Реализация парциальной программы «Дети и … экономика» в условиях детского дома.

  • Работа в классе
  • doc
  • 11.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реализация парциальной программы «Дети и … экономика» в условиях детского дома. На занятии используются разные виды деятельности, тема актуальна и интересна, присутствуют цели и задачи урока, список литературы, интернет ресурсы, классный час удобен на уроках для учителей начальных классов и младших школьников.Реализация парциальной программы «Дети и … экономика» в условиях детского дома.
Иконка файла материала Реализация парциальной программы «Дети и … экономика» в условиях детского дома.doc
Реализация   парциальной   программы   «Дети   и   …   экономика»   в   условиях детского дома Процесс   социально­экономических   преобразований   российского   общества   дал импульс для развития интереса и потребности в экономических знаниях у подрастающего поколения, стремление определить свои возможности активного участия в экономической деятельности,   развивающейся   на   рыночных   принципах.   Однако   недостаточная экономическая,   правовая,  психологическая  подготовленность  молодежи   к  вхождению   в рыночные   отношения   приводит   к   тому,   что   большинство   молодых   людей   оказываются наименее защищенными на рынке труда и потенциально рискуют оказаться перед угрозой безработицы.   Это   обусловило   новый   социальный   заказ   системе   образования   ­   развитие адекватного   современным   рыночным   отношениям   уровня   экономического   образования детей.   Оно   должно   стать   предпосылкой   не   только   успешного   профессионального самоопределения молодежи, но и подготовить к активному самостоятельному участию в практической   деятельности.   Перед   педагогами   ставится   задача   подготовки   детей   к реалиям   современной   жизни.   Это   особенно   важно   в   условиях   детского   дома,   где воспитанники,   не   посещающие   дошкольные   образовательные   учреждения, воспитывающиеся вне семьи, получают зачатки экономических знаний именно от педагогов и воспитателей. Экономическое   образование   является   важным   компонентом   общей   культуры человека.   Это   предполагает   формирование   экономического   мышления,   разумных экономических   потребностей,   экономически   осознанного   отношения   к   труду,   природе, материальным ценностям, деньгам  и т.д.  Актуальность   проблемы   экономического   образования   детей   и   подростков   не вызывает   сомнений.   Об   этом   свидетельствуют   исследования,   проведенные   известными педагогами (С. Батышев, А.Автономов, И.Сасова, Н. Побирченко, Б. Дратвер и другие). Круг   исследуемых   проблем   в   области   экономического   образования   достаточно разнообразен. Важнейшим показателям эффективности экономического образования является его непрерывность, результативность которого обеспечивается его этапностью.  В   современной   концепции   образования   подчеркивается   особое   значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на   этом   этапе   закладываются   основы   личностной   культуры,   обеспечивается   усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, который отличает   его   от   других,   последующих   периодов   развития,     состоит     в   том,   что   он обеспечивает   общее   развитие,   является   фундаментом   для   приобретения   в   будущем специальных знаний, навыков.   Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно   дошкольного   возраста,   поскольку   большинство   предпосылок   будущей экономической деятельности человека закладывается именно в этот возрастной период.     Опыт зарубежных стран свидетельствует, что уже в возрасте 5­7 лет дети успешно усваивают определенные экономические понятия: потребности, выбор, товар, деньги, цена и   другие.   Исследования   последних   лет,   проведенные   российскими   учеными, свидетельствуют   о   важности   включения   в   образовательный   процесс   экономического образования именно с дошкольного возраста. В этот возрастной период дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 1Целью   экономического   образования   в   дошкольном   возрасте   должно   стать формирование   навыков   экономического   мышления,   а   не   тщательное,   всестороннее изучение  тех или других экономических категорий.   Отечественный   исследователь   Л.Н.Галкина   выделяет   условия   формирования элементарных экономических представлений у дошкольников. К ним относятся: системно­ деятельностный   подход,   обеспечивающий   системность,   личностную   ориентацию, деятельностность процесса формирования элементарных экономических знаний у старших дошкольников; педагогический процесс строится на основе установления взаимодействия «педагог­ребенок­родители»;   система   формирования   экономических   представлений предусматривает создание экономической предметно­пространственной среды; технология обучения   детей элементарным экономическим  знаниям включает этапы эмоционально­ мотивационный, когнитивный, деятельностно­игровой.  Показатели   компетенции   дошкольника   в   области   экономического   образования представлены в таблице 1. Таблица   1   Показатели   компетенции   дошкольника   в   сфере   экономического образования  Должен знать Должен уметь  Должен понимать  о   первоочередных   потребностях человека   (еда,   вода,   жилье, безопасность и т.д.);  о   личных   потребностях   самого   окружающего   мира; ребенка, ограниченность основных ресурсов;  почему человек не может иметь все, что желает;     почему   необходимо   делать выбор; для чего людям нужны деньги;  выделять первоочередные потребности   семьи;   пояснять существования ограниченности;    делать выбор;  сравнивать   и   оценивать товары (качество, цена), соотносить потребности и возможности семьи;  выбирать   товары   в соответствующем магазине;     человек   должен что постоянно   работать   (   на работе и дома); своей причину что человек не может иметь все, что хочет;  что   при   осуществлении выбора   от   чего­то   надо отказаться;   что   экономия   и   бережливость   необходимы, как в семье, так и в детском саду;   что   природа   имеет   дары, которые   отдает   людям (красоту,   даровые   блага, природные ресурсы) и что к ней   надо   относиться бережно.  что значит дорого или дешево;  о   бюджете   семьи   (доход   и расходы); ориентироваться в мире товаров   с   помощью рекламы;  определять   предметы   и средства  труда;  о   труде   взрослых:   каждый человек   должен   работать   на работе и дома; объяснять     результаты труда   людей   разных профессий   (товар   или 2услуга).  