Реализация общеобразовательной программы по географии с использованием электронного обучения и дистанционных технологий в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов
Оценка 5

Реализация общеобразовательной программы по географии с использованием электронного обучения и дистанционных технологий в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов

Оценка 5
doc
29.10.2020
Реализация общеобразовательной программы по географии с использованием электронного обучения и дистанционных технологий в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов
дистанц. образов.doc

 

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

                                                                                                                                                                                                                                      Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101 города                        Донецка  имени Героя Советского Союза А.А.Удодова»  

 

 

 

 

 

                          

                                МЕТОДИЧЕСКИЙ  ДИАЛОГ

 

 

                    «Реализация общеобразовательных программ

                      по географии с использованием электронного

                      обучения и дистанционных образовательных

                      технологий  в  условиях внедрения новых

                      Государственных образовательных стандартов»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Составил

                                                                                                   учитель географии

                                                                                                   Коваленко В.А.

 

                                         Донецк -2020 г.

 

                                            

Вызовы современности ставят нас перед необходимостью перехода к  практико-ориентированному типу непрерывного образования с опорой на фундаментальное научное содержание и на обширные возможности учащихся как субъекта общего и профессионального развития, в том числе через использование огромных возможностей цифровых средств обучения. И речь идет не просто о "педагогике с использованием компьютеров и современных гаджетов " в обучении. Это лишь средства обучения. Наиболее важными в данном контексте являются не средства, а методы работы с информацией и, в конечном итоге – со знанием.  Выбор методик обучения должен основываться на необходимости формирования практических навыков. Совершенно закономерным будет являться вывод о том, что с учетом цифровизации всех областей жизни общества, и образования в том числе, мы уже имеем дело с новым направлением дидактики – цифровой дидактикой.

Цифровая дидактика — это отрасль педагогики, нацеленная на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества. Данная научная дисциплина пользуется традиционными для дидактики принципами и основными понятиями, но трансформирует и дополняет их, адаптируя под современные реалии. Цифровая дидактика является основой для построения современных методик и стратегий обучения.

Вполне закономерно, что при реализации тенденций онлайн-обучения, изменяется и роль учителя. Учитель в цифровую эпоху должен быть способен проектировать эффективное онлайн-обучение. Учитель в эпоху цифровизации – учитель-инженер.

Конечно, подобные изменения находят отражение и преображают все элементы отрасли науки и образования. Они требуют немалых вложений. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что уже здесь и сейчас учитель должен уметь ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды. А значит и суметь адаптировать свою деятельность под эти вызовы соразмерно возможностям существующей системы образования.

Сама идея реализации дистанционных образовательных технологий, конечно, не является для нас неожиданной. Одним из направлений реализации Концепции развития географического образования является внедрение в образовательную практику дистанционных образовательных технологий.

Как учебная дисциплина география выполняет уникальную образовательную задачу – формирование у детей целостного, системного представления о своей стране, планете, мировом общественном пространстве. Причем, как учебный предмет, география успешно интегрирует применяет современные возможности компьютерных технологий, навыков использования информации географического характера, воплощаемых в логике системно-деятельностного подхода.

В контексте вышесказанного совершенно очевидно, что в эпоху цифровизации общества достижение целей всего образования, и технологий, и интернет ресурсов. Тем более, что перечень возможностей их использования для обучения не ограничивается только лишь необходимостью организации дистанционного обучения, возможности применения которого также намного шире, чем представляется на первый взгляд.

Ассортимент существующих сегодня интернет-ресурсов, потенциально возможных для использования в процессе обучения, очень широк. Однако все их можно разделить на группы в зависимости от целей задач обучения, которые они позволяют реализовать:

-Интернет-ресурсы, позволяющие организовать процесс обучения.

-Интернет-ресурсы, позволяющие выполнить конкретные практические задания учащимся и создать контент для учителя.

-Интернет-ресурсы для подготовки  к ИА, ГИА.

-Интернет-ресурсы для изучения географии.

В формате дистанционного (опосредованного) обучения первоначальной задачей при организации урока является его детальная разработка, постановка конкретных целей и задач, выбор содержания, методик и технологий донесения информации, ее закрепления, отработки практических навыков, рефлексии. Все эти же элементы содержит в себе классический урок. И все они легко достижимы в режиме стандартного обучения, когда учитель в классе является организатором и инициатором процесса обучения в процессе прямого общения с классом. Достичь подобного эффекта в условиях дистанционного обучения помогут интернет-ресурсы, позволяющие организовать процесс обучения, т.е позволяющие обеспечить онлайн общение учителя с обучающимися, демонстрацию учителем наглядного материала (презентации и т.д.). К числу интернет-ресурсов, возможных для использования в данных целях, можно отнести сервисы Google, Skype, Zoom, Discord, также социальные сети и облачные хранилища. Примером может послужить всем известная социальная сеть Вконтакте, имеющая многие малознакомые функции. На данном ресурсе можно создать группы классов, где есть общая «стена» – а  значит возможность сообщать информацию, выкладывать задания. Предусмотрено проведение опросов, обсуждений с прикреплением текстовых файлов, видео, фото.

