.Патриотическая   тема   в   фольклоре  II. Исторические песни о русских полководцах, об Отечественной войне 1812 г. Разучивание новой песни – «Матерям погибших героев», муз. Струве. 89.Патриотическая тема в фольклоре  III. Песни гражданской и Великой Отечественной войн. Разучивание   песни   «Не   только   мальчишки», муз. Д. Кабалевского. 90.Народная   музыка   в   творчестве   русских композиторов.   Глинка   –   основатель   русской оперы. Исполнение песни «Ты, соловушка, умолкни», муз. М.Глинки. 91.Народные песни и сказки в творчестве Н.А. Римского – Корсакова. Н.   Римский­Корсаков   «Хор   птиц»   из   оп. «Снегурочка» ­ разучивание нотного текста по хоровым партиям. 92.Тема родины в творчестве С.В. Рахманинова. Совр.   нар.   пес.   «Ой,   по­над   Волгой»   ­ разучивание   по   хоровым   партиям   –   по голосам, сольфеджируя и с текстом. 93.Современные массовые песни Поочередное   соединение   партий   песни   «Ой, 3 3 3 3 3 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 по­над Волгой», с поддержкой инструмента и без нее. 94.Музыка в кино и на телевидении разученного Повторение­закрепление репертуара: «Ты, соловушка, умолкни» Глинки, «Матерям погибших героев» Струве, Хор птиц из   оп.   «Снегурочка»     Римского­Корсакова, «Хорошо,   что   есть   каникулы»   Львова­ Компанейца   и   др   (выразительное   исполнение песен).   «Ой,   по­над   Волгой»   ­   отработка слаженности голосов, чистого интонирования партий. 95.Подготовка   к   заключительному   хоровому концерту   в   школе.   Повторение   песен, разученных в течение года 96.Заключительное   занятие.   Подведение   итогов работы   вокально­хорового   объединения. Повторение   еще   не   закрепленных   тем. Музыкальная   викторина   по   пройденному материалу 16 3 1 2 3 3 ­ 1 3 2 ИТОГО 288 63 225 17 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Занятия 1­3. Вводное занятие. Работа над песней. Место   хорового   коллектива   в   жизни   школы,   расписание   занятий,   их содержание, песни для разучивания о школе, детях. Практические занятия. Начало разучивания песни о школе «Хорошо, что есть   каникулы»,   муз.   Львова­Компанейца:   показ­исполнение   сочинения; разучивание по слуху. Занятия 4­6. Вокальное искусство. Красивый   певческий   голос   и   его   характер.   Как   работает   голосовой аппарат. Вокальный диапазон. Умение петь правильно. Практические занятия.  Вокально­хоровая работа над песней о школе: разбор текста; пение по партиям; работа над дыханием, звукообразованием; отработка художественного образа. Занятия 7­9. О певческом голосе. Возрастные   изменения   голоса,   специфика   звучания   голосов.   Основные типы певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Практические   занятия.  Продолжение   работы   над   песней   о   школе. Развитие   хоровых   навыков:   умение   сливать   свой   голос   с   голосами   других певцов хора, не выделяться. Использование при этом хоровых плакатов, а также медиапрограммы с текстом песни, хоровых сборников. Занятия 10­13. Правила пения. Новая песня. Законы правильного пения: певческая установка, правила дыхания и т.д. Практические занятия.  Разучивание лирической песни «Вей, ветерок», лат. нар. мел. Разучивая лирическую, плавную песню, знакомить воспитанников с   понятием   «кантилена».   Работа   над   правильным   дыханием   и звукообразованием. Занятие 14­16. Хоровое искусство. Типы   хоровых   коллективов:   однородные   и   смешанные   хоры   взрослых, детские   хоры,   хоры   мальчиков,   народные   хоры.   Значение   хора   в   оперном спектакле. Практические занятия.  Разучивание песни в ритме вальса «Школьный корабль», муз. Струве.  Перед  началом  разучивания  рассказать  об  известной концепции Д.Б. Кабалевского о «трех китах» в музыке – песне, танце и марше. 18 Занятия 17­20. Жанры хоровой музыки. Оратория и кантата. Значение канона как одного из средств формирования навыков двухголосного пения в хоре. Практические   занятия.  