Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии
Оценка 4.7

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
химия
8 кл
10.02.2017
Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии
Цель проекта: дать возможность учащимся максимально раскрыть свои способности и творческие возможности через обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций. В соответствии с целью выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в предположении, что формирование и развитие функциональной грамотности школьников возможно через применение парацентрической технологии обучения (ПЦТО). Основная задача исследования выявить и теоретически обосновать педагогические условия реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Новизна исследования: разработано специальное тематическое планирование для учащихся 8 класса по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» с использованием парацентрической технологии обучения. С целью проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы: изучение нормативной документации, психолого-педагогической, методической и химической литературы по исследуемой проблеме; моделирование; проектирование. Эмпирические методы: экспертное оценивание; обсервационные (прямое и косвенное наблюдение) и диагностические методы сбора информации (беседа, тестирование, контрольные работы). Праксиметрические методы (анализ результатов деятельности). Педагогический эксперимент. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: одним из множества вариантов формирования функциональной грамотности является парацентрическая технология обучения (ПЦТО). В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации как уровневой, так и профильной, сохраняя класс¬ный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Практическая значимость исследования заключается в возможности практической реализация принципов здоровьесберегающего и индивидуального обучения на уроках химии; в возможности развития функциональной грамотности школьников.Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии
Н.Аверкова Реализация ПЦТО на уроках химии.doc
Министерство образования и науки Республики Казахстан КГУ «Средняя школа №4»  ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района» Автор: Аверкова Наталья Николаевна, учитель химии  средней школы №4 г. Житикары Тема:  «Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии» Секция: Химия   1 Содержание                                                                                                                 стр.  Абстракт ……………………………………………………………….3­4  Введение……………………………………………………….. …….5­6  Исследовательская  часть………………………………………….7­48  Изучение известных материалов по теме исследования…...7­13 1. 1.1.     Нетрадиционные  образовательные технологии, используемые в  школьной  практике ………………………………………………  ……………. 7­8 1.2 Парацентрическая технология   обучения............................................8­13 2. Реализация  индивидуальной образовательной траектории  каждого учащегося  через использование парацентрической  технологии обучения на уроках химии…………………………..14­48 2.1. Парацентрическая технология на уроках химии 8­го класса                                «Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома» (12 часов)……………………………15­48 2.1.1.Критерии результативности………………………………….15­16 2.1.2.Тематический план изучения темы…………………………..17­48 2.1.2.1. ИВУ – информационный ввод учителя………………………..17       2.1.2.2. ОВУ – организационный ввод учащихся…………………17­20 2.1.2.2.1. Информационный лист для учащихся…………………..18­19 2.1.2.2.2. Маршрутный лист движения ученика…………………..19­20 2.1.2.2.3.Содержание дидактической папки (для учащихся)………..20 2.1.2.3.   Деятельность учащихся со средствами  обучения……….20­35 2 2.1.2.4. Тестовый контроль…………………………………………..35­39 2.1.2.5.   Письменный контроль……………………………………..39­48 Заключение……………………………………………………........49­50 Список используемой литературы……………………………………...51 Аннотация………………………………………………………………..52 Приложения АБСТРАКТ Цель проекта:   дать  возможность   учащимся   максимально  раскрыть  свои способности и творческие возможности через  обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций. В   соответствии   с   целью   выдвинута  гипотеза  исследования,   которая заключается в предположении, что формирование и развитие функциональной грамотности   школьников   возможно   через   применение   парацентрической технологии обучения (ПЦТО). Основная   задача   исследования  выявить   и   теоретически   обосновать   индивидуальной   образовательной педагогические   условия  реализации   траектории каждого учащегося.   Новизна   исследования:  разработано     специальное   тематическое планирование   для   учащихся   8   класса     по   теме   «Периодический   закон   и Периодическая   система   химических   элементов   Д.И.Менделеева.   Строение атома» с использованием парацентрической технологии обучения.  