Очень интересные возможности для использования в процессе обучения, повышения интереса, а значит и мотивации, к обучению дает использование интернет-ресурсов для выполнения конкретных практических заданий учащимися. Портал конструирования интерактивных модулей LearningAps – обширные возможности для использования на интерактивных досках.                                                                                                               Miro -  онлайн интерактивная  доска.                                                                   Obsproject – сервис для записи онлайн-уроков, предоставляет возможность озвучивания презентации. Очень хорошие мотивационные результаты у учащихся показывают применение в процессе обучения актуальной, персонализированной инфоргафики (презентации, логотипы, плакаты, сертификаты).                                                                                                                                Сanva – сервис, позволяющий создать необходимую инфоргафику.

Неограниченные возможности практической отработки навыков в географии содержатся в работе с картами. Сегодня актуально говорить о применении электронных карт. Посредством их практические занятия на построение маршрутов, определение новые возможности реализации географических координат открывают для детей знания, приобретения навыков работы с электронными картографическими ресурсами.

Не теряет актуальности и возможность применения игровых технологий в процессе обучения – геймификация. Не секрет, что современное поколение детей условно живет в двойной реальности. Виртуальный мир для них очень осязаем. И значительную часть свободного времени ребенок проводит в процессе игры. И становится совершенно очевидным, что использование в процессе обучения интернет-сервисов с игровым содержанием способно весьма эффективно мотивировать ребенка на изучение материала и его отработку. Seterra, geo.koltyrin, geo-quiz – интернет-ресурсы для создания тематических викторин по географии, тестов, закрепление географической номенклатуры. Flippity, Kahoot – сервис для создания игровых интерактивных заданий. Learnis – предоставляет возможность создания игровых интерактивных заданий в виде квестов.

Мы сегодня переживаем момент, закладывающий систему работы с дистанционным обучением. Период вынужденного использования опосредованного обучения закончится, но тот опыт  использования компьютерных технологий и интернет ресурсов, которые мы освоим, останется в нашем педагогическом арсенале. Глобальные процессы внедрения цифровых методов образования и перехода на цифровую экономику отрыто говорят о наращивании актуальность процесса цифровизации. .                                                                                   Цифровизация образовательного процесса есть не что иное как обоюдная трансформация образовательного процесса, который в свою очередь формируется под влиянием реалий современности, и передовых технических средств, активно внедряемых в образовательный процесс.

           Во время дистанционного обучения по географии    учащихся  используют   не только основные источники (учебники, атласы, контурные карты),но и новые – интернет-ресурсы. Появление мощных компьютеров позволило ученым создать Географические информационные системы (сокращенно ГИС). Они содержат огромное количество данных и отображают их в виде электронных карт.

 

 

Широкое использование возможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.

 

Электронное дистанционное обучение может весомо дополнить и расширить традиционные формы организации, прежде всего, общего образования.

 

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества.

 

 Распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

.

Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания: Microsoft Office, OpenOffice, flash, видео, музыка и т.п., хранящегося как локально, так и на любом внешнем сайте Информационная система дистанционного                                                                                                               обучения должнна обеспечивать возможность использования широкого спектра учебного инструментария, в том числе:

лекция, представляющая собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, нелинейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированно, с использованием обоих вариантов;

 

глоссарий, позволяющий создавать и поддерживать список определений в формате словаря с возможностью производить поиск и перемещение по записям, используя алфавит, категории, даты и имена и автоматическим преобразованием в ссылки терминов глоссария встречающихся в тексте;

 

 

база данных, расширяющая возможности глоссария и позволяющая определять произвольную структуру записей (данных) и поддерживающая такие типы полей, как: дата, картинка, ссылка, текстовая область, текстовое поле, файл, число, широта/долгота;

 

тест с созданием единой базы тестовых заданий, используемых в тестах различных курсов, обеспечением возможности при необходимости автоматического оценивания и определением различных ограничений по работе с тестом: время начала и окончания тестирования, задержки по времени между попытками, количество попыток, пароль на доступ, доступ только с определенных сетевых адресов и др.;

 

задание, дающее возможность учащемуся дать ответ в виде текста, файла, нескольких файлов;

 

семинар, позволяющий проводить многопозиционное и многокритериальное оценивание работ;

 

вебинар, обеспечивающий возможность проведения видеолекций и видеоконференций непосредственно в курсах, позволяющий гибко управлять ролями (участник, модератор), использовать наряду с видео-вещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии.