Работа   над   песней   «Вей,   ветерок»   с использованием   различных   приемов,   активизирующих   процесс   разучивания: пение соло и ансамблями, пение по цепочке, пение в измененной тональности. Развитие хоровых навыков (уравновешивание силы звука своего голоса с общей звучностью хора, строгое подчинение дирижерскому жесту). Занятия 21­23. Двухголосное пение. Правила пения. Типы голосов. Практические занятия. Разучивание двухголосной песни «Ты, соловушка, умолкни»,   муз.   Глинки.   Проведение   викторины,   включающей   в   себя специальную терминологию, отрывки из прослушанных произведений. Начало разучивания торжественной песни «Гимн РФ», муз. Александрова. Напомнить участникам хора о том, что марш – один из «трех китов» в музыке. Занятия 24­27. Нотная запись. Ранние формы нотации. Новая форма нотной записи. Современное нотное письмо.   Длительность   и   группировка   нот.   Использование   соответствующих плакатов   и   дидактического   материала,   а   также   медиапрограммы   «Как совершенствовалась нотная запись». Практические   занятия.  Разучивание   русской   народной   песни   «Ты, Россия, ты, Россия». Работа над дыханием и звукообразованием. Повторение песен «Школьный корабль» Струве и «Хорошо, что есть каникулы» Львова­ Компанейца. Отработка художественного исполнения (выразительные элементы музыкальной речи, темп и динамические оттенки). Занятие 28. Чтение нотного текста I. Длительности   нот   и   обозначения   размеров.   Удлиненные   ноты.  Паузы   в музыке и их использование. Практические   занятия.  Пение   всех   звуков   лада   в   виде   постепенного звукоряда.   Сольфеджирование.   Продолжение   работы   над   русской   народной песней по голосам. Работа над интонацией и строем. Повторение и работа над выразительным исполнением лат. нар. пес. «Вей, ветерок». Занятие 29. Чтение нотного текста II. Затакты. Слигованные ноты. Триоли. Группировка нот и пауз. Простой и сложный размер. 19 Практические   занятия.  Исполнение   вокальных   упражнений   с разнообразным ритмом, включая восьмую с точкой и триоли. Разучивание и вокальная   работа     (дыхание,   звукообразование,   дикция,   интонация)   над грузинской   народной   песней   «Светлячок».   Работа   над   художественным образом торжественной песни «Гимн РФ», муз. Александрова. Занятие 30. Чтение нотного текста III. Названия нот. Употребление диезов и бемолей. Ключи и знаки альтерации при них. Практические занятия.  Сольфеджирование простейших двухголосных мелодий в тональностях до двух знаков в ключе. Вокально­хоровая работа (дикция, соединение партий, слаженное звучание) над грузинской народной песней. Работа над выразительным исполнением рус. нар. песни «Ты, Россия, ты, Россия». Занятия 31­34. Гаммы. Гамма –  постепенная  последовательность   звуков.   Названия   гамм.  Типы гамм: хроматическая, мажорная, минорная. Параллельные гаммы. Практические   занятия.  Пение   от   разных   звуков   с   названиями   и   без названий звуков мажорных и минорных (натуральных и гармонических) гамм. Исполнение   частей   песен   с   элементами   гармонического   и   натурального минора. Пение различных ступеней мажорной и минорной гаммы, устойчивых и   неустойчивых   звуков.   Повторение   и   вокально­хоровая   работа   над выразительным исполнением: «Гимн РФ» Александрова, лат. нар. пес. «Вей, ветерок», «Хорошо, что есть каникулы» Львова­Компанейца. Занятия 35­38. Интервалы. Величина интервала, его основание и вершина. Виды интервалов. Практические   занятия.  Пение   от   различных   звуков   мажорных   и минорных трезвучий и интервалов: секунды, терции, кварты, квинты, сексты на основе лада. Отработка художественного образа в песнях: «Ты, соловушка, умолкни» Глинки, «Ты, Россия, ты, Россия» рус. нар. мел. (выразительные элементы музыкальной речи, динамические оттенки). Занятия 39­42. Исполнительские средства выразительности. Знаменитые исполнители: хоры, ансамбли и солисты. Основные средства выразительности   исполнителя:   аготика,   артикуляция,   динамика,   фразировка, нюансировка.  