С целью проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались   следующие  методы: нормативной   документации,   психолого­педагогической,   методической   и   моделирование; химической   литературы   по   исследуемой   проблеме;  теоретические   методы:   изучение проектирование.  Эмпирические   методы:   экспертное   оценивание; обсервационные (прямое и косвенное наблюдение) и диагностические методы сбора   информации     контрольные   работы). 3   тестирование, (беседа, Праксиметрические   методы  (анализ   результатов   деятельности). Педагогический эксперимент. На   основании   полученных   данных   были   сделаны   следующие  выводы: одним   из   множества   вариантов   формирования   функциональной   грамотности является парацентрическая технология обучения (ПЦТО). В данной технологии при   составлении   методических   инструкций   для   учащихся   учитель   имеет большие возможности для реализации дифференциации как уровневой, так и профильной,   сохраняя   классный   коллектив,   решая   тем   самым   и   проблему адаптации. Практическая значимость исследования заключается   в  возможности практической реализация принципов здоровьесберегающего и  индивидуального   в   возможности   развития   функциональной обучения   на   уроках   химии;   грамотности школьников. 4 ВВЕДЕНИЕ Главой государства Н.Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального   плана   действий   по   развитию   функциональной   грамотности школьников[4]. Актуальность   исследования  обусловлена   существенными   изменениями требований, предъявляемых в настоящее время к выпускникам школ со стороны профессионального сообщества, образовательной и социальной среды. В теории обучения   химии   все   большее   внимание   уделяется   вопросам   химической грамотности   учащихся.   Возрастает   необходимость   развития   у   обучающихся таких личностных качеств, которые будут способствовать их профессиональной и   социальной   мобильности.   В   этой   связи   востребованы   не   столько   знания, сколько   готовность   выполнять   определенные   функции,   что   является приоритетной задачей  для системы общего среднего образования. Цель проекта:  дать  возможность  учащимся максимально  раскрыть свои способности и творческие возможности через  обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций. Объект исследования – функциональная грамотность школьников. 5 В   соответствии   с   целью   выдвинута  гипотеза   исследования,   которая заключается в предположении, что формирование и развитие функциональной грамотности   школьников   возможно   через   применение   парацентрической технологии обучения. В   соответствии   с   целью   и   гипотезой   сформулированы   основные   задачи, осуществлен выбор методов исследования. Основная   задача   исследования  выявить   и   теоретически   обосновать   индивидуальной   образовательной педагогические   условия  реализации   траектории каждого учащегося.   Методы   исследования:  теоретические   методы:   анализ   нормативной   методической   и   химической документации, литературы   по   исследуемой   проблеме;   моделирование;   проектирование.   психолого­педагогической, Эмпирические   методы:   экспертное   оценивание;   обсервационные   (прямое   и косвенное наблюдение) и диагностические методы сбора информации (беседа, тестирование,   контрольные   работы).  Праксиметрические   методы  (анализ результатов деятельности). Педагогический эксперимент. Структура   проекта  состоит   из  введения,   исследовательской   части, заключения, списка использованных ресурсов. 6 Исследовательская  часть Изучение известных материалов по теме исследования 1. 1.1. Нетрадиционные  образовательные технологии, используемые в школьной  практике  Сегодня все большую популярность приобретает технологический подход в обучении. Существует множество образовательных технологий, используемых в  школьной практике (см. табл. 1). Таблица 1 ­ Нетрадиционные технологии, используемые в практике № п/п 1 2 3 Название технологии Аббревиатура Модульно­рейтинговая     технология   обучения,   ее разновидности: МРТО а) Модульная технология обучения б) Рейтинговая технология обучения в)   Рейтинговая­интенсивно­модульная   технология обучения Технология естественного обучения МТО РТО РИМТ ТЕО Контрольно­корректирующая технология обучения ККТО 7 4  5  6  7 8 9  Парацентрическая технология обучения Технология   индивидуальных   образовательных траекторий Технология диалоговой взаимопомощи Технология персонального обучения Технология позиционного обучения Технология полного усвоения знаний 10 Индивидуально­бригадная технология обучения 11 Кооперативная технология обучения 12 Индивидуальная технология обучения (Макарова) Технология индивидуального обучения (Драля) 13 14 15 ПЦТО ТИОТ ТДВ ТПО ТПОЗО ТПУЗ ИБТО КТО ИТО ТИО ДТО ИМТО Гибкая технология проблемно­модульного обучения ГТПМО Дуальная технология обучения 16 Интегративно­модульная технология обучения В   теории   обучения   химии   все   большее   внимание   уделяется   вопросам химической   грамотности   учащихся.   