«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка».

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка».
Иконка файла материала obobshhenie_opyta_na_metodsovete.doc

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий

на уроках русского языка».

 

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 

2 сл. Цель работы по теме самообразования:

Изучение здоровьесберегающих технологий и внедрение их в организацию образовательного процесса .

 

Задачи:

·        Изучить литературу о здоровьесберегающих технологиях;

·        Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

·        Проводить самоанализ и самооценку собственных уроков.

 

3 сл. Эпиграфом к работе стали следующие слова: «Здоровье – это не все, что нужно человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не нужно».

  Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый  человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

 4 сл.  Работа по теме самообразования начата с изучения литературы по данной теме и Интернет-ресурсов. Изученные материалы проработаны и собраны в папку.

  Изучены требования к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения. Они включают в себя: гигиенические условия в классе, разнообразие видов учебной деятельности и их чередование, использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, динамические и физкультпаузы, включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, благоприятный психологический климат на уроке  и т. д. Свои уроки я стараюсь анализировать с учётом этих аспектов.

5 сл.   В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках я использую следующие приемы:

·        Двигательные физминутки.

·        Пальчиковые гимнастики.

·        Гимнастику для глаз.

·        Дыхательные упражнения.

·        Музыкальную терапию.

·        Цветотерапию.

 

6 сл.  Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

 

         В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

·        упражнения по формированию осанки,

·        укреплению зрения,

·        укрепления мышц рук,

·        отдых позвоночника,

·        упражнения для ног,

·        релаксационные упражнения для мимики лица,

·        потягивание,

·        психогимнастика,

·        упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

 

7 сл. Подробнее хотелось бы остановиться на цветотерапии. Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

         Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.

  Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется.

   Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.

   Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

   От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшается. Поэтому на уроках я часто использую наглядный и раздаточный материал разного цвета.

  Большое значение имеет и благоприятный настрой на урок.  Для его создания  использую стихотворные строки.


 

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень.

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

 

Приготовьте свои ушки и глазки,

Чтобы они могли всё видеть,

Слышать и запоминать.

 

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

 

8 сл. Особое внимание уделяю интеграции темы здоровьесбережения в содержание уроков русского языка. Эта работа ведется по следующим направлениям:

 

·        Анализ пословиц и поговорок.

·        Словарная работа.

·        Написание диктантов  и творческих работ соответствующей тематики.

·        Анализ содержания упражнений, предлагаемых учебником «Русский язык».

·        Подбор заданий для самостоятельной работы.

 

9-10  сл. Анализ пословиц и поговорок

 

         Я подобрала пословицы и поговорки о здоровье и стараюсь включать их в каждый урок русского языка  в соответствии с темой. Обычно включаю пословицы в минутку чистописания, при этом дети анализируют их содержание как с точки зрения русского языка, так и здоровьесбережения. Например:

 

«Имя существительное»

·        Болезнь с грязью в дружбе.

 «Имя числительное»

·        Лакомств тысяча, а здоровье одно.

- Как вы понимаете пословицу?

- Какие «вредные» и «полезные» продукты вам известны?

- Какими частями речи выражены слова в пословице?

- Произведите морфологический разбор имен существительных.

- Что вы можете рассказать об именах числительных?

·        Лучше семь раз вспотеть, чем один заиндеветь.

- Как вы понимаете пословицу?

- Как нужно одеваться в холодное время года?

- Найдите имена числительные, дайте им характеристику.

- Какие ещё пословицы с числительными один, семь вы знаете?

«Местоимения»

·        Прежде, чем за стол мне сесть,

     Я подумаю, что съесть.

«Глагол»

·        Пешком ходить – долго жить. (тема «Неопределенная форма глаголов»)

·        Курить – здоровью вредить.

В  дыме от сигарет много вредных веществ; самыми вредными считаются никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин заставляет сердце биться быстрее, от этого оно раньше изнашивается. Угарный газ мешает организму получать необходимый для всех органов кислород.  А табачные смолы загрязняют легкие и приводят к их болезни. Поэтому курильщики тяжело кашляют.

- Найдите в пословице глаголы. Обоснуйте свой выбор.

- Определите у них время.

- Почему это невозможно сделать?

·        Здоровье не купишь.

·        Выспишься – помолодеешь.

«Наречие»

·        Чисто жить – здоровым быть.

·        Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.

 

 

«Понятие о соединительных союзах и, да»

·        Чистота и здоровье – родные сёстры.

«Предложения с однородными членами»

·        Человека лень не кормит, а здоровье его портит.

«Правописание слов с сочетаниями жи – ши»

·        Маленький ужин продлевает жизнь.

«Правописание слов с парными согласными»

·        Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

«Устаревшие и новые слова»

·        Береги здоровье как зеницу ока.

«Разделительный ь»

·        Люди с самого рожденья

     Жить не могут без движенья.

«Антонимы»

·        Горьким лечат, а сладким калечат.

 

11 сл. Словарная работа

  При знакомстве с новыми словарными словами делаю акцент на их связи с темой здоровьесбережения, например:

 

1. При знакомстве с правописанием названий овощей и фруктов – картофель, помидор, банан, морковь, огурец – обращается внимание на то, что эти продукты богаты витаминами и минеральными веществами.

         Примерная беседа:

Морковь обладает высоким уровнем содержания каротина – источника витамина А. Его недостаток вызывает повышенную утомляемость, снижение иммунитета, увядание кожи, нарушение зрения и пищеварения, малокровие. Морковь обладает фитонцидными свойствами. Если пожевать кусочек моркови, во рту резко уменьшится количество микробов.

 

2. Беседа о пользе плавания проводится при изучении слова бассейн.

3. Компьютер – дети вспоминают правила гигиены зрения при работе на компьютере.

4. Комната – должна быть чистой, светлой, проветренной.

5. Здравствуйте – пожелание здоровья.

6. Завтрак, обед, ужин – беседа о соблюдении режима питания.

И так далее…

Написание диктантов  и творческих работ соответствующей тематики.

 

         Тексты помогают учителю обратить внимание школьников на их интеллектуальное, нравственное и физическое развитие, также пропагандировать здоровый образ жизни – составную часть современного  образа жизни, играющую значительную роль в гармоничном развитии личности.

 

 

Тексты для изложений

 

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ.

        Эту азбуку не носят в портфеле в школу. Её буквы прячутся в лесной травке. Они наливаются соком на ветке фруктового дерева. Они появляются из-под земли на огороде.

       Эта удивительная азбука продается не в магазине, а в аптеке. На коробочке написаны латинские буквы А, В, С.Это название витаминов.

        Иногда к букве приставляют ещё и цифру.  В такой коробочке живёт целая семья витаминов. Вот ты и научился читать азбуку здоровья!

 

Анализ содержания упражнений, предлагаемых учебником «Русский язык».

 

         При работе с упражнениями, предлагаемыми учебником, я отдаю предпочтение тем, которые связаны с правилами ведения здорового образа жизни, направлены на здоровьесбережение.

 

 

          Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать заботу о собственном здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.


Посмотрите также