Исполнение одной и той же музыки разными  коллективами  и лицами. Практические   занятия.   Озвучивание   видеофильма   о   композиторе,   Для   озвучивания   используется   подбор исполнителе­музыканте. 20 соответствующих   музыкальных   иллюстраций   в   виде   аудиозаписи   разных исполнителей. Использование медиапрограммы с краткими характеристиками исполнительских   средств   выразительности.  Разучивание   песни  И.Брамса «Колыбельная» и вокально­хоровая работа над ней (правильное и экономное дыхание,   ясная   дикция,   чистая   интонация).   Повторение   и   работа   над выразительностью исполнения песни «Школьный корабль» Струве. Занятия 43­46. Музыкальные жанры. Классическая музыка и ее стили, традиционная (или фольклорная) музыка, стили популярной музыки. Практические   занятия.  Повторение   партий   «Колыбельной»   Брамса отдельно   по   голосам.   Вокальная   работа   над   груз.   нар.   песней   «Светлячок» (чистые интонация и строй). Занятия 47­54. Творчество композитора. Биография   и   творческий   портрет   автора   изучаемого   произведения. Стилевые,   жанровые   и   национальные   особенности   его   сочинений, музыкальный язык, связь с народными истоками и современностью, тематика содержания (патриотизм, любовь к родной природе, героика, лирика и т.д.). Практические занятия.  Разучивание песни А. Пахмутовой «Просьба». Показ­исполнение   сочинения.   Разбор   текста.   Разучивание   по   хоровым партиям. Работа над дыханием, дикцией, чистой интонацией. Повторение и закрепление выразительного исполнения песни Львова­Компанейца «Хорошо, что есть каникулы». Занятие 55. Композиторы – классики I. И.С.   Бах   –   величайший   из   всех   композиторов   ­   классиков.   Краткий биографический   и   творческий   путь.   Искусство   полифонии.   Аудиозаписи отрывков из месс и ораторий Баха. Практические занятия. Разучивание песни И. Баха «Ты шуми, зеленый бор»:   чистое   интонирование   и   строй,   правильное   дыхание.   Отработка художественного   образа   песни   Пахмутовой   «Просьба»   (умение   передать голосом   выразительные   моменты   песни,   выделение   музыкально­логических ударений во фразах и кульминационных мест). Занятие 56. Композиторы – классики II. П.И. Чайковский – один из самых знаменитых русских композиторов – классиков,   получивший   признание   еще   при   жизни.   Краткая   биография   и вокальное   творчество   Чайковского.   Аудиозаписи   отрывков   из   опер Чайковского:   «Евгений   Онегин»,   «Пиковая   дама»,   Финал   4­й   симфонии   с введенной в него мелодией народной песни «Во поле береза стояла» и др. 21 Практические   занятия.  Продолжение   вокальной   работы   с использованием   различных   методических   приемов   над   песнями:   «Ты   шуми, зеленый бор» Баха, «Просьба» Пахмутовой, груз. песней «Светлячок». Работа над характером звучания песен. Занятия 57­62. Вокальная музыка композиторов­романтиков. Романс –  особый  жанр   вокальной  камерной  музыки.  Шуберт –  первый композитор в этом жанре. Использование медиапрограммы «Вокальные циклы Ф.   Шуберта»,   аудиозаписи   фрагментов   вокальных   циклов   «Зимний   путь»   и «Прекрасная мельничиха». Практические  занятия.  Разучивание   песни   Ф.Шуберта   «Мельник»   по голосам. Вокально­хоровая работа (дыхание, интонация). Занятия 63­66. Национальная культура России. Творчество   композиторов­романтиков   России.   Творческое   содружество «Могучая кучка» ­ утверждение в музыке русского национального стиля. Практические   занятия.  Продолжение   вокальной   работы   над   песней Шуберта «Мельник»: соединение голосов, дикция, артикуляция, дыхание. Занятия 67­71. История оперы. Становление   оперного   жанра.   Первые   оперные   спектакли.   «Большая опера» и оперетта. Использование медиапрограммы «Развитие оперного жанра», аудиозаписей фрагментов из опер и оперетт. Практические занятия. Работа с партиями и отработка художественного образа   в   песне   Шуберта   «Мельник»,   работа   над   выразительной   передачей музыкального образа. Занятия 72­74. Что такое опера. Игра в оперу. Специфика   оперного   спектакля,   его   основные   компоненты:   увертюра, ария, хор, ансамбль, речитатив. Практические   занятия.  Игра   в   оперу:   импровизация   музыкальных вопросов и ответов, попытка на этой основе выявить наиболее одаренных детей для   углубленных  занятий   по   вокальной   импровизации.  Разучивание   игровых песен   с   использованием   музыки.   Повторение   разученных   песен   (отработка художественного образа). Занятия 75­76. Работа над новым произведением. Занятие   начинается   общей   репетицией.   В   ходе   ее   проверяется   степень овладения   каждым   участником   песенным   репертуаром   как   при индивидуальном, так и при групповом музицировании. Далее ведется работа по голосам,   в   процессе   которой   устраняются   обнаруженные   исполнительские 22 погрешности. Затем вновь собирается хоровой коллектив в полном составе: уточняется исполнительский план, отрабатываются отдельные трудные места произведения. Занятие заканчивается беседой о хорах. Затем проводится повторение­ закрепление пройденного вокально­хорового репертуара. Занятия   77­79.   Вокально­хоровая   работа   над   разучиваемым репертуаром. Практические занятия: o Дыхание (брать спокойно, не поднимая плеч, распределяя его до конца фразы) o Звукообразование,   дикция   и   артикуляция   (гласные   в   пении произносить протяжно, а согласные коротко и отчетливо) o Работа   с   партиями,   используя   различные   методические   приемы  a`capella  и   с (пение   соло,   подгруппами,   цепочкой,   каноном, инструментальным сопровождением) o Интонация, строй, слитное и слаженное звучание голосов, умение следить за пением своей и другой хоровой партии o Выразительное (художественное) исполнение песни o Дирижерский жест Занятие   80.   Индивидуальные   вокальные   занятия.   Работа   над репертуаром. Занятие начинается с индивидуального пения разученных песен. После индивидуальных   занятий   собирается   хор   для   повторения   и   закрепления отдельных разученных песен. Занятие 81. Индивидуальная проверка. Работа над репертуаром. Занятие   начинается   с   проверки   домашнего   задания   в   индивидуальном порядке. Проверяется чистое интонирование партий. На групповом занятии продолжается вокальная работа над какой­либо из разученных песен (ликвидируются погрешности в исполнении). Занятие 82. Подготовка к концерту. Индивидуальная работа по голосам и партиям. Начало   вокальной   работы   над   концертным   исполнением   песен   для различных мероприятий и конкурсов. Занятия   83­85.   Жанры   русской   народной   песни.   Музыка   народов других стран. 23 Колыбельная,   хороводная,   трудовая,   свадебная   песни.   Специфика народной песни. Практические   занятия.  Разучивание   польской   народной   песни «Кукушка».   Вокально­хоровые   навыки:   звуковедение,   интонация,   строй. Повторение­закрепление рус. песни «Ты, Россия, ты, Россия», лат. нар. пес. «Вей, ветерок» (передача художественных образов песен). Занятие 86. Времена года в народной песне. Календарные песни. Исполнение в определенное время года, в периоды сельскохозяйственных   работ.   Разнообразие   календарных   песен:   веснянки, масленичные,   колядки,   авсеньки,   жневные,   покосные   и   др.   Тема   труда   в календарных песнях. Связь фольклора с процессом труда: трудовые песни и припевки. Практические   занятия.  Вокальные   упражнения   на   основе   несложных календарных песен. Вокально­хоровая работа над польской песней «Кукушка»: строй,   чистое   интонирование   партий,   слаженное   их   звучание.   Отработка выразительного исполнения груз. песни «Светлячок». Занятие 87. Патриотическая тема в фольклоре I. Былины и исторические песни. Образы русских богатырей. Темы защиты Родины, борьбы за независимость. Практические   занятия.  