Реализация индивидуального подхода при разработке СИПР.

  • pptx
  • 05.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ченцова.pptx

Реализация индивидуального подхода при разработке СИПР

Выполнила:
педагог-психолог
Ченцова И.Ю.

Термин «СИПР»

специальная индивидуальная программа развития, которая разрабатывается по рекомендации ПМПК для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и/или множественными нарушениями развития.
Документ, включающий обоснованное (оценкой актуального развития обучающегося на начало учебного года) содержание образования ребенка на один учебный год, направленный на максимальную реализацию его особых образовательных потребностей, потребностей в уходе и присмотре, а также сотрудничество с семьей или лицами ее заменяющими в интересах образования и развития ребенка

Целевое назначение СИПР заключается в удовлетворении специфических образовательных потребностей обучающихся.
СИПР разрабатывается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников.
Временной период реализации СИПР составляет один учебный год.
СИПР разрабатывается на обучающихся вне зависимости от формы получения образования.

Сайт - помощник в разработке и структурировании СИПР

Навигация по сайту

Согласно п. 2.9.1 приложения ФГОС структура СИПР включает:

1. Общие сведения о ребёнке.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования в условия организации и семьи:
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
4.3. Внеурочная деятельность.
4.4. Нравственное воспитание.
4.5. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Согласно п. 2.9.1 приложения ФГОС структура СИПР включает:

Создание экспертной группы

В состав экспертной группы входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:
учитель класса,
учитель-дефектолог,
учитель-логопед,
учитель физкультуры,
учитель музыки,
воспитатель / ассистент / тьютор,
педагог-психолог,
другие специалисты

Оценка развития обучающегося на момент составления программы (характеристика)

Составляется экспертной группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в образовательной организации в первые недели учебного года.
1. Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.);
2. Данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3. Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных и групповых), фиксация:
особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
речевых и коммуникативных возможностей;


игровой деятельности,
базовых учебных действий,
предметно-практических действий,
навыков самообслуживания (степень самостоятельности при самообслуживании),
навыков бытовой и трудовой деятельности,
академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.);
3.4. Оценка потребности в уходе и присмотре;
3.5. Выводы по итогам оценки:
приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения, другие выводы.

Оценка развития обучающегося на момент составления программы (характеристика)

Определение содержания образования и составление индивидуального учебного плана

С учетом выводов по результатам оценки и обозначенных приоритетов параллельно заполняется разделы III и IV СИПР - отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана.
1. Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов (из учебного плана АООП в ИУП);
2. Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям;
3. Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР (в текстовом формате);
4. Выбор и внесение с СИПР содержания (мероприятия, занятия) внеурочной деятельности;
5. Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП

Индивидуальный учебный план

Предмет

Индивидуальные занятия

Групповые занятия

Учитель- дефектолог

Учитель-логопед

Учитель физкультуры

Учитель музыки

Учитель ИЗО

Учитель-
дефектолог

Обязательная часть

Речь и альтернативная коммуникация

1

Математические представления

Окружающий природный мир

0,5

Человек

Окружающий социальный мир

Музыка и движение

Изобразительная деятельность

Адаптивная физкультура

Коррекционно- развивающие занятия

1

Индивидуальный учебный план

Предмет

Индивидуальные занятия

Групповые занятия

Учитель- дефектолог

Учитель-логопед

Учитель физкультуры

Учитель музыки

Учитель ИЗО

Учитель-
дефектолог

Сенсорное развитие

1

Предметно-практические действия

0,5

Двигательное развитие

1,5

Альтернативная коммуникация

0,5

Всего:

5,5

1

1,5

0

Составление СИПР

Выберите подраздел

Выбор нужных критерий

Формирование содержательного раздела СИПР в текстовом формате

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

8.30-9.10

9.10- 9.20

9.20-10.00

10.00-10.20

10.20-11.00

11.00-11.10

11.10-11.50

11.50-12.10

12.10-12.50

Пн.

Вт.

Обед
Помощь в кормлении
Гигиенические процедуры
присмотр

Ср.

Обед
Помощь в кормлении Гигиенические процедуры
присмотр

Составляется с учетом расписания занятий

1. Выявление запроса семьи на:
консультирование;
психологическую помощь;
участие в семинарах, тренингах и др.;
2. Заключение договора о сотрудничестве;
3. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
4. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Организация сотрудничества с семьей

ПРОТОКОЛ обсуждения специальной индивидуальной программы развития обучающегося ____ ступени ГБОУ СО

УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители Специалисты ГБОУ СО

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители (законные представители) ознакомились с содержанием проекта специальной индивидуальной программы развития (СИПР) на 20__– 20____ учебный год, разработанной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
В ходе обсуждения проекта СИПР сделаны следующие предложения: _______.
Родители и специалисты договорились о совместной работе над реализацией СИПР в 20___– 20__ учебном году.
ПОДПИСИ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители Специалисты ГБОУ СО

Методы и формы работы образовательной организации в рамках Программы сотрудничества с семьей

При разработке данной программы необходимо учитывать следующие особенности:
знакомство с семьёй;
учёт особенности семьи при планировании совместных мероприятий ;
разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей ;
определение роли семьи в образовательном процессе.



ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
Стороны обязуются совместно действовать:
для осуществления комплексной помощи в физическом и психическом развитии ребенка;
для обучения и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей с целью его социальной адаптации и включения в жизнь общества;
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
 Участники договора несут ответственность за соблюдение договора, который не может ограничивать установленные законодательством РФ права и обязанности сторон.
Настоящий договор действует со дня подписания в течение одного года. В случае, если стороны не выражают намерений выйти из договора или изменить его, он автоматически продлевается на следующий год.




Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие.
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения


Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Важно знать!!!

Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!