Возрастает   необходимость   развития   у обучающихся   таких   личностных   качеств,   которые   будут   способствовать   их профессиональной и социальной мобильности. В этой связи востребованы  не столько   знания,   сколько   готовность   выполнять   определенные   функции,   что является приоритетной задачей  для системы общего среднего образования. Из   всех   перечисленных   технологий   меня   больше   заинтересовала парацентрическая   технология   обучения.   Она   позволяет   решить   проблему   – научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий[2]. С   учетом   государственного     образовательного   стандарта   определена структура функциональной грамотности школьников по химии, представляющая собой   единство   следующих   4­х   взаимосвязанных   компонентов:   базовых инвариантных   знаний,   предметных   умений   репродуктивного   характера, 8 предметных   умений   продуктивно­творческого   характера, отношений к химическим и другим объектам[3].   ценностных 1.2. Парацентрическая технология обучения В условиях реализации личностно­ориентированной концепции обучения наметилась   тенденция   к  разработке  конкретных  современных  педагогических технологий,   позволяющих   организовать   или   предоставлять   условия   для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.  К числу таких технологий относится парацентрическая технология обучения, разработанная Надеждой Николаевной Суртаевой.  Парацентрическую   технологию   Н.Н.Суртаевой,   с   точки   зрения   ее отношения   к   ребенку   со   стороны   взрослых,   можно   оценить   как   личностно­ ориентированную.   В   центре   ее   стоит   личность   ученика,   обеспечение комфортности,   бесконфликтности   и   безопасности   условий   ее   развития.   Это технология   сотрудничества,   которую   надо   рассматривать   как   особого   типа «проникающую»   технологию,   являющуюся   воплощением   нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.   Термин   «Парацентрическая   технология»   означает   обучение   в   парах   со средствами обучения при помощи методических   инструкций, с последующим выходом на контроль  и эталонное собеседование с педагогом. Под средствами обучения понимается все то, что используется педагогом для организации УВП по данной теме занятия. При   парацентрической   технологии   обучения   (см.   рис.   1)   возможно   реальное осуществление   процесса   индивидуализации,   предоставление   права   выбора способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (машина ­ ученик, ученик ­ ученик, ученик ­ разные средства обучения, ученик ­ учитель) [2].  Рис. 1 ­  Виды общения 9 В каждом диалоговом общении ученик затрачивает нужное ему время на учение, выбирает наиболее подходящие   для стиля мышления и деятельности (социотипа)   средства   обучения,   а   также   выбирает   методическое   указание, инструкцию, наиболее  доступные для него. Организация учебного процесса  по   учащимися   четырех­шести такой   технологии   предполагает   прохождение   диалоговых видов общения.   Это может быть либо диалог ученик­ученик, еще раз ученик­ученик, но по другим  методическим инструкциям, диалог  ученик­ средство обучения – их предлагается на выбор учащихся несколько (8­9). Из предложенных видов диалогов для ученика является обязательным выбор 5­6, а также диалог с учителем. Это можно представить в виде рисунка  (см. рис. 2). Рис. 2 ­ Организация учебного процесса  по парацентрической технологии 10 По   данной   технологии   в   диалоговом   общении   задействованы одновременно и работают   согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям   все   учащиеся   класса.   Для   организации   учебного   процесса   по ПЦТО учителю необходимо подготовить следующий материал: 1. Информационный лист. 2. Лист учета за деятельностью учащихся. 3. Образец маршрутного движения ученика. 4. Тематическое планирование (специальное). 5. Методические инструкции к работе со средствами обучения. 6. Лист контроля (эталонный контроль, если такой будет   использовать учитель). 7. Средства обучения. 8. Алгоритм работы  по ПЦТО. Информационный   лист   для   учащихся   может   выглядеть     следующим образом: Шифр 1 2 3 4 5 6 7 8 Название средства  СО1 СО2 СО3 СО4 СО5 СО6 СО7 СО8 11 обучения 1.   Таблица   «Строение атома углерода» + 2. Таблица «Электронное строение метана» 3. Таблица «Применение метана» 4.   Шаростержневая модель молекулы метана + + + Соответственно информационному листу составляется лист учета за  деятельностью учащихся. Виды  диалогового общения Ф. И. О. СО1 СО2 СО3 СО4 У1 У2 У3 У4 Учитель­ ученик, контроль, коррекция Иманбаева Г. + # Здесь   СО1   ­   СО4     –   это   различные   средства   обучения   и   методические инструкции  к работе с ними, предоставляемые для выбора учащимся. У1 ­ У4   – общение ученика с другими учениками по разным методическим инструкциям, знак «+» означает то, что выбрал для себя ученик, и проработал #. Пройдя общение по методическим инструкциям, ученик в листе учета ставит знак «+» против соответствующего вида диалогового общения и своей фамилии, в итоге до встречи с учителем у ученика должно быть не менее пяти диалоговых общений. Средства   обучения   подбираются   таким   образом,   чтобы   они   были доступны учащимся, какую бы последовательность общения с ними не выбрал 12 ученик.   