РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Оценка 5

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Оценка 5
docx
11.04.2024
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ  МЕТОД ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Культасова А. А._статья.docx

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе через  метод проектов в условиях ФГОС

Автор Культасова А. А. - учитель начальных классов

МОАУ «СОШ № 6 г. Орска», г. Орск, Оренбургская область

Краткая аннотация статьи

В данной статье говорится о том, как через проектную деятельность реализуется системно-деятельностный подход в нашей школе. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. 

В настоящее время возрастает количество всевозможных новых требований к учителю: как по организации учебного процесса в целом, так и в организации непосредственно урока. Если учитывать только учебный процесс, то множество новшеств учителю предлагают включить одновременно чуть ли не в каждый урок. Требуют едва ли не на каждом уроке использовать все современные технологии, а  потом еще и отчитаться за их внедрение.

В современной практике широкую популярность имеет технология проектного и развивающего обучения. Это обусловлено, прежде всего, требованиями времени с его радикально изменяющимися социально-экономическими реалиями. Сегодняшний ученик стоит перед главными задачами своей деятельности: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы, механизмы их осуществлений и т. д. Все эти умения органично воспитываются при реализации проекта. Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение  учебных проектов [2].

Почему так сложно в работе сегодняшнего педагога приживается проектный метод? Прежде всего, потому, что зачастую учителям  не хватает времени. Но, согласно ФГОС, учителя должны включать в систему преподавания и воспитания методы работы, которые действительно развивают необходимые для жизни компетенции:

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств и т. д.);

- регулятивные (уметь планировать, ставить цель, применять различные формы анализа и т. д.);

- коммуникативные (общаться, взаимодействовать, работать в команде).

К сожалению, педагога не учат непростой методике формирования компетенций, а научиться самостоятельно этому очень трудно, к тому же в интернете трудно найти полноценную методику работы в этом направлении.

Мы  хотим поделиться собственным опытом по организации проектной деятельности учащихся в нашей школе. У метода проектов есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства метода проектов:

- решает проблему мотивации;

- реализует принципы личностно-ориентированного обучения;

- эффективно формирует исследовательскую и другие компетенции;

- использует новейшие компьютерные технологии;

- формирует базовые компетенции учащихся.

Недостатки метода проектов:

- трудно совместить с классно-урочной системой;

- не выработаны системы оценок;

- большая эмоциональная нагрузка, как на ученика, так и на учителя;

-неравномерность нагрузки на разных этапах проектной деятельности [1].

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

- желание и интерес самого ребёнка;

- благоприятная среда;

- грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

Учебно-исследовательский проект – это исследование с четко обозначенной актуальностью, определением объекта и предмета, цели и задач исследования, постановки гипотезы, определением методов проведения исследования, с обязательной интерпретацией полученных в ходе исследования результатов [3].

По продолжительности наши учебно-исследовательские проекты мы охарактеризовали как долгосрочные. Время работы по данному типу определено в ФГОС 1-2  года и предполагает индивидуальное выполнение под руководством учителя. Огромная работа ложится и на плечи родителей.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

- консультируют;

- отслеживают выполнение плана;

- решают оперативные вопросы;

- помогают в предварительной оценке проекта;

- участвуют в подготовке презентации;

- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания [2].

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности, деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат [3].

К выбору темы проекта для каждого ученика мы подходим по-разному, при этом учитываются их интересы и индивидуальные особенности. Например, ученица 3 класса, Кривошей Софья вместе со своей мамой увлекается рукоделием, на конкурс «Тысяча идей из ненужных вещей» они из старой куклы смастерили Барби-шкатулку. Работа получила хорошие отзывы, возникло большое количество вопросов о технологии ее изготовлении.  Отсюда и родилась идея написать проектно-исследовательскую работу. Куделькина Кирила заинтересовал памятник в виде атома «Орчанам, пострадавшим от воздействия радиации», установленный в нашем городе. Он решил выполнить работу «Город, которого нет: в память об «атомных» солдатах», посвященную Чернобыльской катастрофе.

