Реализация методики работы над художественным словом
Оценка 4.8

Реализация методики работы над художественным словом

Оценка 4.8
docx
28.12.2023
Реализация методики работы над художественным словом
Реализация методики работы над художественным словом.docx

Реализация методики работы над художественным словом на уроках литературного чтения

 

Тема урока: В. Бианки «Музыкант».

Тип урока: получение новых знаний.

Цель: ознакомить обучающихся с творчеством В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

Задачи урока:

– предметные (овладение навыками чтения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, анализ текста по наводящим вопросам учителя; прогнозирование содержания текста по его заглавию; определение последовательности событий; восприятие на слух прочитанного);

– метапредметные (ставить учебные цели и задачи; учить работать в парах; развивать коммуникацию, дружелюбие в общении; расширить представления о взаимоотношениях человека с природой);

– личностные (развивать речь, внимание, мышление; прививать любовь к природе).

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

УМК: учебник литературного чтения.

Средства обучения: школьная доска, иллюстрации, аудиозапись, ноутбук.

Ход урока Организационный момент Девочки, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте учителей кивком головы. Начнем наш урок с девиза: Мало уметь читать, нужно уметь думать.

1. Актуализация знаний.

Речевые разминки

На уроке мы будем много говорить, значит, нам нужно подготовить к работе свой речевой аппарат: губы, язык и голосовые связки. Для этого прежде всего выполним зарядку для языка и губ:

– упражнение «Уборка» – кончиком языка проводим по деснам сначала по часовой стрелке, потом в обратном направлении (2 раза);

– упражнение «Шпага» – острым крепким языком изнутри колем щеки (2 раза);

– упражнение «Улыбка» – губы растяните в улыбку и верните в исходное положение (2 раза).

Споем, четко проговаривая звуки (и э а о у ы).

Добавим эмоций и выразительности: – удивились – испугали подружку – испугались сами – разочаровались – улыбнулись Отлично! Можем продолжать работу.

Проверка домашнего задания. (На доске 3 картинки — утята, стрекоза, утенок Алеша) Как эти иллюстрации связаны с домашним заданием? Что было задано домой? (прочитать рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» и ответить на вопросы). Проверим, как вы выполнили задание.

Внимательно слушайте вопросы:

– кого хозяйка кормила по утрам рублеными яйцами?

– кто вылетал из сада?

– как вели себя утята?

 – что делала стрекоза?

Для ответа на следующий вопрос вам понадобится учебник. Откройте его по закладке.

 – кто пришел к утятам однажды в гости? (найдите в тексте)

– что пообещал утенок Алеша? (найдите в тексте)

– что Алеша сделал со стрекозой?

– как изменилась жизнь утят? (найдите в тексте)

– кем оказался утенок Алеша

– храбрецом или хвастуном?

Молодцы, все правильно, а сейчас закройте учебники.

Проверим, как хорошо вы знаете текст и насколько вы внимательны. Выполним задание от Незнайки: я буду зачитывать строки из рассказа, но в них будут некоторые неточности. Вам нужно помочь Незнайке восстановить текст.

… Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая …

МУХА (СТРЕКОЗА) и начинала кружиться над ними.

…..Они боялись, что стрекоза их всех СЪЕСТ (ПЕРЕКУСАЕТ).

…..Вечером ДЕВОЧКА (ХОЗЯЙКА) убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши ГУСЯТА (УТЯТА) заболели, что-то они ничего не едят».

– Ну, смотрите, – сказал ВЕСЕЛЫЙ (СМЕЛЫЙ) Алеша, – сейчас я буду СРАЖАТЬСЯ (ДРАТЬСЯ) с вашей стрекозой.

Молодцы, справились с заданием.

Грамматическая работа.

Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно вспомнить уроки русского языка:

– Скажите, как можно назвать слова УТЯТА и УТЕНОК? (родственные или однокоренные слова). Докажите (у этих слов есть общая часть «УТ» и общее лексическое значение).

– Вспомните синоним к слову ХРАБРЫЙ, мы встречали это слово в тексте (СМЕЛЫЙ), а теперь придумайте антоним к слову ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ). Скажите, пожалуйста, почему слово «Алеша» написано в тексте с заглавной буквы? (Алеша написано с заглавной буквы потому, что это имя).

Правильно. Молодцы, очень хорошо поработали дома.

2. Самоопределение к деятельности.