Повторение­закрепление   разученных   песен. Исправление   недостатков   в   исполнении   песен,   в   передаче   художественных образов. Занятие 88. Патриотическая тема в фольклоре II. Исторические песни о русских полководцах, об Отечественной войне 1812 г. Песенные сюжеты о Степане Разине и Емельяне Пугачеве. Практические занятия. Разучивание новой песни – «Матерям погибших героев»,   муз.   Струве.  Показ­исполнение,   разбор   текста.   Разучивание   по хоровым   партиям.   Вокально­хоровая   работа:   дыхание,   звукообразование, дикция, интонация. Занятие 89. Патриотическая тема в фольклоре III. Песни   гражданской   и   Великой   Отечественной   войн.   Жанровое   и тематическое   многообразие   песен:   марши,   песни   о   героях,   лирические, сатирические,   победные   и   др.   Любовь   к   Родине,   чувство   патриотизма   в народных   песнях.   Использование   аудиозаписи   песен   «Ладога»,   «Шел ленинградский паренек» и др. Практические занятия.  Разучивание песни с патриотической тематикой «Не   только   мальчишки»,   муз.   Д.   Кабалевского.   Следить   за   чистым 24 интонирование партий, исполнение по голосам. Повторение ранее изученного, подготовка   к   концертной   деятельности.   Отработка   художественного   образа «Матерям погибших героев» Струве. Занятие 90. Народная музыка в творчестве русских композиторов I. Народная музыка в творчестве М.И. Глинки. Глинка – основатель русской оперы.   Слушание  в   аудиозаписи   романсов  Глинки  «Венецианская  ночь», «Я здесь, Иннезилья…», «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье» на ст. А.С. Пушкина, фрагментов из оп. «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин». Практические занятия.  Разучивание песни «Ты, соловушка, умолкни», муз. М.Глинки.  Разбор текста, раскрытие содержания. Разучивание нотного текста по хоровым партиям. Занятие 91. Народная музыка в творчестве русских композиторов II. Народные   песни   и   сказки   в   творчестве   Н.А.   Римского   –   Корсакова. Прослушивание в аудиозаписи фрагментов из оп. «Садко», «Снегурочка». Практические   занятия.  Н.   Римский­Корсаков   «Хор   птиц»   из   оп. «Снегурочка». Исполнение произведения, раскрытие содержания. Разучивание нотного текста по хоровым партиям. Работа над художественным образом. Вокальная работа над песней М.И. Глинки (интонация и строй). Занятие 92. Тема родины в творчестве С.В. Рахманинова. Краткая   биография   и   творческое   становление   композитора.   Стиль Рахманинова. Прослушивание  в  аудиозаписи  фрагментов  из монументальной поэмы для солистов, хора и оркестра «Колокола», из кантаты на ст. Некрасова «Весна», «Три русские песни» для хора и оркестра, романсов «Сирень» на сл. Е.Бекетовой, «Маргаритки» на сл. И.Северянина. Практические   занятия.  Совр.   нар.   пес.   «Ой,   по­над   Волгой». Исполнение­показ   партитуры   на   инструменте   и   ее   разбор.   Разучивание   по хоровым   партиям   –   по   голосам,   сольфеджируя   и   с   текстом.   Работа   над интонацией, дыханием и звуковедением. Занятие 93. Современные массовые песни. Значение песни в жизни народов; наиболее известные песни, связанные с выдающимися событиями в истории нашей страны. Практические   занятия.  Исполнение   участниками   хора   фрагментов   из песен как иллюстраций к проведенной беседе, прослушивание записей песен в исполнении профессиональных хоров.  Поочередное соединение партий песни «Ой, по­над Волгой», с поддержкой инструмента и без нее. Занятие 94. Музыка в кино и на телевидении. 25 Музыка – замечательное средство характеристики героев кинофильмов и телепередач, времени и среды, отображаемой на экране. Тематическая музыка. Практические занятия. Повторение­закрепление разученного репертуара: «Ты, соловушка, умолкни» Глинки, «Матерям погибших героев» Струве, Хор птиц из оп. «Снегурочка»  Римского­Корсакова, «Хорошо, что есть каникулы» Львова­Компанейца   и   др   (выразительное   исполнение   песен).   «Ой,   по­над Волгой» ­ отработка слаженности голосов, чистого интонирования партий. Занятие   95.   