РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
город БРАТСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Тема самообразования: Реализация внеурочной деятельности в условиях ФГОС по физической культуре.
Тема: Организация внеурочной работы в условиях ФГОС
Объект исследования: Внеурочная работа в современной школе.
Предмет: Кружковая деятельность по физической культуре.
Цель исследования: Изучить систему внеурочной работы в школе.
Задачи:
· Раскрыть сущность внеурочной работы;
· Выявить цели, задачи и функции внеурочной работы;
· Раскрыть формы, методы и средства внеурочной работы;
· Рассмотреть различные виды секций;
Введение.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы всё чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. На уроках ребенок без движения в среднем проводит около 10 часов.
Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников достигает 75- 85%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования - формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в нашей школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования учащихся школы в области физической культуры, программа по физической культуре в своем предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн).
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Основными формами организации образовательного процесса в школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы нашей школы, и занимает важное место в подготовке учеников к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию наших учеников.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.оятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Планирование внеурочной деятельности.
Эффективность занятий во второй половине дня во многом зависит от того, насколько хорошо разработано планирование, какие наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приёмы будет применять учитель, как будут использованы имеющиеся оборудование и инвентарь, учтена специфика места проведения занятий — спортивный зал или пришкольная площадка, стадион или парк, ровная или пересечённая местность.
Суть планирования учебного процесса внеурочной деятельности заключается, как известно, в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий учителей и методистов физической культуры с целью решения задач обучения и воспитания учащихся.
Планирование внеурочной деятельности по физической культуре — сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определённых навыков в проведении плановых расчётов и их соответствующего документального оформления. Оно включает в себя три последовательных этапа:
# этап предварительной подготовки;
# этап непосредственной разработки и составления документов планирования;
# этап совершенствования и корректировки составленных документов планирования (внесение дополнений, уточнений, устранение выявленных в течение учебного года недочётов в том или ином плане и др.).
Предварительная подготовка предусматривает сбор и обработку различной информации по физической культуре, которая систематизируется и обобщается. Прежде всего анализируются нормативные и распорядительные документы, действующие образовательные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных учреждений, учебные издания, включённые в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на учебный год».
Далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные материалы, уточняется состояние материально-технического, информационно-методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре в данном учебном заведении. Затем учитель и методист приступают к непосредственной разработке и составлению документов планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
Наличие хорошо разработанного планирования позволяет избежать стихийности в профессиональной деятельности учителя физической культуры и методиста, излишних затрат времени и сил, низкого качества и неудовлетворительных конечных результатов работы.
Основными документами планирования внеурочной деятельности являются:
1) годовой план-график по внеурочной деятельности;
2) план-конспект занятия.
Все перечисленные документы планирования логически связаны между собой. Они разрабатываются на основе образовательной программы «Физическая культура» и учебного плана общеобразовательной школы, новых Федеральных образовательных стандартов общего образования, где внеурочной деятельности учащихся уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
При разработке годового плана графика следует определить:
1) количество учебных часов, которые будут отведены в учебном году на внеурочную деятельность, т. е. составить сетку часов;
2) наиболее целесообразную последовательность организации внеурочной деятельности в соответствии с объёмом часов;
3) формы контроля и оценки знаний, умений и навыков обучаемых;
4) занятия, на которых будет проводиться проверка усвоения материала учащимися.
При составлении плана нужно учесть не только проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, но и возможность организовывать занятия крупными блоками, например в виде соревнований.
Занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся 1–4, 5–9, 10–11 классов.
В начале и в конце учебного года планируется проведение тестирования физической подготовленности школьников, на которое отводится 2–3 занятия.
Тестирование, проводимое в начале учебного года, называется предварительным. Оно служит целям выявления исходных данных.
Тестирование, осуществляемое в конце учебного года, называется итоговым. Оно позволяет установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно-воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на новый учебный год.
В завершённом виде годовой план-график по внеурочной деятельности согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором школы.
Для разработки рабочего плана необходимы не только общетеоретические знания, но и знание методики обучения конкретным двигательным действиям и воспитания физических способностей с учётом возраста учащихся.