 Сегодня мы с вами ознакомимся с новым произведением уже известного вам автора. Послушайте стихотворение, в нем вы услышите фамилию этого детского писателя. (На доске перевернут портрет Бианки)

Повсюду: в лесу, на поляне,

В реке, на болоте, в полях

– Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь,

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Вот так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивленно смотреть.

– Кто услышал фамилию писателя? А может, кто-то знает его имя?

Открыть портрет.

Свою необычную фамилию – Бианки  – Виталий Валентинович получил от своего деда-итальянца. В семье Виталия очень любили природу. Дома у мальчика всегда было много зверья. Большую часть своего детства Виталий Бианки провел в деревне. Любил лес, там отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями и записывать свои наблюдения. Эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Герои его произведений не только животные, но и их друзья — люди. Все они рассказывают о природе, учат бережно относиться к ней, любить и охранять.

Посмотрите, на слайде представлены некоторые из произведений писателя. Взглянув на них, можно сразу понять, о ком они рассказывают. Много книг Виталия Бианки есть в нашей школьной библиотеке, вы можете взять их и почитать.

Физкультминутка (по методике В.Ф. Базарного)

Чтобы нам не уставать

Нужно малость пробежать.

По прямым дорожкам длинным

Влево-вправо, влево-вправо,

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ох, забот у нас немало:

Пройдем по красному овалу,

По зеленому овалу!

Получается на славу!

Зоркость чтоб развить немножко,

Пойдем по синей мы дорожке,

А потом кругом, кругом.

Все бегом, бегом, бегом.

 3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем читать рассказ Виталия Бианки «Музыкант». Это тема нашего урока (открыть на доске).

4. Подготовка к усвоению новых знаний.

 Вступительная беседа.

На минутку окунемся в мир классической музыки. Послушайте отрывок из музыкального произведения Антонио Вивальди «Времена года» (звучит запись).

Можете ли вы назвать музыкальные инструменты, которые услышали? Попробуйте предположить! (фортепиано, скрипка).

А какой звучал наиболее ярко, звучно? (Скрипка) Верно!

Скрипка — инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владеют многие известные музыканты.

А кто такой музыкант?

Музыкант — это артист, человек, который играет на музыкальном инструменте (повернуть картинку)

А как вы думаете, в природе можно услышать музыку? (пение птиц, шум волн, шелест листьев, дождь). А что еще может издавать звуки, похожие на музыку, узнаем сейчас из стихотворения Петра Комарова «Лесная музыка».

Скрипит высокая сосна

И, молнией расколота,

Весной на землю льет она

Смолы живое золото.

И каждый вечер по весне

Своей тропинкой узенькой

Идет к расколотой сосне

Медведь – любитель музыки.

Чуть слышно дерево поет….

Дивясь такому случаю,

Медведь раскачивать начнет

Плечом сосну певучую...

Когда ты ходишь по лесам –

И ты тропинкой узенькой

Приди к сосне, послушай сам

Лесную эту музыку.

Красивое стихотворение, правда? А теперь внимательно послушайте рассказ. Следите за моим чтением – я буду делать остановки, и подумайте, почему Виталий Бианки так назвал свое произведение.

Но сначала разберем трудные и новые слова, которые встретятся при чтении текста.

Словарная работа.

Слайды прочитываем сначала по слогам, затем слово полностью.

Рас-спро-сил – расспросил

Ос-то-рож-но – осторожно

Рас-щеп-лён-ном – расщеплённом

За-ва-лин-ка – завалинка

Мед-ве-жат-ник – медвежатник

Слайды – картинки:

Медвежатник – человек, который охотится на медведей

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы

Опушка – край леса.

Откройте учебники по закладке и переверните одну страницу.

Напоминаю, я буду читать и делать остановки.

Чтение рассказа учителем (чтение с остановками и прогнозированием).

Я читаю 1 часть, вы следите по тексту:

1 остановка: что делал старик, когда встретил колхозника? – как сказать по-другому «пиликал на скрипке»? – пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?

Я читаю 2 часть, вы слушаете с закрытыми глазами, голову можно положить на парту.

2 остановка: – как поступил старик? – что он услышал в лесу? – почему он удивился? – кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук, как вы думаете?

Я читаю 3 часть, вы следите по тексту.

3 остановка: – кого увидел старик? – что делал медведь? Найдите в тексте. – как слушает медведь свою музыку? Прочитайте. – как поступит старик с медведем, как вы думаете?

4 часть прочитать самостоятельно (в наушниках).