Многие наши работы имеют патриотическую направленность. Так ученик нашего класса Орлов Юрий, который увлекается лего-конструированием, рассказал ребятам, что с помощью Лего можно создавать много полезных вещей для использования в быту, так называемые лайфхаки. показал ребятам свои работы (подставка для телефона, органайзер для канцелярских товаров, часы). На тот момент ребята готовили мини-проект о своих родственниках, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Ребята предложили ему сконструировать Парад Победы на Красной площади и Бессмертный полк, используя фото их героев – прадедушек и прабабушек. Так родилась идея и тема для его работы «Парад Победы». На внеклассное мероприятие, посвященное празднованию «Дня «Защитника Отечества», Рассказов Михаил пригласил своего прадедушку Миняева Федора Матвеевича. На начало Великой Отечественной войны ему было всего десять лет. Он рассказал о своей непростой судьбе и о детстве, которого не было. Миша решил написать работу под названием «Дети войны». Готовясь к выступлению на конкурс стендовых докладов, Шукетаев Арсен приготовил лепбук и презентацию о своем прадедушке-фронтовике, который находился на фронте с первого дня и до самого окончания. Далее родилась идея написать исследовательскую работу. Материал для работы искали на сайтах «Дорога памяти», «Лица Победы» и др.

19 октября 2023 года в рамках Всероссийского семинара «Без срока давности» в Великом Новгороде проходила церемония награждения победителей конкурса исследовательских работ «Семейная память». В конкурсе приняли участие более пяти тысяч российских школьников. Проектно-исследовательская работа ученика нашей школы, Шукетаева Арсена заняла второе место.

Некоторые ребята сначала определяются с темой исследования, а потом продумывают экспериментальную часть. Это такие работы как, «Дождь – загадочное явление природы», «Город Орск: Вчера. Сегодня. Завтра.», «Пионеры – далекое прошлое или новый шаг в будущее страны» и другие.

На протяжении нескольких лет мы активно участвуем в городских научно-практических конференциях, таких как «Наука: Вчера. Сегодня. Завтра», «Юный исследователь», «Мир вокруг нас: ищу, исследую, открываю» и другие. Приняли участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева (призер, 2021 год), во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» (победитель, 2021 год; лауреаты в номинации «Дебют», 2022 год). С внедрением технологии дистанционного обучения появилась возможность участия в конкурсах заочно и дистанционно. Так, заочно ребята  приняли участие в таких конкурсах: Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Семейная память» (ФГБУ «Роспатриотцентр»); Областном конкурсе проектов и исследовательских работ по краеведению «Исследователи Оренбуржья» (ООТДМ им. В. П. Поляничко); Областном конкурсе семейных проектов «Эстафета поколений» (ГАУ ДО ООДЮМЦ);  Областном творческом конкурсе «Герои моей семьи»  и др.

У каждого организатора конкурса есть свои сайты, где расположена вся необходимая информация о сроках проведения, требованиях к оформлению, результаты участия  и т. д. При подготовке к защите наших проектов мы стараемся учесть все рекомендации.

План выступления на презентации при защите

1. Характеристика проблемной ситуации

2. Причина возникновения проблемной ситуации

3. Идея и механизм ее реализации

4. Цель и задачи проекта

5. Описание продукта проекта и технология его изготовления

6. Обоснование ресурсного обеспечения.

7. Положительные изменения в результате реализации проекта

8. Возможны препятствия по реализации проекта и предложения по их устранению

9. Перспектива дальнейшего развития проекта [3].

Выступление должно быть не только логичным и убедительным, но и красивым и образным. Большую роль играют правила ответа на заданный после защиты вопрос.

1. Благодарить за вопрос, ведь задающий его человек не только проявил интерес к вашей теме, но и предоставил вам возможность использовать дополнительное время для защиты.

2. Не следует отвечать сразу, желательно сделать небольшую паузу, продумать структуру и аргументы ответа.

4. Если вопрос выходит за пределы изучаемой темы, и вы не можете аргументировано на него ответить, то, поблагодарив за интересный вопрос, следует сказать, что это не было предметом вашего изучения, но обязательно будет учтено при дальнейшем развитии проекта.

