Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников

  • doc
  • 05.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Системно - деятельностный подход в обучении..doc

МОУ СОШ №1

им. Героя Советского Союза Н.П.Фёдорова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ УЧЁБЕ

 

 

 

 

«Реализация

системно - деятельностного подхода
в обучении младших школьников»

 

 

 

 

 

 

Зверева Н.В

учитель начальных классов

высшей категории

 

 

 

 

 

г. Тихвин

 

2023 г.

 

 

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

 

 

Система – деятельность - подход?

 

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и   связях друг с другом, которое образует     определённую целостность, единство.

 

Деятельность - человеческая форма активного отношения к  окружающему миру.

 

Подход  - совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для  получения определенного результата

 

Системно-деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в  котором главное место отводится  активной и разносторонней, в     максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

 

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

 

«Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.»
                                      М.Монтень

 

 

Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.     

                                          

 А. Дистервег

 

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

 

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

 

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся:

Ø готовность к разрешению проблем;

Ø готовность к социальному взаимодействию;

Ø коммуникативная компетентность;

Ø готовность к использованию информационных ресурсов;

Ø готовность к  самообразованию;

Ø технологическая компетентность.

 

 

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей   системой дидактических принципов:

 

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

 

Принцип непрерывности  – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

 

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного

 системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,

социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

 

Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

 

Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

 

Принцип вариативности– предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

 

Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 

Педагогические технологии

 

Ø Информационная технология

Ø Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах

Ø Игровые технологии

Ø Проблемно-развивающая технология

Ø Технология коллективного способа обучения

Ø Здоровье-сберегающая технология

Ø Личностно-ориентированная технология

Ø Проектное обучение

Ø Технология критического мышления

 

Технология деятельностного метода (ТДМ)

 

1.     Мотивация к учебной деятельности.

2.     Актуализация и пробное учебное действие.

3.     Выявление места и причины затруднения.

4.     Построение проекта выхода из затруднения.

5.     Реализация построенного проекта.

6.     Первичное закрепление учебного действия.

7.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.     Включение в систему знаний и повторение.

9.     Рефлексия учебной деятельности.

 

             Создание проблемной ситуации на уроке.

 

Методы создания проблемной ситуации на уроке.

 

Основные методы постановки учебной проблемы:

Ø Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Ø Подводящий к теме диалог

Ø Сообщение темы с мотивирующим приёмом

 

Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Что тяжелее?

 

Подводящий к теме диалог

Русский язык, 2 класс

Спишите из упражнения слова

«забег, поход, подкоп»

записывают слова  

Поставьте ударение                                                      

ставят ударение

Подчеркните безударные гласные

подчеркивают безударные  гласные

Найдите безударные гласные.                              

Обозначьте их.                                                                              

обозначают

 

Какое правило о безударных

гласных мы уже знаем?

о безударной гласной в корне

 

В какой части слова находятся безударные гласные?      

в приставке

Значит, какая сегодня тема урока?

безударные гласные в приставках

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Яркое пятно»

Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала с целью заинтересовать

«Актуальность»

Понимание учащимися практической значимости знаний

 

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

 

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят  построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

 

Китайская мудрость гласит:

"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому и я научусь."

 

Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.