В   качестве   средств   обучения   могут   быть   специально   разработанные учебные   тексты   с   заданиями,   алгоритмами,   учебные   пособия,   задачники, учебники,  учебные   таблицы,  фрагменты   диафильмов,   видео­   и   кинофильмов, специально   подготовленные   дидактические   карточки   со   специфической структурой   и   т.д.   К   каждому   средству   обучения   готовится   методическое указание для учащихся, в котором указывается, что делать при общении с тем или иным средством обучения. Пользуясь методическими инструкциями, ученик прорабатывает одну и ту же учебную задачу разными вариантами (многократное повторение), выходя затем на диалог с учителем. При   внедрении   ПЦТО   учителю   необходимо   продумать   организацию ученических рабочих мест. Практика показала, что целесообразно это делать следующим образом (см. рис. 3). Рис. 3 ­ Организация ученических рабочих мест На   рабочих   столах   размещаются   методические   указания   (МУ) соответственно   средствам   обучения,   которые   размещаются   рядом   с   рабочим местом ученика (СО1 соответствует МУ1; СО2 – МУ2 и т.д.).  13 Столы   для   экспериментальной   работы,   работы   с   макетами,   моделями, столы   с   теле­   и   видеоаппаратурой   размещаются   отдельно   от   тех   парт,   где проходит теоретическая работа учащихся. На столах, кроме МУ, размещается маркировка, помогающая учащимся осуществлять маршруты при передвижении по классу в поисках нужного СО для  работы.  К началу изучения темы учитель готовит контрольный лист с указанием объема умений, знаний, которые должны получить учащиеся при изучении темы. Это   может   быть   представлено   в   виде   вопросов,   конкретных   заданий, упражнений как образцов. Контрольный лист дают учащимся в начале изучения темы, что помогает осознанному ее изучению. Целевыми ориентациями ПТЦО являются: освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультативно ­ координирующей; формирование умений самостоятельного учения, самообразования; повышение уровня учебной мотивации школьников.  2. Реализация  индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии Для   более   четкой   организации   учебно­образовательного   процесса   по парацентрической технологии обучения   целесообразно, особенно в начале ее применения, использовать алгоритм поведения учащихся.  В разработке представленной  работы использовались материалы научного руководителя   по   внедрению   нетрадиционных   педагогических   технологий   в учебно­воспитательный   процесс   МОУ   МУК   –   профессора,   д.п.н.   Суртаевой Н.Н.     периодическая система химических элементов. Строение атома». Для реализации данной технологии выбрана тема «Периодический закон и 14 Психологические условия перехода к парацентрической технологии: 1.     способствуют   развитию   химического     стиля   мышления   (доминирование логической схемы рассуждения, лаконизм мышления, строгость мысли, точность символики,   пространственное   воображение);   субъективных   и   личностных качеств; 2.  учитывают ведущую деятельность; 3.  удовлетворяют потребность в общении. Педагогические условия перехода к парацентрической технологии: 1.   учитывают   субъективный   опыт   и   индивидуальную   познавательную возможность каждого учащегося; 2.  создают ситуацию «успеха»; 3.  обучают критериальной оценке (сравнение успехов с прежними успехами); 4.  развивают учебное сотрудничество; 5. ориентируют  ученика в учебном процессе (конкретизация целей урока); 6.   создают     для   ученика   ситуации   выбора   (уровня   трудности   задания,   вида деятельности, учебной группы). 2.1. Парацентрическая технология на уроках химии 8­го класса «Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома» (12 часов) 2.1.1.Критерии результативности:  Учащиеся должны знать и уметь Элемент знаний Понятие о группах сходных химических   элементов   на примере щелочных металлов, галогенов. Классификация, амфотерность.     Знать Знать   общие   признаки классификации химических   элементов на   примере   групп сходных элементов.  Уметь   характеризовать Уметь свойств зависимость металлов, щелочных галогенов и их соединений от   относительной   атомной массы.      15 Знать амфотерности.   определение   ­ закон   Понятие о периодичности в   изменении   свойств химических элементов.  Периодический   закон   фундаментальный   природы.    Понятие   о   структуре периодической   системы химических   элементов. Малые и большие периоды, группа, подгруппы: главная (А­группа)   и   побочная  (Б­ группа). Знать   формулировку периодического   закона. Знать определения периода, группы.     