Реализация требований ФГОС НОО. (Из опыта работы учителя начальных классов Радченко Елены Борисовны, МБОУ «СШ № 76 имени А.А. Есягина», г.Хабаровск)
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия.
Я расскажу о внеурочной деятельности, где так же идёт формирование УУД.
Программа курса «Край, в котором я живу» (автор программы С.Л. Посмитная) разработана в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов о развитии социальной компетенции учащихся с учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников. Через игру, общение, познание создаётся возможность освоения ребенком социальной жизни.
По этой программе я работаю уже более 10 лет.
Программа позволяет создать в классе атмосферу внутреннего комфорта и чувства защищённости у детей.
Содержание программы курса «Край, в котором я живу» состоит из трёх самостоятельных разделов: «Я - ученик» (1 класс), «Я – гражданин» (2 класс), «Я-дальневосточник» (3 класс),
«Я - исследователь» (4 класс). (слайд 2)
В помощь учителю и ребёнку созданы пособия. Пособия для ребёнка являются игровыми и включают в себе различные раскраски, «вырезалки», головоломки, игры на внимание. Это позволяет разнообразить деятельность ребёнка во время учебного занятия и дома. Каждое пособие в конце года превращается в альбом воспоминаний о своём первом классе, книгу о своей семье и городе, справочник по обществознанию и истории Хабаровского края, Дальнего Востока.
Через учебно-игровое пособие «Я – ученик» первоклассники знакомятся с историей школы, школьным сообществом, правилами поведения, ОБЖ в школе.
Во 2 классе « Я- гражданин» дети знакомятся с тем сообществом, которое окружает детей вне школы – сообществом двора, дома, улицы, города, где они живут.
В 3 классе «Я – дальневосточник» дети знакомятся с историей жизнедеятельности людей в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке.
Через учебно-игровое пособие « Я – исследователь» (4 класс) дети учатся работать в команде в различных социальных и познавательных проектах.
Основные задачи курса: (слайд 3)
} -формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
} - дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;
} -формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;
} -способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни
В третьем классе дети уже стремятся выступать в роли активных партнеров, способных выстраивать конструктивные отношения, понимать степень ответственности за свои поступки.
В практикуме использованы такие методы как: (слайд 4)
} групповая дискуссия;
} создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
} элементы наблюдения самонаблюдения, эксперимент;
} ролевые игры;
} элементы социально-психологического элементы социально-психологического тренинга.
Я хочу показать вам, как на одном из таких занятий была проведена деловая игра: Туристическая ярмарка «Родные просторы». (слайд 5, 6)
Задачи:
Знакомим учащихся с правилами проведения деловой игры как формой проведения урока.
Знакомим с достопримечательностями местности, в которой проживают учащиеся.
Формируем начальные навыки практической деятельности на примере организации туристического агентства.
Учим принимать решение в процессе совместной деятельности в группах, которые и будут результатом сотрудничества.
Участники: из групп по 4-6 человек создать туристические агентства.
Задание: разработать маршрут путешествия по заповедным (интересным) местам Хабаровского края и оформить буклет.
Результат: обсудить и выбрать самое интересное путешествие.
Ход деловой игры: (слайд 7)
I этап (индивидуальный): Найди в газете и вырежи рекламное объявление туристического агентства, в котором предлагается путешествие жителям Хабаровского края.
II этап (групповой): Придумайте и напишите название своего туристического агентства
(слайд 8) Используя карту Хабаровского края, придумайте маршрут путешествия.
1.По каким населенным пунктам и заповедным местам пройдет маршрут?
2.Как будет устроен быт туристов-путешественников?
3.На какое время года рассчитан туристический маршрут?
4. На каком транспорте туристы будут передвигаться по маршруту?
5.Чем должно запомниться то путешествие?
В ходе этого занятия идёт формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД: -
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Таким образом, эта программа предназначена для детей, проявляющих интерес к изучению природы, особенностей природы родного края, города (Малой Родины). При помощи занятий по данной программе у детей формируется целостная картина мира, чувство взаимосвязи явлений природы на локальном уровне.
Обучение по данной программе способствует интеллектуальному, эмоциональному, физическому и творческому развитию детей.
Литература:
1.Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу»/ С.Л. Посмитная; - Хабаровск: Частная коллекция, 2008.
2.Посмитная С.Л. «Я — исследователь». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.
3. Большой урок для маленького гражданина: справочно-методическое пособие для учителей граждановедения. - Хабаровск: Издательский дом «Частная коллекция», 2000.
4.Методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу» / С.Л. Посмитная; — Хабаровск: Частная коллекция, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.