При разработке годового плана следует:
1) сформулировать цель и разработать педагогические за дачи внеурочной деятельности на учебный год;
2) определить рациональную последовательность внеурочной деятельности, исходя из методических принципов доступности и постепенности повышения требований (от простого к сложному, от частного к общему и др.).
3) установить количество учебных часов на изучение каждой темы;
4) определить формы контроля за качеством подготовки обучаемых.
Необходимо чётко определить сходство компонентов двигательных действий (например, от изучения техники бега переходить к изучению прыжка в длину с разбега) и распределить материал по занятиям с учётом развивающего и воспитывающего эффекта предыдущих занятий.
В качестве примера ниже представлено примерное содержание тематического плана на учебный год для 5 класса.
Реализация внеурочной деятельности позволяет также решить ряд очень важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-снизить учебную нагрузку учащихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.
Задачи внеклассной работы:
содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
воспитывать и развивать организаторские навыки у учащихся;
организовывать здоровый отдых учащихся;
прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Содержание внеклассной работы
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. Основными формами являются: занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, спортивные перемены, походы, тематические классные часы.
Организация внеклассной работы
Организационно методические основы проведения занятий.
Результативность занятий лёгкой атлетикой во многом зависит от того, насколько учитель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приёмы, продуктивно использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересечённая местность), температурные условия, подготовленность учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности.
Организационное обеспечение занятия предусматривает:
1) создание санитарно-гигиенических условий;
2) материальнотехническое обеспечение;
3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на занятии, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.
Санитарногигиеническое обеспечение условий для проведения занятий. Санитарно-гигиеническое состояние мест проведения занятий должно строго соответствовать Требованиям СанПиН (2.4.21178–02 от 25.11.2002 г.): температура и влажность воздуха; вентиляция и освещённость помещения; подбор спортивных снарядов и др.
Температура воздуха в спортзале должна быть в пределах
+15 … +17 С (наиболее благоприятная для занятий).
Уроки физической культуры следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 С и слабом ветре. При более низкой температуре и большой скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах.
После каждого занятия необходимо сквозное проветривание зала в течение всей перемены при отсутствии обучающихся. При достижении в зале температуры воздуха +14…+15 С проветривание зала следует прекращать. Количество поступающего в лёгкие воздуха резко увеличивается при интенсивной мышечной работе (бег, подвижные игры и др.). Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.
Большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. После всех занятий, в конце учебного дня, обязательна тщательная влажная уборка зала.
Материальнотехническое обеспечение занятия. Предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности занятия.
В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение, оборудованное тренажёрными устройствами.
Далее мы рассмотрим следующие методы организации занимающихся на занятии, которые применяются в практике физического воспитания.
Фронтальный метод. Одно и то же задание выполняют все ученики класса независимо от их построения (в колонны или шеренги, в круг). Этот метод широко используется во всех частях занятия, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться чаще применять фронтальный метод и в основной части.
Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, имитационных упражнений в прыжках и метаниях.
Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, видели учителя и чтобы учитель мог видеть их всех.
Фронтальный метод используется преимущественно в 1–4 классах, поскольку младшие школьники отличаются большой подвижностью и не могут подолгу оставаться в бездеятельном состоянии. Кроме того, содержание обучения состоит из сравнительно несложного материала, учитывающего учебные возможности данного контингента учащихся. Данный метод успешно применяется и в работе с учащимися средних и старших классов.
Групповой метод. Предусматривает временное деление коллектива класса на несколько групп и выполнение каждой группой своих заданий по указанию учителя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляется с учётом пола, уровня технической и физической подготовленности и по другим признакам. По команде учителя начинается и заканчивается работа групп и смена заданий в группах. Учебная деятельность учащихся выполняется одновременно всей группой (например, метание малого мяча на дальность) или поочерёдно (например, выполнение прыжков в длину или в высоту с разбега).
Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах.
Индивидуальный метод. Ученикам, отличающимся от основного состава класса по своей подготовленности, способностям, а иногда по состоянию здоровья, предлагаются индивидуальные задания для самостоятельного выполнения. Этот метод широко применяется преимущественно в старших классах.
