Контрольная работа "Реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО)" выполнена в ходе курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы в 2018 году. В ходе контрольной работы учитель демонстрирует знания о начале работы программы Национальных исследований качества образования (НИКО), анализирует структуру и содержание ВПР по русскому языку (май 2017 г.), представляет свой анализ работы шестиклассников и разрабатывает план мероприятий по устранению пробелов в знаниях обучающихся по русскому языку.Контрольная работа "Реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО)"
Практическое задание 2.16.
Ответьте на вопросы:
2.16.1. В каком году начата реализация программы Национальных исследований
качества образования (НИКО)?
В 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата
реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО),
целями которой являются:
развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и
программных документов Правительства Российской Федерации в части,
касающейся качества образования;
совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной
информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в
том числе с учетом введения ФГОС;
развитие информационноаналитической и методологической базы для принятия
управленческих решений по развитию системы образования в Российской
Федерации;
содействие эффективному внедрению ФГОС;
содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества
образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего
образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный
проект в рамках общей программы.
2.16.2. Какова структура и содержание ВПР по русскому языку (май 2017 г.)?
Задание: с целью совершенствования оценки качества образования проанализируйте
результаты ВПР по русскому языку (май 2017г.). Назовите наиболее проблемные задания,
основные ошибки, допущенные обучающимися Вашей ОО, и их причины. Разработайте
план работы по устранению выявленных ошибок.
Аналитический отчёт
по результатам проведения ВПР по русскому языку
в 5В классе МБОУ СОШ №10 г.Ессентуки
Учитель: Сердюкова Ольга Валентиновна.
Дата проведения: 18.04.2017г.
Назначение ВПР по русскому языку оценить уровень общеобразовательной
подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
Всего участникам предстояло выполнить 12 заданий по русскому языку. Основным
заданием в первой части проверочной работы по русскому языку стало списывание
текста с пропущенными буквами и знаками препинания.
Далее по данному тексту требовалось выполнить языковые разборы: фонетический,
морфемный, морфологический и синтаксический разбор предложения. Также в первой
части учащимся предстояло выполнить ещё 5 заданий, включающих в себя постановкуправильного ударения в словах, указание частей речи в отдельно взятом предложении,
постановку знаков препинания при прямой речи, обращении, однородных членах и в
сложном предложении.
В это части задания направлены на учебноязыковое
синтаксическое опознавательное умение распознавать члены в предложениии другие
синтаксические единицы.
Во второй части проверялось умение учащихся работать с текстом: определять
и записывать основную мысль текста, отвечать на вопросы по тексту, указать тип
речи, соответствующий указанной группе предложений из текста, находить слово в тексте
по его лексическому значению, подбирать синонимы и антонимы к данному
слову. Бóльшая часть заданий части 2 работы построена на анализе текста и
нацелена на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными
коммуникативными умениями, а также на выявление уровня владения логическими,
общеучебными
и коммуникативными универсальными учебными действиями.
Личностный результат участников исследования определялся объемом словарного
запаса и усвоенных грамматических средств для выражения собственных мыслей и
оформления заданных высказываний.
На выполнение проверочной работы отводится 60 минут.
Всего в 5 классе обучаются 30 учеников.
Работу по русскому языку выполняли 30 человек 100% уч.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу 45.
Максимальный балл 45 (из 45 возможных) набрали ученицы 5В класса
Сафрыгина Елизавета и Чернова Алина, минимальный – 19 баллов – набрал Клещёв
Даниил.
Качество знаний 56 %
Успеваемость 100%
Итоги ВПР по русскому языку
колво учся
30
выполняли
работу
на «4»
и «5» % качества
20
56%
%
обученности
на «2» %
–
30
100%
Достижения планируемых результатов
в соответствии с ПООП ООО
по русскому языку.
Блоки ПООП НОО
выпускник научится / получит возможность научиться
или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС
Мак
с
балл
№
5В
кл.
Средний %
выполнения 1
По региону По
России
уч. 38363 уч. 1171399
уч.
30
1K1
Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма),
обеспечивающих эффективное овладение разными учебными
предметами; овладение основными нормами литературного языка
(орфографическими, пунктуационными); стремление к речевому
самосовершенствованию.
4
59
59
581K2
Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи;
редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка
1K3
Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического). Характеризовать звуки русского языка:
согласные звонкие/глухие
Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического). Проводить морфемный анализ слов
Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.
Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также
служебные части речи и междометия
Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.
Находить грамматическую основу предложения
2
3
4
5
3
2
49
96
51
81
1
86
71
54
79
68
1
95
95
84
75
3
73
1
92
89
72
87
Результаты проверочной работы показали хороший уровень владения
обучающимися базовыми учебноязыковыми опознавательными умениями: распознавать и
подчеркивать разные члены предложения, распознавать изученные части речи в
предложении, проводить языковые разборы, расставлять знаки препинания при прямой
речи, обращении, однородных членах и в сложном предложении.
