Реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО)

  • Контроль знаний
  • Повышение квалификации
  • doc
  • 06.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Контрольная работа "Реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО)" выполнена в ходе курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы в 2018 году. В ходе контрольной работы учитель демонстрирует знания о начале работы программы Национальных исследований качества образования (НИКО), анализирует структуру и содержание ВПР по русскому языку (май 2017 г.), представляет свой анализ работы шестиклассников и разрабатывает план мероприятий по устранению пробелов в знаниях обучающихся по русскому языку.Контрольная работа "Реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО)"
Иконка файла материала Реализация программы НИКО.doc
Практическое задание 2.16. Ответьте на вопросы: 2.16.1. В каком году начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО)?   В   2014   г.   по   инициативе   Рособрнадзора   в   Российской   Федерации   начата реализация  программы   Национальных   исследований   качества   образования  (НИКО), целями которой являются:  развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;  содействие   реализации   поручений   Президента   Российской   Федерации   и программных   документов   Правительства   Российской   Федерации   в   части, касающейся качества образования; совершенствование   механизмов   получения   достоверной   и   содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;     развитие   информационно­аналитической   и   методологической   базы   для   принятия управленческих   решений   по   развитию   системы   образования   в   Российской Федерации; содействие эффективному внедрению ФГОС; содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования. Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования   по   отдельным   учебным   предметам,   на   конкретных   уровнях   общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.    2.16.2. Какова структура и содержание ВПР по русскому языку (май 2017 г.)? Задание:  с   целью   совершенствования   оценки   качества   образования   проанализируйте результаты ВПР по русскому языку (май 2017г.). Назовите наиболее проблемные задания, основные ошибки, допущенные обучающимися Вашей ОО, и их причины. Разработайте план работы по устранению выявленных ошибок. Аналитический отчёт по результатам проведения  ВПР по русскому языку в 5В классе МБОУ СОШ №10 г.Ессентуки Учитель: Сердюкова Ольга Валентиновна.       Дата проведения: 18.04.2017г.           Назначение   ВПР   по   русскому   языку   ­   оценить   уровень   общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Всего участникам предстояло выполнить 12 заданий по русскому языку. Основным заданием   в  первой   части  проверочной   работы   по   русскому   языку   стало   списывание текста с пропущенными буквами и знаками препинания.  Далее по данному тексту требовалось выполнить языковые разборы: фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разбор предложения. Также в первой части учащимся предстояло выполнить ещё 5 заданий, включающих в себя постановкуправильного ударения в словах, указание частей речи в отдельно взятом предложении, постановку   знаков   препинания   при   прямой   речи,   обращении,   однородных   членах   и   в сложном   предложении.     В   это   части   задания   направлены   на   учебно­языковое синтаксическое   опознавательное   умение   распознавать   члены   в   предложениии   другие синтаксические единицы.      Во второй части проверялось умение учащихся работать с текстом: определять и   записывать   основную   мысль   текста,   отвечать   на   вопросы   по   тексту,   указать   тип речи, соответствующий указанной группе предложений из текста, находить слово в тексте по   его   лексическому   значению,   подбирать   синонимы   и   антонимы   к   данному слову.  Бóльшая   часть   заданий   части   2   работы   построена   на   анализе   текста   и нацелена     на   выявление     уровня     владения   обучающимися     базовыми   предметными коммуникативными  умениями, а также на выявление уровня владения     логическими, общеучебными     и   коммуникативными   универсальными   учебными   действиями. Личностный   результат   участников   исследования     определялся     объемом     словарного запаса     и     усвоенных   грамматических   средств   для   выражения   собственных   мыслей   и оформления заданных высказываний.      На выполнение проверочной работы отводится 60 минут.  Всего в 5 классе обучаются 30 учеников. Работу по русскому языку выполняли 30 человек ­100% уч. Максимальный балл, который можно получить за всю работу­ 45. Максимальный   балл   ­ 45   (из   45   возможных) набрали   ученицы   5В   класса Сафрыгина   Елизавета   и   Чернова   Алина,  минимальный  – 19 баллов –   набрал   Клещёв Даниил.  Качество знаний ­ 56 % Успеваемость­ 100%   Итоги ВПР по русскому языку  кол­во уч­ся 30 выполняли работу на «4» и «5» % качества 20 56% % обученности на «2» % – 30 100% Достижения планируемых результатов в соответствии с ПООП ООО по русскому языку. Блоки ПООП НОО выпускник научится /  получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС   Мак с балл   №   5В кл. Средний % выполнения 1 По региону По России уч. 38363 уч. 1171399 уч. 30 1K1 Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма),  обеспечивающих эффективное овладение разными учебными  предметами; овладение основными нормами литературного языка  (орфографическими, пунктуационными); стремление к речевому  самосовершенствованию. 4 59 59 581K2 Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи;  редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с  соблюдением норм современного русского литературного языка 1K3   Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание  взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий  лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;  формирование навыков проведения различных видов анализа слова  (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,  морфологического). Характеризовать звуки русского языка:  согласные звонкие/глухие Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание  взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий  лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;  формирование навыков проведения различных видов анализа слова  (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,  морфологического). Проводить морфемный анализ слов Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание  взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий  лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.  Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также  служебные части речи и междометия Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание  взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий  лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.  Находить грамматическую основу предложения 2 3 4 5 3 2 49 96 51 81 1 86 71 54 79 68 1 95 95 84 75 3 73 1 92 89 72 87 Результаты   проверочной   работы   показали   хороший   уровень   владения обучающимися базовыми учебно­языковыми опознавательными умениями: распознавать и подчеркивать   разные   члены   предложения,   распознавать   изученные   части   речи   в предложении, проводить языковые разборы, расставлять знаки препинания   при прямой речи, обращении, однородных членах и в сложном предложении.  С   1­ым   заданием   1­ой   части   не   справились   2   ученика.   Для   этих   обучающихся характерна   дисграфия   (нарушение   письма:   замена   и   пропуски   букв,   слияние   слов), неразвитость   орфографической   зоркости,   недостаточно   сформированный   навык осложненного списывания. Ошибки были допущены в следующих орфограммах:  непроверяемая безударная гласная в корне(19%)  безударный гласный, проверяемый ударением(28%)  мягкий   знак   после   шипящих   на   конце   основы   и   слова   во   всех   формах глагола(5 %)  написание –тся и –ться в глаголах( 12%)  правописание чк/чн (7%) В   1   части   наибольшее   затруднение   вызвало   у   учащихся   задание   2, включающее   в   себя  морфологический   разбор   слова   и   синтаксический   разбор предложения;  задание   5,   в   котором   учащиеся   не   смогли   распознать   предложение   с прямой речью.  Некоторые учащиеся испытывают трудности при работе с текстом:Из 2 части затруднения были с заданиями: № 8  Только 75% уч­ся смогли определить основную мысль текста. № 9 С заданием справились 16 учеников (смогли правильно ответить на вопрос к тексту).   № 10  Смогли определить тип речи в группе предложений 44%. Это самый низкий результат из всех заданий. Результаты выполнения заданий Проверяемые требования к Максим. Средний уровню подготовки балл балл Примечани е Количество уч­ся, не справив­ся с заданием 1 9 6,7 № зад а­ ния 1 2 3 4 5 6 7 8 Умение обучающихся правильно списывать осложнённый пропусками орфограмм и пунктограмм текст,  соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Умение  выполнять языковые разборы. Умение верно расставлять ударение во всех данных словах. Умение  обозначать части речи в предложении, указывать  отсутствующие в нём части речи. Распознавание предложения и расстановка знаков препинания, составление схемы предложения. Распознавание предложения и расстановка знаков препинания. Объяснение основания выбора предложения. Распознавание предложения и расстановка знаков препинания. Объяснение основания выбора предложения Умение письменно формулировать основную мысль текста. 12 2 4 4 3 3 2 8 1,8 3,4 1,7 2К3­4 чел. 2К4­1 чел. 4К1­1 чел. 4К2­2 чел. 5 чел. Не узнали предложен ие с прямой речью. 2,5 6К2­2 чел. Предложен ие с обращ­ем. 2,1 7К1,2­ 2 чел. 7К2­ 1 чел. Сложное предложен ие. 1,4 4 чел.9 Умение письменно отвечать 10 11 12 на вопрос, заданный по исходному тексту. Умение определять типы речи. Умение находить в тексте слово с указанным лексическим значением. Умение подбирать к указанному слову из текста синонимы и антонимы. 2 1 1 1 0,6 1,4 0,7 1 8 чел. 5 чел. 2 чел. ­ Обратить особое внимание! 100% выполненн ое задание. Выводы: Результаты   проведенного   анализа   заставляют   еще   раз   указать   на   необходимость дифференцированного   подхода   в   процессе   обучения:   учителю   необходимо   иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. Уровень подготовки учащихся 5В класса, участвовавших в апробации ВПР, определяется по полученным ими отметкам. Стабильное   владение   материалом   продемонстрировали   ученики,   получившие отметки   «4»и   «5».   У   данной   группы   учеников   вызвали   незначительные   затруднения задания,  проверяющие освоение следующих умений:  находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,  корень, приставку, суффикс;  соблюдать   в   повседневной   жизни   нормы   речевого   этикета   и   правила   устного общения. Обучающиеся,   получившие   отметку   "3",   показали   нестабильное   владение материалом.   Лучше   всего   учащиеся   данной   категории   справились   с   заданием, проверяющим умение находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. Проблемными оказались темы, связанные с определением морфологических признакаков в именах существительных и прилагательных, при толковании ситуации в заданном тексте.  Не   освоили   большую   часть   планируемых   результатов   обучающиеся,   получившие отметку "2". Результаты выполнения заданий показывают наличие серьезных пробелов в их знаниях и умениях. Рекомендации: 1.Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся. 2.   Спланировать   коррекционную   работу   во   внеурочное   время   и   содержание   урочных занятий. 3. Скорректировать  содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.План мероприятий по устранению пробелов в знаниях обучающихся по русскому языку на 2017­2018 учебный год. 1. включать   в   аналитическую   деятельность   учащихся   различные   виды   разбора   для формирования   осмысленной   и   прочной   орфографической   и   пунктуационной практической грамотности; 2. систематически   использовать   в   работе   современные   способы   проверки   знаний учащихся; 3. работать над морфемными признаками слов; 4. реализовывать   межпредметные   связи   в   преподавании   русского   языка, способствующие повышению общекультурного уровня учащихся; 5. проводить работу по формированию организационных умений учащихся (правильно читать   формулировку   задания,   выделяя   ключевые   слова,   осознавая   рамки поставленного вопроса).