Круговой метод. Предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу спортзала или спортплощадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений. На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчётом на комплексное развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определённым интервалом для отдыха между «станциями». Выполнение упражнений начинается одновременно на всех «станциях» и по команде учителя. Метод применяется в средних и старших классах.
Педагогическое построение занятия определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре занятия трёх функционально связанных составных частей: подготовительной (6–10 мин), основной (28–32 мин), заключительной (3–5 мин).
Для проведения практической работы с учащимися организуются секции, работающие весь учебный год. Это секции волейбола, баскетбола, ОФП, любовь к спорту с детства, лёгкая атлетика.
На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, введением новых элементов.
В учебных группах секции 10-15 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований.
Спортивные секции
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта.
Основные задачи секций:
приобщить учащихся к систематическим занятиям спортом;
содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.
На сегодняшний день в школе работает секция волейбола, баскетбола, лёгкая атлетика, подвижные игры.
Формы внеклассной работы
«Спортивные перемены» проводятся во время больших перемен длительностью 20 мин. Ребята самостоятельно формируют команды и играют в игры по выбору. Это может быть волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, лапта, подвижные игры. Особой популярностью среди учащихся 5-6 классов пользуется настольный теннис. В школе имеется малый зал, где установлен теннисный стол, а также имеются тренажёры, стол для армрестлинга, куда можно прийти во время перемены и выбрать занятие по душе. В старших классах уделяется внимание командным играм – волейбол, баскетбол, футбол.
Спортивные соревнования
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в гимназии. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.
Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.
Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.
Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.
Соревнования обычно посвящены тематическим датам.
В школе традиционно проводятся следующие мероприятия :
«Веселые старты» для учащихся 5-6 классов
Олимпиада по физической культуре 7-8, 9-11 классы
Соревнования по волейболу 7-11 классы
Соревнования по баскетболу 7-11 классы
Соревнования по футболу 5-6 класс
Соревнования по лыжным гонкам 4-5 классы.
Соревнования по плаванию 3-4 классы.
Дни здоровья 5-11 класс
Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-5-х классов.
В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры,
«Веселые старты» и эстафеты.
Выбирается лучший спортивный класс из параллели.
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
четкое руководство со стороны администрации и учителей физической культуры.
Физкультура – это возможность не только поддержать здоровье детей, но и научить любить свое здоровье, а главное, умение учителя вложить в головы ребят убеждение, что занятия физкультурой способствуют так же полноценному умственному развитию! На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно - воспитательного процесса, вырастить молодое поколение, готовое к высокопроизводительному труду, защите Родины и участию в общественно - политической жизни страны. И помните, наши предки не зря говорили: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Контроль за физическими нагрузками на занятиях.
Физическая нагрузка — это определённая мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Доза на грузки — это определённая её величина; дозировать нагрузку — значит строго регламентировать её объём и интенсивность.
Объём нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражом преодолённого расстояния (дистанции) и другими показателями.
Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и др.
Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объём нагрузки, тем меньше её интенсивность и наоборот.
Нагрузку можно изменять за счёт объёма и интенсивности или обоих показателей одновременно.
Нагрузка бывает:
стандартной — практически одинаковой по своим внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый момент воздействия; переменной (вариативной), изменяющейся в ходе выполнения упражнения.
Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные морфофункциональные приспособительные перестройки в организме школьников, на базе которых происходит развитие физических способностей, закрепление и совершенствование двигательных навыков. Однако длительное применение однообразных нагрузок может тормозить рост физических способностей, привести к переутомлению занимающихся, вызвать у них потерю интереса к занятиям.
Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный, когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности учащихся, снизившегося в результате работы.
О воздействии нагрузки можно судить по ЧСС и внешним признакам утомления (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.). Наиболее информативным, объективным и широко используемым на занятиях физической культурой показателем реакции организма школьника на физическую нагрузку является величина ЧСС. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.
Классификация физических нагрузок по ЧСС представлена в таблице.
Классификация нагрузок по ЧСС
ЧСС, уд./мин |
Интенсивность нагрузки |
До 130 |
Малая |
131–150 |
Умеренная |
151–165 |
Средняя |
166–180 |
Большая |
Свыше 180 |
Максимальная |
По ЧСС можно определить направленность физической нагрузки. Так, если ЧСС во время выполнения упражнения не превышает 150 уд./мин, то нагрузка будет чисто аэробной, при ЧСС 150–180 уд./мин — аэробно-анаэробной и при ЧСС свыше 180 уд./мин — анаэробной.
