ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ
ИЛИ ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В КАРТИНКАХ
Сейчас ни для кого не секрет, что уровень знаний по учебному предмету «Русский язык» в начальной школе в настоящее время значительно снизился. Появилась серьезная проблема: падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично излагать свои мысли.
Именно подход к обучению и способ подачи материала играют здесь ключевую роль в восприятии русского языка, что требует новых методов и подходов к обучению.
Но можно ли сделать правила русского языка понятными и занимательными? Все дело в том, как подавать правила в школе. К ним можно относиться как к постулату, и тогда они действительно не будут интересны. А можно разговаривать о том, что всем близко, что актуально во все времена - на языке визуализации.
Визуализация - это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - манифест, провозглашающий ценность и эффективность визуальной коммуникации. Использование на уроке технологий визуализации делает урок более информативным, результативным, творческим. [1]
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации в изучении правил русского языка: опорные конспекты, схемы, таблицы, презентации и др. Однако с развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации: облако слов, таймлайн, кластер, интеллект-карты. Их задача – представить и структурировать основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала. [2]
Одной из графических форм организации информации является скрайбинг.
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у учащихся визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал, проиллюстрировать прочитанное.
Скрайбинг бывает разных видов:
· рисованный,
· компьютерный,
· магнитный,
· фланелеграфный,
· аппликационный.
Данные виды скрайбинга позволяют дифференцированно подходить к каждому обучающемуся. [1]
Самым эффективным видом при изучении правил русского языка считаю «рисованный» скрайбинг, так как дети раньше учатся рисовать, чем писать. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски. Рисунки специально делаются максимально простыми. Вместе с этим при работе над скрайбом обучающиеся самостоятельно ищут, анализируют, оценивают, отбирают и организовывают информацию, формируют информационные компетенции, составляют «рисунки-скетчи».
При создании скрайбинга используем различные типы изображений: рисунки, символы. Отдельные ключевые слова, схемы, диаграммы. Особое внимание уделяется цветовой гамме, чтобы были видны отдельные блоки в изучаемой информации.
Технику скрайбинга можно применять на любом этапе урока. Он помогает структурировать информацию и зафиксировать правило, создать алгоритм применения правила, проверить домашнее задание. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину.
Кроме этого, если ученики участвуют в создании скрайба, у них развивается критическое и образное мышление. Материал, закреплённый визуально, лучше запоминается и воспроизводится учащимися, заинтересовывает их. А значит, приносит ожидаемый результат.
К преимуществам «скрайбинга» можно отнести:
1. Эффективность. За короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.
2. Универсальность. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным языком общения.
3. Минимум затрат. Для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь лист бумаги и цветные маркеры.
4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов.
5. Возможность непрерывного общения с учениками на протяжении всего урока.
6. Возможность использовать скрайб в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.
7. Эффект параллельного следования - звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.
8. Использование на любом уроке и практически на любом его этапе.
Четыре основных шага построения скрайба:
1. Придумать идею. Она должна быть понятной.
2. Подготовить сценарий, текст. Заранее продумайте и запишите, что у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл, заранее раздать детям для пересказа текст.
3. Отрисовать рисунок. Количество и скорость, с которой вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
4. Смонтировать скрайб. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.
Как же скрайбинг можно применить на уроках русского языка?
На уроках русского языка наглядно презентуются основные правила. Орфографические и пунктуационные правила, языковые нормы, словарные слова органично вписываются в компактные и яркие информационные схемы-изображения. Учитель, представляя новый материал или обобщая изученное, может сам составить инфографику к уроку или воспользоваться материалами интернет-ресурсов, но наиболее эффективной будет инфографика, составленная самими обучающимися.
Здесь важны несколько моментов: осмысление информации обучающимся, структурирование материала, выбор графических символов и обозначений.
Сейчас наглядно продемонстрирую применение скрайба на уроках русского языка во 2 классе:
Скрайбинг
«Правописание предлогов» Скрайбинг
«Правописание ча-ща»
Скрайбинг «-чк-, -чн-» Скрайбинг «Правописание не с глаголами»
Но есть в использовании скрайбинга и определенные риски. Например, не все дети могут выделять ключевые слова и понятия. Отсутствие элементарной логики способно стать серьезным препятствием в использовании визуализации. Не всегда и не все учащиеся могут свободно фантазировать.
Главный плюс в том, что с
помощью скрайбинга решаются основные задачи а именно развитие самообразования
обучающихся, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию.
Значит это идея работает!
Таким образом, подходя к изучению русского языка с разных сторон и используя разнообразные методы, можно сделать его изучение не только полезным, но и увлекательным.
Список использованных источников
1. Скрайбинг на уроках русского языка и литературы: создание визуального конспекта [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/697901. ― Дата доступа: 27.01.2025.
2.Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством использования приемов визуализации [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://drive.google.com/drive/folders/1cnAcFvHh4ifxu5qn7ChsGsSFwM5nEfm0. ― Дата доступа: 02.02.2025.
3. Вербицкий, А.Н. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
4. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: кн. для учителя / Библиотека «Первого сентября»; ред.-сост. М.А. Козлова. – М., 2001. – Кн.1. – 320 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.