МОУ СОШ №1 им. Героя Советского Союза Н.П.Фёдорова
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ УЧЁБЕ
«Реализация системно - деятельностного подхода
Зверева Н.В учитель начальных классов высшей категории
г. Тихвин
2023 г.
|
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Система – деятельность - подход?
Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
Подход - совокупность приёмов и способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для получения определенного результата
Системно-деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
«Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать
ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.»
М.Монтень
Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
А. Дистервег
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
Ø готовность к разрешению проблем;
Ø готовность к социальному взаимодействию;
Ø коммуникативная компетентность;
Ø готовность к использованию информационных ресурсов;
Ø готовность к самообразованию;
Ø технологическая компетентность.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
Принцип вариативности– предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Педагогические технологии
Ø Информационная технология
Ø Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
Ø Игровые технологии
Ø Проблемно-развивающая технология
Ø Технология коллективного способа обучения
Ø Здоровье-сберегающая технология
Ø Личностно-ориентированная технология
Ø Проектное обучение
Ø Технология критического мышления
Технология деятельностного метода (ТДМ)
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление учебного действия.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации на уроке.
Методы создания проблемной ситуации на уроке.
Основные методы постановки учебной проблемы:
Ø Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Ø Подводящий к теме диалог
Ø Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Побуждающий от проблемной
ситуации диалог
Что тяжелее?
Подводящий к теме диалог
Русский язык, 2 класс
Спишите из упражнения слова «забег, поход, подкоп» |
записывают слова |
Поставьте ударение |
ставят ударение |
Подчеркните безударные гласные |
подчеркивают безударные гласные |
Найдите безударные гласные. Обозначьте их. |
обозначают
|
Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? |
о безударной гласной в корне
|
В какой части слова находятся безударные гласные? |
в приставке |
Значит, какая сегодня тема урока? |
безударные гласные в приставках |
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
«Яркое пятно»
Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала с целью заинтересовать
«Актуальность»
Понимание учащимися практической значимости знаний
Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Тема: «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Китайская мудрость гласит:
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь."
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.