Реализация парциальной программы «Дети и … экономика» в условиях детского дома. На занятии используются разные виды деятельности, тема актуальна и интересна, присутствуют цели и задачи урока, список литературы, интернет ресурсы, классный час удобен на уроках для учителей начальных классов и младших школьников.Реализация парциальной программы «Дети и … экономика» в условиях детского дома.
Реализация парциальной программы «Дети и … экономика» в условиях
детского дома
Процесс социальноэкономических преобразований российского общества дал
импульс для развития интереса и потребности в экономических знаниях у подрастающего
поколения, стремление определить свои возможности активного участия в экономической
деятельности, развивающейся на рыночных принципах. Однако недостаточная
экономическая, правовая, психологическая подготовленность молодежи к вхождению в
рыночные отношения приводит к тому, что большинство молодых людей оказываются
наименее защищенными на рынке труда и потенциально рискуют оказаться перед угрозой
безработицы. Это обусловило новый социальный заказ системе образования развитие
адекватного современным рыночным отношениям уровня экономического образования
детей. Оно должно стать предпосылкой не только успешного профессионального
самоопределения молодежи, но и подготовить к активному самостоятельному участию в
практической деятельности. Перед педагогами ставится задача подготовки детей к
реалиям современной жизни. Это особенно важно в условиях детского дома, где
воспитанники,
не посещающие дошкольные образовательные учреждения,
воспитывающиеся вне семьи, получают зачатки экономических знаний именно от педагогов
и воспитателей.
Экономическое образование является важным компонентом общей культуры
человека. Это предполагает формирование экономического мышления, разумных
экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе,
материальным ценностям, деньгам и т.д.
Актуальность проблемы экономического образования детей и подростков не
вызывает сомнений. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные известными
педагогами (С. Батышев, А.Автономов, И.Сасова, Н. Побирченко, Б. Дратвер и другие).
Круг исследуемых проблем в области экономического образования достаточно
разнообразен.
Важнейшим показателям эффективности экономического образования является его
непрерывность, результативность которого обеспечивается его этапностью.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение
дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как
на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение
первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, который
отличает его от других, последующих периодов развития, состоит в том, что он
обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем
специальных знаний, навыков.
Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной
относительно дошкольного возраста, поскольку большинство предпосылок будущей
экономической деятельности человека закладывается именно в этот возрастной период.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что уже в возрасте 57 лет дети успешно
усваивают определенные экономические понятия: потребности, выбор, товар, деньги, цена
и другие. Исследования последних лет, проведенные российскими учеными,
свидетельствуют о важности включения в образовательный процесс экономического
образования именно с дошкольного возраста. В этот возрастной период дети получают
первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к
миру экономической действительности.
1Целью экономического образования в дошкольном возрасте должно стать
формирование навыков экономического мышления, а не тщательное, всестороннее
изучение тех или других экономических категорий.
Отечественный исследователь Л.Н.Галкина выделяет условия формирования
элементарных экономических представлений у дошкольников. К ним относятся: системно
деятельностный подход, обеспечивающий системность, личностную ориентацию,
деятельностность процесса формирования элементарных экономических знаний у старших
дошкольников; педагогический процесс строится на основе установления взаимодействия
«педагогребенокродители»; система формирования экономических представлений
предусматривает создание экономической предметнопространственной среды; технология
обучения детей элементарным экономическим знаниям включает этапы эмоционально
мотивационный, когнитивный, деятельностноигровой.
Показатели компетенции дошкольника в области экономического образования
представлены в таблице 1.
Таблица 1 Показатели компетенции дошкольника в сфере экономического
образования
Должен знать
Должен уметь
Должен понимать
о первоочередных потребностях
человека (еда, вода, жилье,
безопасность и т.д.);
о личных потребностях самого
окружающего мира;
ребенка,
ограниченность
основных
ресурсов;
почему человек не может иметь
все, что желает;
почему необходимо делать
выбор;
для чего людям нужны деньги;
выделять
первоочередные
потребности
семьи;
пояснять
существования
ограниченности;
делать выбор;
сравнивать и оценивать
товары (качество, цена),
соотносить потребности
и возможности семьи;
выбирать товары в
соответствующем
магазине;
человек
должен
что
постоянно работать ( на
работе и дома);
своей
причину
что человек не может иметь
все, что хочет;
что при осуществлении
выбора от чегото надо
отказаться;
что
экономия и
бережливость необходимы,
как в семье, так и в детском
саду;
что природа имеет дары,
которые отдает людям
(красоту, даровые блага,
природные ресурсы) и что к
ней надо относиться
бережно.
что значит дорого или дешево;
о бюджете семьи (доход и
расходы);
ориентироваться в мире
товаров с помощью
рекламы;
определять предметы и
средства труда;
о труде взрослых: каждый
человек должен работать на
работе и дома;
объяснять результаты
труда людей разных
профессий (товар или
2услуга).
почему нужны все виды труда;
почему необходимы и полезны
разные продукты и блюда;
о правилах культуры поведения.