Позволяет вести параллельную с вещанием переписку всех участников видеолекции в текстовом чате.

 

Информационная система дистанционного обучения должна также    поддерживать стандартные сервисы, в том числе:

    различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ;

 

чат с использованием поддержки , картинок, математических формул и т.п.   (для решения задач по географии);

 

 

опрос, используемый для голосования или сбора мнений по какому-либо    вопросу;

 

wiki страница, обеспечивающая возможность редактировать любым пользователем;

 

   блог,  позволяющий  каждому  участнику образовательного  процесса по                 желанию, публиковать записи на сайте для просмотра другими пользователями.

Использование электронного дистанционного обучение в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. В общем случае могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой.  Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к интернет.

 

На компьютере также должен быть установлен минимальный набор программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры. Указанным требованиям соответствуют практически все современные мобильные компьютеры.

 

При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру ученика, так и к компьютеру учителя. Место расположения компьютеров учителей и учеников зависит от используемой модели электронного дистанционного обучения.

  

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

 

                                        Элементы курсов (примеры):

 

 

      Элемент курса «Задание»

·        Задание дает возможность учащемуся дать ответ в виде текста, файла, нескольких файлов.

·        Для задания указывается максимальная оценка или шкала оценивания.

·        Выполнение задания может быть ограничено по времени.

·        Разработчик курса, учитель с правом редактирования могут разрешить учащимся отвечать даже после окончания срока выполнения задания - в этом случае учителю будет отображаться информация о просроченных ответах.

·        Учитель может выставлять оценки и указывать комментарии как индивидуально, так и на одной странице для нескольких учеников.

·        Комментарий учителя будет отображаться учащемуся под оценкой и может быть отправлен ему по e-mail.

·        Учитель может разрешить повторную отправку ответа после того, как оценка была выставлена. Таким образом можно организовать итеративный режим работы с заданием.

 

     Элемент курса «Форум»

·        Доступны различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ.

·        Все сообщения содержат картинку участника и ссылку на его личную страницу.

·        Дискуссии можно просматривать в разных режимах отображения: древовидно, плоско.

·        Участникам может быть разрешено индивидуально управлять подпиской на каждый форум, или учитель может принудительно подписать всех.

·        Учитель может запретить отправку сообщений в форум (например, используя форум только как рассылку новостей).

·        Дискуссии можно перемещать между различными форумами.

·        Для форума может использоваться оценивание по произвольной шкале, при этом оно может быть ограниченно определенным временнЫм промежутком.

 

     Элемент курса «Чат»

·        Позволяет организовать синхронное текстовое взаимодействие между пользователями.

·        Поддерживает смайлики, HTML, картинки и т. п.

·        При включенных математических фильтрах позволяет использовать формулы.

·        Все чат-сессии могут быть сохранены для последующего просмотра.

 

      Элемент курса «Опрос»

·        Может быть использован для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу.

·        Учитель видит результаты в виде интуитивно понятной таблицы.

·        Разработчик курса, учитель с правом редактирования могут настроить просмотр результатов опроса учащимися

 

      Элемент курса «Wiki»

·        Wiki - это веб-страница, которую может добавить и редактировать любой пользователь с соответствующим доступом.

·        Все  версии страниц сохраняются и могут быть легко восстановлены.

·        Wiki позволяет организовать совместную работу над документами и тем самым обучение в сотрудничестве.

 

     Элемент курса «Семинар»

·        Позволяет проводить многопозиционное и многокритериальное оценивание работ.

·        Учитель может управлять процессом оценивания и оценивать сам процесс.

·        Поддерживает широкий спектр шкал оценивания.

·        Учитель может предоставить образец работы для того, чтобы учащиеся могли попрактиковаться в оценивании.

 

      Элемент курса «Блог»

 

·        Позволяет каждому участнику образовательного процесса вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для просмотра другими пользователями.

 

     Элемент курса «Вебинар»

 

·        Предназначен для проведения видеолекций (вещания в одну сторону) и видеоконференций (каждый участник видит и слышит каждого) в режиме онлайн непосредственно из курсов системы электронного дистанционного обучения, для получения персонифицированной информации об участии в сессиях учащихся и педагогов, а также для планирования этого участия при помощи стандартных средств системы электронного дистанционного обучения.

·        Позволяет разработчику курса, учителю с правом редактирования включать видео-лекции и видео-конференции как элемент курса в любую тематическую секцию курса и в неограниченных количествах.

·        Позволяет гибко управлять ролями (участник, модератор).

·        Позволяет использовать в образовательных целях, наряду с видео-вещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии.

·        Позволяет вести параллельную с вещанием переписку всех участников..

                                        

                                       

            В настоящее время современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всем направлениям. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность.

·            Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.