определения Знать     группы, периода, главной   и   побочной   тенденций подгрупп, изменения свойств простых   веществ   и соединений   химических элементов   в   периодах, главных   и   побочных подгруппах периодической системы. Понятие о составе атома и атомного ядра. Физический смысл порядкового номера химического   элемента   в периодической   таблице. Понятия   о   химическом элементе   и   изотопах.    Знать   состав   атомного ядра, определения изотопов,   химического элемента   как   вида атомов   с   одинаковым зарядом ядра.  Уметь   экспериментально доказывать   амфотерность предложенного   оксида   и гидроксида. Уметь   приводить   примеры периодического   изменения свойств химических элементов и их соединений.   Уметь   характеризовать химический   элемент   по положению в периодической таблице.   Уметь   находить   число нейтронов, протонов, электронов указанного атома.        Понятие  об электронном строении   атомов   на примере   20   химических элементов   периодической таблицы.   Основываясь   на электронного теории строения   атома, рассмотреть   современную формулировку       современную Знать формулировку периодического   закона, физический смысл номеров   периода   и группы, причину периодического изменения   химических свойств   первых   20       Уметь объяснять периодическое   изменение свойств химических элементов   в   свете   теории строения атомов, составлять схемы строения атомов 20   элементов. первых     16 периодического закона. Электронная оболочка,   энергетический уровень (электронный слой),   главное   квантовое число, валентные   завершенный электроны, слой. электронный            Понятие         о состоянии электрона   в   атоме — электронной   плотности, атомной орбитали.   облако, Электронное орбиталь, форма   электронная орбиталей, формула атома Понятие               о   научно­ значении практическом   периодического   закона.             Обобщение и систематизация   знаний   по теме.   Контроль   знаний   и теме.  умений по     элементов.  Иметь   представления   о двойственной   природе электрона   и   состоянии электронов в атоме.  Уметь   электронные атомов. составлять   формулы       о роли Знать периодического   закона для   обобщения   и объяснения уже известных и предсказания новых фактов. зависимость Знать свойств   атомов химических элементов и их   соединений   от строения атома.         показать его Уметь значение   для   развития науки техники. и           объяснять Уметь   смысл физический номера порядкового химического элемента, номера   периода,   номера группы   в   периодической таблице.   2.1.2.Тематический план изучения темы ИВУ,  ОВУ     2 час      ПЦТО, П, Ку , Кт ,   Оз 8 час           Кт ,  Кп                      2час Где: 17 ИВУ – информационный ввод учителя (может осуществляться в любой форме и любыми методами – лекции, объяснения и т. д.); ОВУ – организационный ввод учащихся; ПЦТО – парацентрическая технология обучения; П – практические работы; Кп – письменный контроль; Кт – тестовый контроль; Ку – устный контроль; Оз – обобщение знаний. 2.1.2.1. ИВУ – информационный ввод учителя (1час) Кратко дается информация о строении атома по плану: 1. Исторические сведения 2.  Строение атомного ядра 3. Строение электронной оболочки атома Используется учебная презентация http://www.education.ssti.ru/razr/chimia.ppt 2.1.2.2. ОВУ – организационный ввод учащихся (1 час) Знакомство с алгоритмом работы по ПЦТО Алгоритм работы учащихся по ПЦТО 1. Изучи информационный лист учащегося. 2. Составь   маршрутный   лист   движения   со   средствами   обучения   (СО),   с которыми ты будешь общаться. 3. Найди место положения в классе выбранных для общения СО. 4. Займи место, где находится СО, выбранное тобой для работы первым. 18 5. Познакомься с методической инструкцией для данного СО. 6. Начинай   выполнять   работу,   делая   соответствующие   записи   в   тетради (зарисовки, запись, таблицы, и др.)  7. Начинай выполнять практические задания по изученному  СО. 8. После   выполнения   заданий   по   данной   методической   инструкции   (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.   9. Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование к учителю, то выходи на коррекционный контроль. 10.  После контроля в маршрутном листке «+» замени на «   +   ».       и начинай работу  с новым СО.      11.  В ходе работы можешь отдохнуть за валеологическим             местом ученика (ВМУ). 2.1.2.2.1. Информационный лист для учащихся по теме:  «Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома» 12 часов (8 занятий) 8 класс. № п/п Наименование средства обучения шифр Классификация химических элементов.  Амфотерные соединения  Периодический закон Д. И. Менделеева  Периодическая таблица химических  элементов СО­1 СО­2 СО­3 1 2 3 4 Форма работы обязательно обязательно обязательно  Строение атома. Изотопы. Химический  СО­4 обязательно 19 элемент 5 6 7 8  Строение электронных оболочек атомов Состояние электронов в атомах Значение периодического закона. Жизнь  и деятельность Д. И. Менделеева Обобщение и систематизация знаний Контрольные срезы СО­5 СО ­6 СО ­7 СО ­8 обязательно обязательно обязательно обязательно по выбору 2.1.2.2.2. Маршрутный лист движения ученика Ф.