Подготовка   к   заключительному   хоровому   концерту   в школе. Занятие   строится   как   итоговое   и   посвящено   подготовке   к   смотру хорового коллектива в школе. Повторяются песни, разученные в течение года,   закрепляются   знания   о   голосах,   хорах,   жанрах   хоровой   музыки,   о народной,   классической   музыке   и   произведениях   композиторов­ современников. Занятие 96. Заключительное занятие. Подведение итогов работы вокально­хорового объединения. Повторение еще не закрепленных тем. Проведение музыкальной викторины по пройденному материалу.   Рассказы   участников   хора   о   практической   пользе,   которую   они извлекли из занятий, об их планах на будущее. Примерные вопросы к викторине: 1) Откуда этот музыкальный отрывок? Подготовить список музыкальных произведений, отрывки из которых в собственном исполнении или записи демонстрируются участникам. 2) Что вы знаете о композиторе? Приведите малоизвестные факты из биографии композитора, вопросы о его сочинениях и т. п. 3) Вопросы о творчестве П.И. Чайковского: o Какая   народная   песня   использована   им   в   музыке   арабского   танца («Кофе») из балета «Щелкунчик»?  (Грузинская народная песня «Иав нана».) o Кому   принадлежит   текст   дуэта   Лизы   и   Полины   из   оперы   «Пиковая дама»: «Уж вечер…»? (Русскому поэту В.А. Жуковскому.) o Какой   музыкальный   инструмент   Чайковский   первым   из   русских композиторов ввел в свои сочинения?  (Челесту – она использована в балете «Щелкунчик» и симфонической балладе «Воевода».) 4) Расскажите об опере: o Где и когда возникла опера как музыкальный жанр? o Кто из русских композиторов прославился прежде всего как оперный композитор? 26 o Из   каких   оперных   сочинений   взяты   слова:   «Близится   час   торжества моего…», «Что день грядущий мне готовит?» и т.д. o Для   каких   голосов   написаны   партии   Сусанина,   Германа,   Онегина, Шемаханской царицы? 5) Что вам известно о народной музыке? Участникам демонстрируются (в диапозитивах) народные инструменты, фрагменты   народной   музыки,   приводятся   высказывания   музыкантов   о народной песне и музыке с просьбой прокомментировать их. Уместен   вопрос­просьба:   исполнить   народную   песню,   назвать прозвучавшее произведение. 6) Что хотел сказать автор? Ведущий   читает   отрывок   из   высказывания   композитора,   выдающегося деятеля,   писателя   о   музыке,   музыкантах.   Прокомментируйте   это высказывание, по­своему раскройте его смысл. Примеры: «Кто   откликается   на   одну   плясовую   музыку,   откликается   не   сердцем,   а ногами» (В.Г. Белинский). o «Не   существует   никаких   родов   музыки,   кроме   двух   –   хорошей   и дурной» (Ж. Бизе). o «В музыке одной наслаждение совпадает с живым исполнением»  (Ф. Энгельс). УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература для педагога: 1. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. ­ М.: Музыка, 1952; 2. Баранов Б.В. Курс хороведения. ­ М.: ПОП Музфонда, 1991; 3. Блинова   М.П.   Некоторые   вопросы   музыкального   воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. ­ М.: Просвещение, 1964; 4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – СПб.: Музыка, 2000; 5. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15 / Под ред. В.С. Фомина. – М.: Музыка, 1977; 27 6. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота. – М.: Аквариум ЛТД, 2004; 7. Добровольская Н. Вокально­хоровые упражнения в детском хоре. – М.: Музыка, 1987; 8. Дронов В.П., Румер М.А. Сольфеджио. Уч. пособие. – М.: УчПедГиз, 1949; 9. Емельянов В.В. Развитие голоса / Координация и тренаж. ­ СПб.: Лань, 1997; 10.Емельянов   В.В.   Фонопедический   метод   формирования   певческого голосообразования / Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука, 1991; 11.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Изд­е 2­е, доп. и перераб. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006; 12.