Реализация требований ФГОС НОО (из опыта работы).

  • docx
  • 09.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала (ИЗ опыта работы)Реализация требований ФГОС НОО.docx

Реализация  требований ФГОС НОО. (Из опыта работы учителя начальных классов Радченко Елены Борисовны, МБОУ «СШ № 76 имени А.А. Есягина», г.Хабаровск)

Неотъемлемой частью  нового стандарта являются универсальные учебные действия.

 Я расскажу  о внеурочной деятельности, где так же идёт формирование УУД.

Программа курса «Край, в котором я живу»  (автор программы С.Л. Посмитная) разработана в соответствии  с основными целями и задачами  новых государственных стандартов о развитии социальной компетенции учащихся с учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников. Через игру, общение, познание создаётся возможность освоения ребенком социальной жизни.

По этой программе я работаю уже более 10 лет.

Программа позволяет создать в классе атмосферу внутреннего комфорта и чувства защищённости у детей.  

Содержание программы курса «Край, в котором я живу» состоит из трёх самостоятельных разделов: «Я - ученик» (1 класс), «Я – гражданин» (2 класс), «Я-дальневосточник» (3 класс),

«Я -  исследователь» (4 класс). (слайд 2)

В помощь учителю и ребёнку созданы пособия. Пособия для ребёнка являются игровыми и включают в себе различные раскраски, «вырезалки», головоломки, игры на внимание. Это позволяет разнообразить  деятельность ребёнка во время учебного занятия и дома. Каждое пособие в конце года  превращается в альбом воспоминаний о своём первом классе, книгу о  своей семье и городе, справочник по обществознанию и истории  Хабаровского края, Дальнего Востока.

Через учебно-игровое пособие «Я – ученик» первоклассники знакомятся с историей школы, школьным сообществом, правилами поведения, ОБЖ в школе.

Во 2 классе « Я- гражданин»  дети знакомятся  с тем сообществом, которое окружает детей вне школы – сообществом двора, дома, улицы, города, где они живут.

В 3 классе «Я – дальневосточник» дети знакомятся с историей жизнедеятельности людей в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке.

Через учебно-игровое пособие  « Я – исследователь» (4 класс)  дети учатся работать в команде  в различных социальных и познавательных проектах.

Основные задачи курса: (слайд 3)

}  -формировать  у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;

}  - дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;

}  -формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;

}  -способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни

В третьем классе дети уже стремятся выступать в роли активных партнеров, способных выстраивать конструктивные отношения, понимать степень ответственности за свои поступки.

В практикуме использованы такие методы как: (слайд 4)

}  групповая дискуссия;

}  создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;

}  элементы  наблюдения самонаблюдения, эксперимент;

}  ролевые игры;

}  элементы социально-психологического элементы социально-психологического тренинга.

 

Я хочу показать вам, как  на одном из таких занятий была проведена деловая игра: Туристическая ярмарка «Родные просторы». (слайд 5, 6)

Задачи:

Знакомим учащихся с правилами проведения деловой игры как формой проведения урока.

Знакомим с достопримечательностями местности, в которой проживают учащиеся.

Формируем начальные навыки практической деятельности на примере организации туристического агентства.

Учим принимать решение в процессе совместной деятельности в группах, которые и будут результатом сотрудничества.

Участники: из групп по 4-6 человек создать туристические агентства.

Задание: разработать маршрут путешествия по заповедным (интересным) местам Хабаровского края и оформить буклет.

Результат: обсудить и выбрать самое интересное путешествие.

Ход деловой игры: (слайд 7)

I этап (индивидуальный):  Найди в газете и вырежи рекламное объявление туристического агентства, в котором предлагается путешествие жителям Хабаровского края.

II этап (групповой): Придумайте и напишите название своего туристического агентства

(слайд 8) Используя карту Хабаровского края, придумайте маршрут путешествия.

1.По каким населенным пунктам и заповедным местам пройдет маршрут?

2.Как будет устроен быт туристов-путешественников?

3.На какое время года рассчитан туристический маршрут?

4. На каком транспорте туристы будут передвигаться по маршруту?

5.Чем должно запомниться то путешествие?

В ходе этого занятия идёт формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД: - 

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

-  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Таким образом, эта программа предназначена для детей, проявляющих интерес к изучению природы, особенностей природы родного края, города (Малой Родины). При помощи занятий по данной программе у детей формируется целостная картина мира, чувство взаимосвязи явлений природы на локальном уровне.

Обучение по данной программе способствует интеллектуальному, эмоциональному, физическому и творческому развитию детей.

 

 

 

 

 

Литература:

1.Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу»/ С.Л. Посмитная; - Хабаровск: Частная коллекция, 2008.

2.Посмитная С.Л. «Я — исследователь». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.

3. Большой урок для маленького гражданина: справочно-методическое пособие для учителей граждановедения. - Хабаровск: Издательский дом «Частная коллекция», 2000. 

4.Методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу» / С.Л. Посмитная; Хабаровск: Частная коллекция, 2008.