Работа по экономическому образованию дошкольников в Новодольском детском
доме строится на базе парциальной программы «Дети и … экономика», разработанной А.Д.
Шатовой. Основная цель программы заключается в научении детей понимать и ценить
окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на
жизнь, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд продукт
деньги». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Новизна методики, которая является авторской программой, заключается в том,
чтобы преподавать экономику детям с пятилетнего возраста. Понятия «экономика» и
«дошкольник» тесно связаны, так как детей, как и взрослых людей волнуют финансовые
вопросы.
Дошкольники повсеместно сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома
мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда
игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день
рождения конверт с купюрами. Данная программа помогает детям понять, как
зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и как сделать
так, чтобы преумножить достаток.
Важным аспектом данного проекта является то, что он адаптирован как под занятия
в дошкольном образовательном учреждении, так и для домашнего обучения, в том числе в
условиях детского дома.
Основные цели программы:
познакомить детей со сложным миром предметов и вещей, человеческих
взаимоотношений;
научить бережному отношению к деньгам;
сформировать экономическое мышление;
дать информацию о наличии взаимосвязи между этическими и экономическими
категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость,
экономность с другой;
рассказать про способы зарабатывания денег и их разумной трате.
Программа «Дошкольник и … экономика» значим потому, что подразумевает
широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей
профессии. Она состоит из четырех взаимосвязанных блоков: «Труд – продукт»; «Деньги
(цена, стоимость)»; «Реклама: желания и возможности»; «Полезные навыки и привычки в
быту тоже экономика». Программа рекомендована Ученым советом Института
психологопедагогических проблем детства.
При реализации Программы… в нашем учреждении обучение азам экономики
проводится посредством сказки, которые большинству детей хорошо знакомы, достаточно
актуальны в том плане, что их сюжет отражает экономическое содержание.
В качестве средств экономического образования использовались: сказочные
персонажи, игровые формы, чтение сказок с дальнейшим их обсуждением, создание
проблемных ситуаций и проекта выхода из них.
Работа началась с анализа сказочных произведений разных видов: народные сказки,
авторские , что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как
экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. В сказках
3экономическое содержание представляется дошкольникам в виде проблемных ситуаций,
решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления,
коммуникативнопознавательные навыки.
Разработанный перспективный план включает 6 блоков: потребности, деньги, труд,
бюджет семьи, доход и расход, товар.
Сказки расположила в последовательности, позволяющей сначала сформировать у
детей представления о потребностях, затем о труде, товаре, деньгах.
Для раскрытия этих экономических категорий выбрала следующие сказки:
«Аленький цветочек» С. Аксакова (потребности); «Три поросенка» (труд), «Лиса и
журавль» (уточняет у детей представления о смекалке, осуждение жадности). Понятие
«товар» раскрывается в сказке К. И. Чуковского « Федорино горе». Формирующая
представление о рациональном выборе материала сказка «Заячья избушка». Понятие
«деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха Цокотуха». В сказке А. Толстого
«Приключения Буратино» формируется представление о способах увеличения дохода и
другие.
В начале и в конце реализации программы была проведены оценка
сформированности у дошкольников экономических знаний. Результаты исследования
представлены на рисунках 1 и 2.
Оценку результативности экономического воспитания осуществляла на основе
использования системы объективных критериев.
Рисунок 1 – Оценка сформированности экономических представлений в начале
реализации програмы «Дети и … экономика»
4Рисунок 2 Оценка сформированности экономических представлений по итогам
реализации програмы «Дети и … экономика»
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в образовательной и
воспитательной деятельности специальных программ дает положительный результат.
По итогам первичного мониторинга проведенного в начале работы были получены
следующие результаты: низкий уровень экономических представлений и понятий
наблюдался у 64 % детей (рисунок 1), средний уровень имели 34 % дошкольников и
высокий – 2%.
Повторный мониторинг, проведенный в конце реализации программы, показал, что
31 % (рисунок 2) дошкольников показали высокий уровень экономических представлений
и понятий, 47 % средний, и лишь 22 % низкий, что почти в три раза меньше, чем в
начале обучения.
Список использованных источников
1 Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей
старшого дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дис. канд.пед.наук. – Екатеринбург,
1999. 20 с.
2 Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа,
перспективное планирование, конспекты занятий [Текст] /Е.А. Курак. М.:ТЦ Сфера,
2002. 80 с.
3 Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику
[Текст] /А.А. Смоленцева. СПб.: ДетствоПресс, 2001. – 176 с.
4 Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок
[Текст] / А.А. Смоленцева. М.: АРКТИ, 2006.
5 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]
/Под. Ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с.
6 Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?
[Текст] / А.Д. Шатова //Дошкольное воспитание. – М., 1989, №1. С.6265.
7 Шатова, А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников [Текст] / А.Д.
Шатова. М.: Ювента, 2003.
58 Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] /А.Д. Шатова.
М., 2005.
6