И. ___________________________________  Тема: ____________________________________________________________________  СО ­ 1  т  п  СО ­ 2   т  п  СО ­ 3   т   п  СО ­ 4   т   т  СО ­ 5   п  п  СО ­ 6  т   п  СО – 7  т  п  СО – 8   т   п У другого ученика он может выглядеть иначе, например: Ф.И. ___________________________________  Тема: ____________________________________________________________________ СО ­ 1  т  п  СО ­ 2   т  п  СО ­ 4  т   т  СО ­ 3  т   п  СО ­ 5   п  п  СО ­ 6  т   п  СО – 8  т  п  СО – 7   т   п 20 Где СО­1 – СО­8– различные средства обучения и методические инструкции к  работе с ними, предоставленные для выбора учащимся Т – теория П – практика Используемые обозначения для контроля  за изучением темы (проставляют учащиеся:) . – приступил к изучению  +­ ставится после общения  по методическим инструкциям +          ­ означает ответил 2.1.2.2.3.Содержание дидактической папки (для учащихся) по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома» с применением П Ц Т О  (см. приложение 1) 1. Алгоритм  работы по ПЦТО. 2. Информационный лист учащихся по теме «Периодический закон и  периодическая система химических элементов. Строение атома» 3. Критерии оценки контроля. 4. Образец  маршрутного листа движения ученика. 5. Лекционный  материл  по теме 6. Технологическая карта по теме. 21 2.1.2.3.   Деятельность учащихся со средствами  обучения Методическая инструкция для ученика (на 8 часов по ПЦТО) СО СО1 Источники  информации 1)  Химия: Учебник  для 8 класса  общеобразовательной  школы  /Н.Н.Нурахметов,  К.А.. Сарманова, К.М. Джексембина. – 3 – е  изд., перераб., доп. –  Алматы:Мектеп,  2012.­216с.,ил. Методическая инструкция для ученика 1.1. Прочитать текст учебника §50 , стр. 129­131, перейти к  ИПК 1 2.1. Прочитать текст учебника §51 , стр. 131­134, перейти к  ИПК 2 ИПК – индивидуальный письменный контроль 1. Выполнить упражнения 2,3,4 на странице131 (дать на  проверку учителю или звеньевому) 2. Выполнить упражнения 4,6 на странице134, ответить устно  на вопросы 1,2,3,5 на стр. 134 (дать на проверку учителю  или  звеньевому)  2.2. Выучить  и рассказать учителю  (или звеньевому) понятия о   группах   сходных   химических   элементов   на   примере щелочных   металлов,  Дать   определение амфотерности. 2.3.   Записать в дневник задание по СО1:  д/з §50­51, пересмотреть упражнения после § 2.4. методической инструкции по   следующему,  выбранному СО    Получить   оценку   в   оценочном   листе   и   перейти   к   галогенов. СО2 1)  Химия: Учебник  для 8 класса  общеобразовательной  школы  /Н.Н.Нурахметов,  К.А.. Сарманова, К.М. Джексембина. – 3 – е  изд., перераб., доп. –  Алматы:Мектеп,  2012. 1.1.   Прочитать текст учебника §52 , стр. 134­139, перейти к  ИПК 1 2.1. Выучить  и рассказать учителю  (или звеньевому)   формулировку периодического закона; определения периода,  группы. Перейти к ИПК 2 ИПК – индивидуальный письменный контроль 1 .Расположить элементы в порядке возрастания  металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах. а) Ве; О; В; С;                             б) Ва; Ве; Са; Мg 22 Расположить элементы в порядке возрастания  неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются  свойства в периодах и группах.  а) Аl ; Nа; Р; С ;                          б) Рв;  Si; С; Sn (дать на проверку учителю  или звеньевому) 2. стр 139 упр.№4­7, письменно (дать на проверку учителю   или звеньевому) 2.2. Получить  задание по СО2:  д/з   §52,  подготовить   набор   карточек   для   20   элементов   по образцу: 2.3.  Получить оценку в оценочном листе и перейти к  методической инструкции по  следующему,  выбранному СО  Прочитать текст учебника §58 , стр. 150­153  Изучить  таблицу №21,стр.153 1.1. 1.2. 2.1.     Прочитать текст учебника §59 , стр. 154­156 2.2.     Изучить  таблицу №23,стр.155, перейти к ИПК 1 ИПК – индивидуальный письменный контроль 1.    Дать характеристику элементам  с порядковыми номерами 11,16 СО3           1)  Химия: Учебник  для 8 класса  общеобразовательной  школы  /Н.Н.Нурахметов,  К.А.. Сарманова, К.М. Джексембина. – 3 – е  изд., перераб., доп. –  Алматы:Мектеп,  2012. 2)Темирбулатова  А.Е.. Химия: Сборник задач и  упражнений:Учеб.  пособие для 8 кл.  общеобразоват. Шк. –  3­е изд., перераб., доп. 23 – Алматы:  Мектеп,2012. – 128с.      План характеристики элемента, по положению его в ПС. 1. Химический символ и название элемента. 2. Положение элемента в ПС: а) порядковый номер б) относительная атомная масса в) номер периода (малый, большой) г) номер группы, подгруппа (главная и побочная)     3.  Строение атома химического элемента: а) заряд ядра атома, число протонов и нейтронов (СО5 ) б) общее число электронов в) число энергетических уровней (СО5 ) г) число электронов на внешнем электронном слое(СО5 ) д) схема строения электронной оболочки атома(СО5 )    4. Свойства атомов элемента: а) металлические б) неметаллические 10­11 верных ответов – «5» баллов   7­9 верных ответов – «4» балла      6 верных ответов – «3» балла 2.3. Получить  задание по СО3:         д/з §58,59, упр.