5. Если задаваемый вопрос уводит вас от темы выступления, не следует поддаваться «провокации», надо вернуться к сути своего выступления и вернуть партнера к обсуждаемой теме; необходимо учитывать, что выступления не всегда проходят в «дружеской, теплой» обстановке, поэтому надо быть готовым к попыткам акцентировать внимание на недостатках и недоработках проекта [3].

Выше было упомянуто о таком недостатке в методе проектов, как отсутствие  системы оценок. Мы столкнулись с такой проблемой, что на любой защите работы и у каждого члена комиссии свое субъективное мнение. Были работы, которые на муниципальном уровне получали 2, 3 место, а на региональном и областном уровнях становились победителями, и наоборот. Этим мы хотим сказать, что не стоит бояться участвовать в мероприятиях различных уровней, дети получают ценный опыт и массу положительных эмоций.

Источниками мотивации наших учащихся являются:

- желание доказать сверстникам, взрослым свою способность;

- быть частью важного дела, быть полезным;

- узнавать новое, дружить и общаться с друзьями в рамках одного дела;

- получить грамоты,  дипломы для своего портфолио [3];

- поездка в другие города, возможность путешествия.

Портфолио одного из учеников мы отправили на областной конкурс, где он стал победителем и выиграл путевку в загородный лагерь. Благодаря победам за участие в таких конкурсах ребята нашей школы являются стипендиатами губернатора Оренбургской области. За победу в конкурсе «Семейная память» ученик 11 класса 19 октября 2023 года был приглашен на церемонию награждения в Великий Новгород в рамках Всероссийского семинара «Без срока давности».

Метод проектов обеспечивает:

- связь обучения с жизнью;

- активную позицию учащегося;

- формирование общеучебных умений, навыков, компетенций;

- развитие познавательного интереса учащихся [3].

Проектная технология становится основой исследовательских навыков – компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии. Если ученик способен справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в будущей взрослой жизни он окажется более стрессоустойчивым, предприимчивым, креативным, научится планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных учебных задачах, а также получит необходимые для работы в коллективе навыки, способствующие улучшению коммуникационных и других социальных навыков [2].

Как вывод, мы считаем: педагоги побуждают детей к деятельности; от деятельности ребенок получает радость; радость делает ребенка счастливым; счастливый ребенок – успешный ребенок.

 

Литература

         1. Каларушева А. А. Метод проектов как эффективное средство обучения// Инфоурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-metod-proektov-kak-effektivnoe-sredstvo-obucheniya-i-vospitaniya-5954454.html

       2. Сысоева О. В. «Технология проектного обучения»// Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/11/10/tekhnologiya-proektnogo-obucheniya-1

3. Шестеринов, Е. Е., Арцев, М. Н. // Учебный проект: методическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений  / Е. Е. Шестеринов, М. Н. Арцев. - М., 2019  


 

Скачано с www.znanio.ru

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе через метод проектов в условиях

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе через метод проектов в условиях

К сожалению, педагога не учат непростой методике формирования компетенций, а научиться самостоятельно этому очень трудно, к тому же в интернете трудно найти полноценную методику работы…

К сожалению, педагога не учат непростой методике формирования компетенций, а научиться самостоятельно этому очень трудно, к тому же в интернете трудно найти полноценную методику работы…

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом

Парад Победы на Красной площади и

Парад Победы на Красной площади и

У каждого организатора конкурса есть свои сайты, где расположена вся необходимая информация о сроках проведения, требованиях к оформлению, результаты участия и т

У каждого организатора конкурса есть свои сайты, где расположена вся необходимая информация о сроках проведения, требованиях к оформлению, результаты участия и т

Источниками мотивации наших учащихся являются: - желание доказать сверстникам, взрослым свою способность; - быть частью важного дела, быть полезным; - узнавать новое, дружить и общаться…

Источниками мотивации наших учащихся являются: - желание доказать сверстникам, взрослым свою способность; - быть частью важного дела, быть полезным; - узнавать новое, дружить и общаться…

Литература 1. Каларушева

Литература 1. Каларушева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2024