почему нужны все виды труда;  почему   необходимы   и   полезны разные продукты и блюда;   о правилах культуры поведения.  Работа по экономическому образованию дошкольников в Новодольском детском доме строится на базе парциальной программы «Дети и … экономика», разработанной А.Д. Шатовой.  Основная   цель  программы   заключается  в  научении  детей  понимать   и  ценить окружающий   мир,   уважать   людей,   умеющих   хорошо  трудиться   и   зарабатывать   себе   на жизнь, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд ­ продукт ­ деньги». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Новизна методики, которая является авторской программой, заключается в том, чтобы   преподавать   экономику   детям   с   пятилетнего   возраста.   Понятия   «экономика»   и «дошкольник» тесно связаны, так как детей, как и взрослых людей волнуют финансовые вопросы. Дошкольники повсеместно сталкиваются  с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения   конверт   с   купюрами.   Данная   программа   помогает   детям   понять,   как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и как сделать так, чтобы преумножить достаток. Важным аспектом данного проекта является то, что он адаптирован как под занятия в дошкольном образовательном учреждении, так и для домашнего обучения, в том числе в условиях детского дома. Основные цели программы: ­   познакомить   детей   со   сложным   миром   предметов   и   вещей,   человеческих взаимоотношений; ­ научить бережному отношению к деньгам; ­ сформировать экономическое мышление; ­ дать информацию о наличии взаимосвязи между этическими и экономическими категориями:   деньги,   труд,   товар,   цена,   с   одной   стороны,   и   честность,   щедрость, экономность ­ с другой; ­ рассказать про способы зарабатывания денег и их разумной трате. Программа   «Дошкольник   и   …   экономика»   значим   потому,   что   подразумевает широкую   практику   применения   полученных   детьми   знаний:   и   в   быту,   и   в   будущей профессии. Она состоит из четырех взаимосвязанных блоков: «Труд – продукт»; «Деньги (цена, стоимость)»; «Реклама: желания и возможности»; «Полезные навыки и привычки в быту   ­   тоже   экономика».   Программа   рекомендована   Ученым   советом   Института психолого­педагогических проблем детства.       При   реализации   Программы…   в   нашем   учреждении   обучение   азам   экономики проводится посредством сказки, которые большинству детей хорошо знакомы, достаточно актуальны в том плане, что их сюжет отражает экономическое содержание. В   качестве   средств   экономического   образования   использовались:   сказочные персонажи,   игровые   формы,   чтение   сказок   с   дальнейшим   их   обсуждением,   создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них. Работа началась с анализа сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские , что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. В сказках 3экономическое содержание представляется дошкольникам в виде проблемных ситуаций, решение   которых   развивает   логику,   самостоятельность   и   нестандартность   мышления, коммуникативно­познавательные навыки.  Разработанный перспективный план включает 6 блоков: потребности, деньги, труд, бюджет семьи, доход и расход, товар.  Сказки расположила в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о потребностях, затем о труде, товаре, деньгах. Для   раскрытия   этих   экономических   категорий   выбрала   следующие   сказки: «Аленький   цветочек»     С.   Аксакова   (потребности);   «Три   поросенка»   (труд),   «Лиса   и журавль»   (уточняет у детей представления о смекалке, осуждение жадности). Понятие «товар»   раскрывается   в   сказке   К.   И.   Чуковского   «   Федорино   горе».   Формирующая представление   о   рациональном   выборе   материала   сказка   «Заячья   избушка».   Понятие «деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха­ Цокотуха». В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» формируется представление о способах увеличения дохода и другие. В   начале   и   в   конце   реализации   программы   была   проведены   оценка сформированности   у   дошкольников   экономических   знаний.   Результаты   исследования представлены на рисунках 1 и 2. Оценку   результативности   экономического   воспитания   осуществляла   на   основе использования системы объективных критериев. Рисунок   1   –   Оценка   сформированности   экономических   представлений   в   начале реализации програмы «Дети и … экономика» 4Рисунок 2 ­ Оценка сформированности экономических представлений  по итогам реализации програмы «Дети и … экономика» Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   использование   в   образовательной   и воспитательной деятельности специальных программ дает положительный результат.  По итогам первичного мониторинга проведенного в начале работы были получены следующие   результаты:   низкий   уровень   экономических   представлений   и   понятий наблюдался у 64   % детей (рисунок 1), средний уровень имели 34 % дошкольников и высокий – 2%. Повторный мониторинг, проведенный в конце реализации программы, показал, что 31  % (рисунок 2) дошкольников показали высокий уровень экономических представлений и понятий, 47 %  ­ средний, и лишь 22 %  ­ низкий, что  почти в три раза меньше, чем в начале обучения. Список использованных источников 1   Галкина,   Л.Н.   Формирование   элементарных   экономических   знаний     у   детей старшого дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дис. канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999.­ 20 с.  2 Курак, Е.А.   Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий [Текст]   /Е.А. Курак. ­ М.:ТЦ Сфера, 2002. ­ 80 с.  3 Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст]  /А.А. Смоленцева. ­ СПб.: Детство­Пресс, 2001. – 176 с.  4 Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] / А.А. Смоленцева. ­ М.: АРКТИ, 2006. 5 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] /Под. Ред. Т.И. Ерофеевой. ­ М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с. 6   Шатова,   А.Д.   Нужно   ли   и   зачем   дошкольнику   экономическое   воспитание? [Текст] / А.Д. Шатова //Дошкольное воспитание. – М., 1989, №1.­ С.62­65. 7 Шатова, А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова. ­ М.: Ювента, 2003. 58 Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников  [Текст] /А.Д. Шатова. ­ М., 2005. 6