Лужный В. Музыкальная грамота в школе. Методическое пособие для учителей   музыки   общеобразовательных   школ.   –   Киев:   Музыкальная Украина, 1977; 13.Малинина   Е.М.   Вокальное   воспитание   детей.   ­   М.:   Советский композитор, 1967; 14.Морозов В. В помощь педагогу­музыканту. ­ М.: Музыка, 1965; 15.Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10 / Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1975; 16.Овчинникова   Т.Н.   Об   отборе   репертуара   для   работы   с   хоровым коллективом. – М.: 1990; 17.Огороднов   Д.Е.   Музыкально­певческое   воспитание   детей   в общеобразовательной школе. ­ Киев: Музыкальная Украина, 1988; 18.Осенева   М.С.,   Самарин   В.А.,   Уколова   Л.И.   Методика   работы   с вокально­хоровым коллективом / Уч. пособие. – М.: 1999; 19.Пение в школе. Вып.3. Сост. и перелож. Ан.Гаценко, И. Зикса. – М.: Советский композитор, 1976; 20.Пение   в   школе.  Вып.6.   Сост.  и   перелож.   И.  Зикса. –  М.:   Советский композитор, 1979; 21.Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М.: 1996; 22.Попов   С.   Организационные   и   методические   основы   работы самодеятельного хора. ­ М.: Профиздат, 1964; 23.Сагитов   С.   Методика   музыкально­теоретического   образования участников   коллективов   художественной   самодеятельности.   М.: Музыка, 1972; 24.Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. ­ М.: 1994; 25.Струве Г.А. Школьный хор. ­ М.: Музыка, 1981; 26.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992; 28 27.Тарасова   Е.Г.   Целительные   силы   искусства.   Арт­педагогические техники и приемы. Метод.пособие / Под общ. ред. С.В. Федотовой. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006; 28.Тевлина   В.К.   Вокально­хоровая   работа.   Музыкальное   воспитание   в школе / Вып. 15. ­ М.: Музыка, 1982; 29.Учебное  пособие  по пению. Для  пед. училищ /  Под  ред. проф. В.Н. Шацкой. – М.: УчПедГиз, 1949; 30.Чесноков   П.Г.   Хор   и   управление   им.   ­   М.:   Музгиз,   1961. Рекомендуемая литература для обучающихся: 1. Антология   советской   детской   песни.   Вып.   2   /   Сост.   Е.В. Николаева и М.В. Борисова. – М.: Музыка, 1987; 2. Викторов В., Садовский М. Звонкие судьбы. – М.: Просвещение, 1980; 3. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. 2­е изд­е, перераб. и доп. – М.: Музыка, 1971; 4. Война и музы.  II  часть. Великая Отечественная война 1941­1945 годов.   Литературно­музыкальный   альманах.   –   Молодежная эстрада: №№ 3­5, 2003; 5. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. Изд. 6­е. – М.: Музыка, 1977; 6. Кабалевский  Д. Ровесники. /  Беседы  о  музыке   для  юношества. Переизд­е. – М.: Музыка, 1987; 7. Кленов   А.   Там,   где   музыка   живет.   3­е   изд­е,   исправл.   –   М.: Педагогика­Пресс, 1994; 8. Левашева Г. Скоро премьера! Рассказы о музыкальном театре. – Ленинград: Дет. лит­ра, 1991; 9. Музыка – детям. Вопросы музыкально­эстетического воспитания. Вып. 3 / Сост. Л. Михеева. – Ленингр.отдел­е: Музыка, 1976: 10.Музыка / Пер. с англ. В.Сазанова. Под ред. Н.С. Кочаровой. – М.: Астрель, АСТ, 2003; 11.Мы тоже Советская власть. Изд­е второе, переработанное / Сост. В.П. Рыжкова. – М.: Музыка, 1987; 12.Нам открыты все пути. Сост. В. Рыжкова. – М.: Музыка, 1977; 13.Пионерский музыкальный клуб. Вып. 21 / Сост. О. Очаковская. – М.: Музыка, 1987; 14.Прохорова   И.,   Скудина   Г.   Советская   музыкальная   литература. Для  VII  класса детской музыкальной школы. 4­е издание. – М.: Музыка, 1978; 15.Русские народные песни. Вып. 82. 2­е изд. / Сост. А.Володина. – М.: Музыка, 1974; 29 16.Сказка   в   творчестве   Н.А.   Римского­Корсакова   /   Под   ред.   Т. Коровиной. – М.: Музыка, 1987; 17.Тарасов   Л.   Волшебство   оперы.   Очерки.   –   Ленинград:   Детская литература, 1979; 18.Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы: 6 класс. Сост. Ю.И. Челкаускас. – М.: Просвещение, 1991.

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Вокально-хоровое искусство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2019