С 1ым заданием 1ой части не справились 2 ученика. Для этих обучающихся
характерна дисграфия (нарушение письма: замена и пропуски букв, слияние слов),
неразвитость орфографической зоркости, недостаточно сформированный навык
осложненного списывания.
Ошибки были допущены в следующих орфограммах:
непроверяемая безударная гласная в корне(19%)
безударный гласный, проверяемый ударением(28%)
мягкий знак после шипящих на конце основы и слова во всех формах
глагола(5 %)
написание –тся и –ться в глаголах( 12%)
правописание чк/чн (7%)
В 1 части наибольшее затруднение вызвало у учащихся задание 2,
включающее в себя морфологический разбор слова и синтаксический разбор
предложения; задание 5, в котором учащиеся не смогли распознать предложение с
прямой речью.
Некоторые учащиеся испытывают трудности при работе с текстом:Из 2 части затруднения были с заданиями:
№ 8 Только 75% учся смогли определить основную мысль текста.
№ 9 С заданием справились 16 учеников (смогли правильно ответить на вопрос к
тексту).
№ 10 Смогли определить тип речи в группе предложений 44%. Это самый низкий
результат из всех заданий.
Результаты выполнения заданий
Проверяемые требования к
Максим.
Средний
уровню подготовки
балл
балл
Примечани
е
Количество
учся, не
справився с
заданием
1
9
6,7
№
зад
а
ния
1
2
3
4
5
6
7
8
Умение обучающихся
правильно списывать
осложнённый пропусками
орфограмм и пунктограмм
текст, соблюдая при письме
изученные орфографические
и пунктуационные правила.
Умение выполнять
языковые разборы.
Умение верно расставлять
ударение во всех данных
словах.
Умение обозначать части
речи в предложении,
указывать отсутствующие в
нём части речи.
Распознавание предложения
и расстановка знаков
препинания, составление
схемы предложения.
Распознавание предложения
и расстановка знаков
препинания. Объяснение
основания выбора
предложения.
Распознавание предложения
и расстановка знаков
препинания. Объяснение
основания выбора
предложения
Умение письменно
формулировать основную
мысль текста.
12
2
4
4
3
3
2
8
1,8
3,4
1,7
2К34 чел.
2К41 чел.
4К11 чел.
4К22 чел.
5 чел.
Не узнали
предложен
ие с
прямой
речью.
2,5
6К22 чел.
Предложен
ие с
обращем.
2,1
7К1,2 2 чел.
7К2 1 чел.
Сложное
предложен
ие.
1,4
4 чел.9
Умение письменно отвечать
10
11
12
на вопрос, заданный по
исходному тексту.
Умение определять типы
речи.
Умение находить в тексте
слово с указанным
лексическим значением.
Умение подбирать к
указанному слову из текста
синонимы и антонимы.
2
1
1
1
0,6
1,4
0,7
1
8 чел.
5 чел.
2 чел.
Обратить
особое
внимание!
100%
выполненн
ое задание.
Выводы:
Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать на необходимость
дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь
реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед
ним ту цель, которую он может реализовать. Уровень подготовки учащихся 5В класса,
участвовавших в апробации ВПР, определяется по полученным ими отметкам.
Стабильное владение материалом продемонстрировали ученики, получившие
отметки «4»и «5». У данной группы учеников вызвали незначительные затруднения
задания,
проверяющие освоение следующих умений:
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения.
Обучающиеся, получившие отметку "3", показали нестабильное владение
материалом. Лучше всего учащиеся данной категории справились с заданием,
проверяющим умение находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения. Проблемными оказались темы, связанные с определением морфологических
признакаков в именах существительных и прилагательных, при толковании ситуации в
заданном тексте.
Не освоили большую часть планируемых результатов обучающиеся, получившие
отметку "2". Результаты выполнения заданий показывают наличие серьезных пробелов в
их знаниях и умениях.
Рекомендации:
1.Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить
проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
2. Спланировать коррекционную работу во внеурочное время и содержание урочных
занятий.
3. Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью
мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.План мероприятий
по устранению пробелов в знаниях обучающихся
по русскому языку
на 20172018 учебный год.
1. включать в аналитическую деятельность учащихся различные виды разбора для
формирования осмысленной и прочной орфографической и пунктуационной
практической грамотности;
2. систематически использовать в работе современные способы проверки знаний
учащихся;
3. работать над морфемными признаками слов;
4. реализовывать межпредметные связи в преподавании русского языка,
способствующие повышению общекультурного уровня учащихся;
5. проводить работу по формированию организационных умений учащихся (правильно
читать формулировку задания, выделяя ключевые слова, осознавая рамки
поставленного вопроса).