·             Наша школа    оснащена современной техникой. Есть возможность проведения интернет-уроков в кабинете информатики.                                                                                                                Применение информационных технологий, безусловно, повышает интерес детей к урокам, позволяет повысить плотность урока, опросить как можно больше учащихся, поработать и со слабоуспевающими и с «сильными» учениками. Применяемый мною на уроках метод проекта  получил допол-нительные возможности для развития. Теперь проект выполняется в элект-ронной форме, что позволило сократить время на оформление проекта, по- высило его зрелищность и привлекательность для учащихся. Учащиеся с удовольствием отрабатывают навыки работы в Интернете, используя прог-раммы Power Point, Publisher и других, подготавливая материал для презен-тации к уроку, для выпуска буклета по какой-либо теме урока и т.д.   Увеличилось количество учащихся которые готовят творческие проекты исследовательские проекты. Все исследовательские работы учащихся красиво оформлены, защита сопровождается презентациями, буклетами. Приобретенные навыки написания исследовательских работ учащиеся активно используют для участия в конкурсах разного уровня.          Использование ИКТ в учебной деятельности и внеклассной работе очень помогают учителю и учащимся в подборе материалов подготовке творческих заданий, презентаций, просмотров видеоуроков, видеороликов по темам уроков.

             Основная задача педагога, в процессе информатизации образования,     сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельности, индивидуальной и групповой работы, отход от традиционного обучения, рост объёма практических, лабораторных работ поискового и исследовательского характера.

·   Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала. Карта развивает географическое мышление. Её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. Многие географические исследования начинаются и заканчиваются картой.   Благодаря применению компьютерным технологиям, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

·       Как известно, информатизация образования – одно из направлений государственной политики в области образования. Благодаря этому современная школа оснащается компьютерной техникой, имеется доступ в интернет. В настоящее время создано множество порталов с электронными образовательными ресурсами, учителя активно общаются в порталах педагогических сообществ.

·          На школьном чате я задаю учащимся домашнее задание, вопросы, на которые они отвечают, практические работы, тестовые задания, контрольные работы.  Эти уроки позволяют не только проверить знания учащихся по географии, но и отрабатывают умения общаться в сети .

Незаменимы информационные технологии при подготовке к итоговой аттестации, ГИА, ориентируя учащихся на разные географические сайты:

·     http://rgo.ru/testy/geografiya    http://www.students.ru/test

·     http://egechita.ru         http://edu.zelenogorsk.ru/geotest  и другие.

                                                                                                                                         Учитель – не просто профессия, а стиль жизни. Учителя – земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности. Так как от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. В своей работе всегда придерживаюсь заповеди: никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении; ясно определи, что ты хочешь от ребёнка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу; предоставь возможную самостоятельность; окажи помощь, но не подсказывай готового решения; создавай ситуацию успеха.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Вызовы современности ставят нас перед необходимостью перехода к практико-ориентированному типу непрерывного образования с опорой на фундаментальное научное содержание и на обширные возможности учащихся как субъекта…

Вызовы современности ставят нас перед необходимостью перехода к практико-ориентированному типу непрерывного образования с опорой на фундаментальное научное содержание и на обширные возможности учащихся как субъекта…

Сама идея реализации дистанционных образовательных технологий, конечно, не является для нас неожиданной

Сама идея реализации дистанционных образовательных технологий, конечно, не является для нас неожиданной

Достичь подобного эффекта в условиях дистанционного обучения помогут интернет-ресурсы, позволяющие организовать процесс обучения, т

Достичь подобного эффекта в условиях дистанционного обучения помогут интернет-ресурсы, позволяющие организовать процесс обучения, т

Виртуальный мир для них очень осязаем

Виртуальный мир для них очень осязаем

Электронное дистанционное обучение может весомо дополнить и расширить традиционные формы организации, прежде всего, общего образования

Электронное дистанционное обучение может весомо дополнить и расширить традиционные формы организации, прежде всего, общего образования

Позволяет вести параллельную с вещанием переписку всех участников видеолекции в текстовом чате

Позволяет вести параллельную с вещанием переписку всех участников видеолекции в текстовом чате

Использование электронного дистанционного обучение в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию

Использование электронного дистанционного обучение в общем образовании не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию

При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру ученика, так и к компьютеру учителя

При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру ученика, так и к компьютеру учителя

Доступны различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ

Доступны различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ

Элемент курса «Wiki» ·

Элемент курса «Wiki» ·

Позволяет разработчику курса, учителю с правом редактирования включать видео-лекции и видео-конференции как элемент курса в любую тематическую секцию курса и в неограниченных количествах

Позволяет разработчику курса, учителю с правом редактирования включать видео-лекции и видео-конференции как элемент курса в любую тематическую секцию курса и в неограниченных количествах

Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися

Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися

Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам

Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам

Учитель – не просто профессия, а стиль жизни

Учитель – не просто профессия, а стиль жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020