4 остановка: – почему старик не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта) – как объяснил это старик? прочитайте – почему рассказ называется «Музыкант»? (музыкант – это человек, который играет на музыкальном инструменте.

В рассказе и старик пытался играть на скрипке, и медведь играл на щепке.).

– что удивляет в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково)

– подтвердились ли наши предположения? Кто главный герой рассказа, кого же Бианки назвал музыкантом? (медведя и человека)

– это произведение рассказ или сказка? (рассказ) почему? (потому, что такое может быть на самом деле).

Физкультминутка (по методике В.Ф. Базарного).

 Учитель запускает фонариком или лазерной указкой «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Игра длится до 1 минуты.

Далее смотреть на точку между бровями (счёт 1–5), потом на кончик носа (счёт 1–5). Повторить 5 раз

Трем ладони одну о другую до тех пор, пока они не станут горячими. Затем ладони плотно прикладываем к глазам и держим так 3–5 секунд.

5. Закрепление изученного материала

Работа в парах.

 Посмотрите на экран. Вы видите слова. Прочитаем их. Такое же задание лежит у вас на партах. Каким вы представили себе медведя из рассказа? Это задание выполните в парах. Посоветуйтесь и подчеркните слова, которые относятся к медведю (на слайде). Как справитесь, дайте мне сигнал руками.

Неуклюжий большой

Добрый бурый

Косолапый хитрый

Ленивый слабый

Проверка Посмотрите на экран.

Поднимите руки, у кого подчеркнуты такие же слова?

Молодцы, все справились с заданием.

Повторное чтение текста

Вот и медведь пожаловал к нам на урок.

Девочки, сейчас мы прочитаем рассказ еще раз.

Задание «Прочитай медведю», возле кого появляется мишка, тот и читает. Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части) Рассмотрите иллюстрацию на стр. 144 (дети рассматривают). Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке. Сравните, как слушали музыку старик и медведь.

Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите их. Продолжение чтения текста Чему учит нас этот рассказ? (быть наблюдательным, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять животных и помогать им, т.к. это братья наши меньшие).

6. Рефлексия. Что больше всего понравилось на уроке? У вас на партах есть условные сигналы: солнышко – «я все поняла», солнышко с тучкой – «испытываю затруднения».

Подумайте и покажите мне, пожалуйста, как для вас прошел урок. Спасибо, я рада, что вам все было понятно. За что вы можете себя похвалить?

7. Итог урока.

Сегодня на уроке все были активными, а особенно хорошо работали ……

И за хорошую работу медведь приготовил вам подарочек – разукрашки, которыми вы сможете заняться на перемене.

8. Домашнее задание.

Прочитать рассказ «Музыкант» и устно составить план для пересказа. Наш урок окончен. Запишите домашнее задание.


 

Реализация методики работы над художественным словом на уроках литературного чтения

Реализация методики работы над художественным словом на уроках литературного чтения

Речевые разминки На уроке мы будем много говорить, значит, нам нужно подготовить к работе свой речевой аппарат: губы, язык и голосовые связки

Речевые разминки На уроке мы будем много говорить, значит, нам нужно подготовить к работе свой речевой аппарат: губы, язык и голосовые связки

Алеша сделал со стрекозой? – как изменилась жизнь утят? (найдите в тексте) – кем оказался утенок

Алеша сделал со стрекозой? – как изменилась жизнь утят? (найдите в тексте) – кем оказался утенок

Алеша» написано в тексте с заглавной буквы? (Алеша написано с заглавной буквы потому, что это имя)

Алеша» написано в тексте с заглавной буквы? (Алеша написано с заглавной буквы потому, что это имя)

Герои его произведений не только животные, но и их друзья — люди

Герои его произведений не только животные, но и их друзья — люди

Можете ли вы назвать музыкальные инструменты, которые услышали?

Можете ли вы назвать музыкальные инструменты, которые услышали?

Красивое стихотворение, правда?

Красивое стихотворение, правда?

Я читаю 2 часть, вы слушаете с закрытыми глазами, голову можно положить на парту

Я читаю 2 часть, вы слушаете с закрытыми глазами, голову можно положить на парту

Далее смотреть на точку между бровями (счёт 1–5), потом на кончик носа (счёт 1–5)

Далее смотреть на точку между бровями (счёт 1–5), потом на кончик носа (счёт 1–5)

Рефлексия. Что больше всего понравилось на уроке?

Рефлексия. Что больше всего понравилось на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023