№3­7 стр. 156 (записать в дневник)       просмотреть и выполнить задания на стр. 88­89 из    сборника задач и упражнений 2.4.  Получить оценку в оценочном листе и перейти к  методической инструкции к  следующему,  выбранному СО      1.1.   При изучении нового материала следует использовать знания   о   строении   атома,   полученные   на   уроках   физики. Повторить     понятия   об   элементарных   частицах   (электрон, протон, нейтрон), ядре атома, изотопах, раскрыть физический смысл порядкового номера  (использовать материал лекции и содержание  §§54­55).  Необходимо   обратить   внимание   на правильную   форму   обозначения   изотопа   (массовое   число ставится   слева   от   химического   знака   вверху,   заряд   ядра — слева   внизу).   Необходимо   уточнить   понятие   «химический элемент».      Записать в тетрадь обобщающую таблицу: Название Обозначение Электрический Приблизительная 24 СО4 1)  Химия: Учебник  для 8 класса  общеобразовательной  школы  /Н.Н.Нурахметов,  К.А.. Сарманова, К.М. Джексембина. – 3 – е  изд., перераб., доп. –  Алматы:Мектеп,  2012. частицы частицы заряд масса (в атомных единицах массы) протон нейтрон p n +1 0 1 1 –1 1/1840 электрон       Знакомство   с   понятием   «изотопы»   дает   возможность ответить на вопрос, почему в некоторых случаях (Ar и K, Со и Ni,   Fe   и   I) надо   было   отступить   от   общего   принципа   и расположить   эти   элементы   в   периодической   таблице   не   в порядке возрастания их относительных масс. Все перестановки элементов   в   периодической   таблице   объясняются   разным соотношением легких и тяжелых изотопов,  перейти к ИПК 1 СО5 1)  Химия: Учебник  для 8 класса  общеобразовательной  школы  /Н.Н.Нурахметов,  К.А.. Сарманова, К.М. Джексембина. – 3 – е  изд., перераб., доп. –  Алматы:Мектеп,  2012. ИПК – индивидуальный письменный контроль 1.  Выполнить упражнения на нахождение числа протонов, нейтронов и электронов в атоме – стр. 142 упр.№2­4(дать на проверку учителю  или звеньевому) 2.1. Получить  задание по СО4:  д/з §53­55, стр. 144 №3,4 (записать в дневник) 2.2.  Получить оценку в оценочном листе и перейти к  методической инструкции к  следующему,  выбранному СО 1.1. Прочитать текст учебника §56 , стр. 144­147              !  электроны   в   совокупности   образуют   электронную оболочку   атома.   Электронная   оболочка   атома   состоит   из электронных   слоев.   В   каждом   электронном   слое   находятся электроны   с   близкими   значениями   энергии,   поэтому электронные   слои   называют   энергетическими   уровнями. Максимальное   число   электронов,   находящихся   на определенном   энергетическом   уровне,   можно   вычислить   по формуле   2n2,   где п — номер   энергетического   уровня.        Учитывая то, что атом   ­   электронейтральная частица, можно прийти к выводу, что число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов, находящихся в ядре, а, следовательно,   определяется   порядковым   номером химического  элемента.  Электроны  в  атоме   распределены  по энергетическим   уровням   (электронным   слоям).   Количество уровней   равно   номеру   периода,   в   котором     находится химический   элемент.   Так,   все   элементы  I  периода 25 периодической системы имеют один энергетический уровень, элементы II периода – два энергетических уровня, III периода – три, IV­го – четыре и т.д. 1.2. Развить   представления   о   причинах   и   закономерностях изменения   свойств   химических   элементов   и   их   соединений.            !  количественные изменения переходят в качественные скачкообразно.   Необходимо   проследить,   как   изменяются свойства простых веществ и их соединений (металличность и неметалличность, основные и кислотные свойства) по периоду и   в   главных   подгруппах,   а   также   объяснить   причины   этих изменений.            !  заряд ядра атома является главной характеристикой химического элемента. Выучить   современную   формулировку   периодического   Д. И. Менделеева, перейти к ИПК 1 (или   звеньевому) закона   и   рассказать   учителю   СО6 1)  Химия: Учебник  для 8 класса  общеобразовательной  школы  /Н.Н.Нурахметов,  К.А.. Сарманова, К.М. Джексембина. – 3 – е  изд., перераб., доп. –  Алматы:Мектеп,  2012. ИПК – индивидуальный письменный контроль 1. Выполнить упражнения стр. 147, упр. №2­6(дать на  проверку учителю  или звеньевому) 2.1. Получить  задание по СО5:  д/з §56, стр. 147 №7,8 (записать в дневник) 2.2. методической инструкции по следующему,  выбранному СО    Получить   оценку   в   оценочном   листе   и   перейти   к   1.1. Изучить строение электронной оболочки атома.                Учитывая то, что атом   ­   электронейтральная частица, можно прийти к выводу, что число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов, находящихся в ядре, а, следовательно,   определяется   порядковым   номером химического  элемента.  