Реализация этнокультуроведческого компонента на интегрированных уроках русского языка в 5 – 6 классах при изучении раздела «Лексики».
Духовная составляющая человека – это язык и культура. Каждый народ из поколения в поколение передает свой опыт, свое духовное богатство, создавая историю материальной и духовной культуры своего этноса. Каждое последующее поколение вбирает в себя и развивает все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогащается многообразием духовных ценностей общества.
Образование сегодня – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на формирование нравственной и духовно богатой личности. Ребенок в школе приобретает знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития. Одним из основных принципов государственной политики и в сфере образования является развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, поэтому необходимо реализовывать этнокультурный компонент в образовательном процессе.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».
Мы живем в Республике Коми, богатой не только природными ресурсами, но и культурой. На нашей суровой земле в мире и согласии проживают люди самых разных национальностей, и каждый из них, кто дорожит этим лесным краем, должен знать историю, культуру и традиции Коми земли.
В нашей образовательной организации обучаются разные дети: для одних коми язык является родным, а для других родной язык – русский. На уроках русского языка с помощью дидактических материалов и во внеурочное время я стараюсь знакомить учащихся с коми национальной культурой. Использование на уроках дидактического материала этнокультурной направленности способствует воспитанию интереса школьников к национальной культуре, формированию любви к малой родине, к Республике Коми.
Содержание каждого задания – это лишь часть необходимой информации, но, я надеюсь, что постепенно из этих крупиц сложится представление о родном крае, как крае, богатом национальной культурой, интересными людьми, прекрасной природой.
Методика обучения русскому языку предполагает введение в обучение лексики и текстов, поэтому подбираются тексты этнокультурной направленности: сведений об истории коми народа и его языка, о быте, традициях, культуре, северной природе. При работе с текстом учитель может поставить перед детьми несколько грамматических заданий, предполагаемых в том или ином классе.
Включение в процесс обучения русскому языку текстов этнокультурной тематики обогащает урок. Нравственно - этическое содержание текстов способствует формированию патриотических чувств школьников, воспитанию их национального самосознания.
Работа по созданию этнокультурного компонента в обучении русскому языку – это новый подход к обучению русскому языку, один из возможных путей приобщения школьников к ценностям национальной культуры посредством слова.
Этнокультурная направленность уроков находит свое логическое продолжение во внеурочной деятельности, которая включает проведение классных часов, участие в исследовательской деятельности, разработку народных календарных, православных праздников. В рамках школьного конкурса исследовательских работ мы представили исследовательскую работу «Разрушенный храм деревни Картаель», который вызвал большой интерес среди слушателей. Теперь эту работу я использую в 5 классе на уроках ОДНКНР в модуле «Основы православной культуры», также в программу «Основ православной культуры» я включила темы «Распространение христианства на территории Республики Коми», «Храмы и монастыри на Коми земле».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.