На занятиях физической культурой на величину нагрузки влияют:
1) длительность и интенсивность (скорость) выполнения физических упражнений;
2) координационная сложность упражнений (при многократном повторении сложных по координации упражнений быстро наступает утомление, и в этих условиях часто не столько совершенствуется техника движения, сколько повторяются ошибки);
3) эмоциональная напряжённость при выполнении упражнений (страх, ответственность и т. п.). Боязнь получить травму сковывает занимающегося, движения выполняются со значительным напряжением, по ходу выполнения движений неизбежны ошибки.
Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами:
# изменением количества повторений одного и того же упражнения;
# изменением суммарного количества физических упражнений и игр;
# изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;
# увеличением или уменьшением амплитуды движений;
# варьированием величин внешних отягощений (например, вес собственного тела, гантели, набивные мячи и т. п.);
# выполнением упражнений в усложнённых или облегчённых условиях (например, бег в горку и под горку, бег по ветру и против ветра и т. д.);
# изменением исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т. д.);
# изменением длины дистанций в беге;
# увеличением или уменьшением времени (интервалов) и характера отдыха между упражнениями.
При определении величины нагрузки и продолжительности выполнения упражнений необходимо учитывать возраст и пол занимающихся, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, а также поставленные перед занятием цели.
Причины и предупреждение травматизма на занятиях.
Организуя и проводя занятия, особенно важно обеспечить их безопасность. Обязательны инструктаж учащихся по безопасности и медицинский осмотр. Учитель должен быть убеждён, что у детей нет противопоказаний по состоянию здоровья.
Занятия проводятся на школьном стадионе (или на пришкольной спортивной площадке) и в спортивном зале.
Опасные факторы, которые могут привести к травмам:
— низкая температура воздуха, повышенная влажность воздуха, сильный ветер;
— скользкий грунт, скользкое твёрдое покрытие;
— нахождение в зоне броска во время метания малого мяча, гранаты;
— выполнение упражнений в беге, прыжках и метаниях без разминки, что может привести к растяжению, надрыву связок и мышц опорно-двигательного аппарата.
На занятиях возможны следующие типичные травмы: растяжение связок локтевого и плечевого суставов; растяжение связок голеностопного и коленного суставов; растяжения и надрывы двуглавой и четырёхглавой мышц бедра — при беге на короткие дистанции с максимальной скоростью, прыжках в длину и в высоту с разбега; ушибы пятки при отталкивании в прыжках в высоту и в длину с разбега; воспаления надкостницы большеберцовой кости; мышечные боли; ослабление свода стопы.
При занятиях легкоатлетическими упражнениями иногда случается «гравитационный шок» — кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.
При организации и проведении занятий необходимо соблюдать меры по обеспечению их безопасности.
Разминка. Разминку проводят с целью функциональной подготовки организма к предстоящей основной работе. Как правило, разминка состоит из медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений, специальных беговых и прыжковых упражнений, бега с ускорением.
Длительность медленного бега — 2–3 мин. В жаркую погоду она сокращается, а в холодную увеличивается. После бега выполняются общеразвивающие упражнения в течение 6–8 мин.
Необходимо соблюдать следующие методические правила:
1. При разминке поочерёдно воздействуют на основные группы мышц (сверху вниз) и постепенно увеличивают нагрузку: потягивания; упражнения для мышц рук и плечевого пояса; упражнения для мышц туловища и ног; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
2. Подбор упражнений должен быть соотнесён с предстоящей основной деятельностью на занятии. Упражнения по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должны соответствовать особенностям основных упражнений.
3. В комплекс должны входить не менее 6–8 упражнений различной направленности; выполнять каждое упражнение необходимо 6–8 раз.
Специальные беговые упражнения выполняют для подготовки мышц и связок к интенсивной работе; для коррекции техники бега; для настройки на работу. Достаточно 3–5 упражнений на дистанции 30–40 м, по 2–3 серии.
Заключение.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Литература:
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.