Электроны  в  атоме   распределены  по энергетическим уровням (электронным слоям). Количество уровней   равно   номеру   периода,   в   котором     находится химический   элемент.   Так,   все   элементы  I  периода периодической системы имеют один энергетический уровень, элементы II периода – два энергетических уровня, III периода – три,  IV­го – четыре и т.д. Каждый энергетический уровень состоит из подуровней, а подуровни ­ из атомных орбиталей (ячеек). Под   орбиталью подразумевают  часть пространства вокруг   ядра,   где   вероятность   нахождения     электрона 26 Подуровень,   состоящий   из   максимальна, или иначе говорят, где наибольшая  электронная плотность. Орбиталь,  имеющая шарообразную форму,  ближе все расположена к ядру, и на ней располагаются   электроны, называемые s­ электронами. Орбитали гантелеобразной формы (правильной восьмерки) расположены дальше от ядра, и на них находятся   так   называемые  p­   электроны.   Далее   следуют орбитали с  d­ электронами,  f­ электронами ит.д. Они имеют более   сложную   форму.    s­ орбитали,   называется  s­   подуровнем,   он   включает     одну   состоящий   из  p­   орбиталей,   называется  p­ орбиталь;   подуровнем, и он включает три p­ орбитали; состоящий из d – орбиталей – d ­  подуровень (включает пять d – орбиталей); из f­орбиталей – f – подуровень, включая семь f – орбиталей, и т.д.                   Так, первый (ближний к ядру) уровень состоит из одного –s­ подуровня, включающего одну s­ обиталь; второй уровень состоит из двух уровней: s – и р – подуровня и включает всего 4 орбитали (одну  s  –и три р – орбитали), на третьем   уровне кроме s – и р – подуровня появляется третий – d – подуровень, состоящий   из   пяти   орбиталей,   поэтому   третий   уровень вмещает всего 9 орбиталей и т.д.                  В  каждой   атомной   орбитали  может   находится максимум два электрона.                         Правила заполнения электронами атомных орбиталей: 1. Сначала заполняются орбитали, находящиеся ближе к ядру, то есть первыми заполняются s – орбитали, затем – р – орбитали, например, в атомах элементов малых периодов. 2. Атомные   орбитали.   Принадлежащие   к   одному   подуровню, заполняются   каждую   вначале   одним   электроном,   а   затем происходит   их   заполнение   вторыми   электронами   (   правило Хунда).   Это   относится   к   р­   ,  d­,  f­орбиталям.   Например, заполнение р – орбиталей происходит следующим образом.    Максимальную   устойчивость   проявляют   атомы   с наполовину (например, у хрома) или полностью (например, у             27 меди) заполненными подуровнями.    Особо   устойчивы   атомы   с   завершенными энергетическими уровнями – благородные газы (He,  Ne,   Ar, Kr,  Xe,  Rn). 1.2. Прочитать текст учебника §56 , стр. 144­147 2.1.  Выполнить опорный конспект по теме:  «Строение электронной оболочки атома». Что мы знаем про атом? Что можно рассказать про атом хлора по его положению в  ПСХЭ? Что такое электрон? Электрон – это… Электрон – это… Электронная оболочка – это… Электронное облако – это… Виды электронных облаков: Энергетический уровень Энергетический подуровень 28 Атомная орбиталь КАК   МОЖНО   БЫСТРО   ОПРЕДЕЛИТЬ   ЧИСЛО ПОДУРОВНЕЙ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ? ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАМИ АО, ПОДУРОВНЕЙ, УРОВНЕЙ 1)   На   одной   АО   могут   находиться   только   ДВА   электрона, которые   вращаются   вокруг   своей   оси   в   противоположных направлениях (по часовой стрелке и против часовой стрелке) – электроны с противоположными спинами: ↑↓ 2)   В   пределах   подуровня   атомные   орбитали   заполняются одиночными электронами с параллельными спинами, и когда все   орбитали   данного   подуровня   будут   заняты,   происходит спаривание последних. 3)   Электроны   стремятся   занять   энергетически   выгодное положение   в   электронной   оболочке,   руководствуясь правилом наименьшей энергии  расположим АО в порядке возрастания   значений   их   энергии,   которая     определяется суммой:   (   №   УРОВНЯ   +   число,   которое   соответствует подуровню) РЯД НАИМЕНЬШЕЙ ЭНЕРГИИ 1s 2s2p 3s3p 4s3d4p 5s4d5p 6s4f5d6p 7s5f6d7p… 29 СХЕМА СТРОЕНИЯ АТОМА (показывает распределение  электронов по энергетическим уровням): ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМУЛА АТОМА (показывает распределение  электронов по подуровням): ЭЛЕКТРОННО­ГРАФИЧЕСКАЯ  ФОРМУЛА АТОМА (показывает распределение  электронов по АО): Выводы: 1) Число энергетических уровней в атоме равно …                  Количество электронов на внешнем энергетическом  уровне равно…                  Максимальное число электронов на энергетическом  уровне можно вычислить по формуле… 2.2. Дать   на   проверку     учителю   свой   опорный   конспект, перейти к ИПК 1 ИПК – индивидуальный письменный контроль 30

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии

Реализация  индивидуальной образовательной  траектории каждого учащегося  через использование парацентрической технологии обучения на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017