Тема: Деепричастие как глагольная форма. Правописание деепричастий.
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах;
формирование умений и навыков образования деепричастий, морфологического разбора деепричастий;
употребление деепричастий в речи;
знаки препинания при деепричастном обороте.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Запишите число, классная работа, оставьте строку для темы урока и приготовьтесь к записи предложений.
II. Запись предложений.
Дмитрий Иванович Менделеев – талантливый русский химик. Расположив химические элементы с учетом их атомного веса, он открыл периодический закон, изложенный в статье, которая была закончена и сдана в печать в феврале 1869 года.
– Обратите внимание, что эти же предложения размещены в печатных материалах у вас на столах, но без знаков препинания. (Дмитрий Иванович Менделеев талантливый русский химик. Расположив химические элементы с учетом их атомного веса он открыл периодический закон изложе..ый в статье которая была законче..а и сда..а в печать в феврале 1869 года.)
– Прочитайте предложения со знаками препинания, объясните правописание слов с пропусками.
– Итак, слова с пропусками – это причастия. Что такое причастие?
– Назовите морфологические признаки причастия. Признаки каких частей речи имеет причастие?
– Какую синтаксическую роль выполняют причастия в предложении?
– Определите синтаксическую роль причастий в записанных предложениях.
– Какую еще глагольную форму вы знаете? Есть ли она в предложениях? (Расположив)
– Запишите тему урока: «Деепричастие как глагольная форма».
III. Целеполагание.
– Определите направления нашей работы по этой теме на уроке. Что мы уже знаем о деепричастии?
План записывается на доске:
– Грамматическое значение.
– Морфологические признаки.
– Образование деепричастия.
– Синтаксическая роль в предложении.
– Употребление деепричастия в речи.
–Зачем нам это нужно знать? (Чтобы правильно писать деепричастия, использовать их в речи.)
IV. Знакомство с теоретическим материалом. Первичное закрепление материала.
– Все правильно. А теперь приступим. На примере деепричастия «расположив» сможем вывести ряд закономерностей, свойственных деепричастиям.
1. Значение деепричастия.
–От какого слова в предложении зависит деепричастие? (От глагола-сказуемого)
– Что означает глагол? (Основное действие.)
– Какой вопрос задаем к деепричастию? (Как? Каким образом?)
– Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к деепричастию? (Что сделав?)
– Какое же действие обозначает деепричастие? (Второстепенное, добавочное, дополнительное.)
– Что такое деепричастие? (Деепричастие – глагольная форма, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.)
2. Морфологические признаки деепричастия.
– К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вопросы как? каким образом? мы задаем также к какой части речи? (К наречию)
– Вопрос что сделав? напоминает нам о глаголе.
– Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? (В нем совмещаются признаки наречия и глагола.)
– Назовите их.
Признаки глагола:
– Вид.
– Возвратность.
– Переходность.
– Значение.
Признаки наречия:
– Не изменяется.
– Вопросы.
– Примыкает к глаголу.
– В предложении – обстоятельство.
– Итак, признаки каких частей речи свойственны деепричастиям?
3. Словообразование деепричастия.
– Мы с вами выполним морфемный и словообразовательный разбор деепричастия.
расположив
Дополнительные вопросы по морфемному разбору:
– Почему нет окончания? (Неизменное слово.)
Расположив ← расположить (суффиксальный способ)
– Итак, от чего и с помощью чего образуется деепричастие?^
– Какие еще суффиксы, кроме -в, принимают участие в образовании деепричастий?
– Заполните таблицу «Суффиксы деепричастий», используя материал §54.
(Учащиеся заполняют таблицу.)
4. Выполнение задания на формообразование.
– От глаголов, записанных на доске, образуйте деепричастия. Определите их вид, выделите формообразующий суффикс.
Услышать → услышав.
Глядеть→ глядя.
Свалиться → свалившись.
Быть → будучи.
Обезуметь → обезумев.
Глядя, принёсши, крича, замахнувшись, испёкши, прищурясь, нахмурясь, услышав.
– Обратите внимание на соблюдение орфоэпических норм в глаголе и деепричастии обезуметь и обезумев. А также следует запомнить ударение в деепричастиях (слова записаны на обратной стороне доски):
ржа́вея
че́рпая
балу́ясь
волоча́ (Учащиеся записывают слова и ставят в них ударение.)
5. Синтаксическая функция деепричастия.
– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Оно является обстоятельством.)
– Как называется деепричастие с зависимыми словами? (Деепричастный оборот.)
– Каким членом предложения является деепричастный оборот? (Обособленным обстоятельством.)
– Почему одиночное деепричастие и деепричастный оборот называются обособленным обстоятельством? (Выделяется запятыми.)
1. От реки шёл туман, окутывая прибрежные кусты.2. Турист быстро шагал по тропинке, весело посвистывая.3. Тропинка, извиваясь змейкой, вела к камышовым зарослям. 4. Собака бежала впереди охотника, постоянно . 6. Утки, покружившись над городом, сели на воду около тростника. оглядываясь. 5. Тетерев, тяжело взмахнув крыльями, поднялся и полетел
6. Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным оборотом.
Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком плодотворным оригинальным мыслителем умел быть философом в химии физике и исследователем других областях естествознания. Мысль Менделеева (развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы. Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.
Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в развитии важнейших научных направлений.
– Проверка выполненного задания. Какие знаки препинания ставятся при деепричастии и деепричастном обороте?
7.Не с деепричастиями |
Не с причастием |
Не с глаголами |
|
|
Несделанная работа, не шуметь, не терпя возражений, сильно недоумевая, не сделанная вовремя работа, не читал, ничем не укреплённый берег, ненавидеть, стол не накрыт, недомогая с утра, ненаписанное сочинение, ненавидя ложь, не поеду, нисколько не думая, ненавидя ложь, не исследованное до сих пор явление, нездоровится, неистовствуя от досады, не изучаемый в школе предмет, говорить не думая, не развязав мешок
V. Знакомство с понятием адвербиализации.
– Деепричастия могут утрачивать значение действия и переходить в разряд наречий. Этот процесс называется адвербиализацией. (Учащиеся записывают слово в тетрадь.) Одним из характерных признаков перехода деепричастия в наречие является отсутствие зависимых слов. В том случае, когда произошла адвербиализация, наречие не обособляется.
– Выполните задание №3 в распечатках, отметив лишь номера предложений с одиночным деепричастием и наречием.
(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизгнув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забросить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (6) Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)За городом пылал дымясь огонь большого костра.
(Ответ:
Одиночные деепричастия: №1,2,4,7,9,10.
Наречия: №3,5,6,8.)
VI. Развитие речи. Употребление деепричастий в речи. Синтаксические нормы(построение предложения с деепричастным оборотом)
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи.(Грызла (к а к?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).
Но в односоставных предложениях, где подлежащего нет, сказуемое может быть выражено глаголом в одной из трех форм:
Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.
Обратите внимание!
– При употреблении деепричастий в речи возможны ошибки.
Устно выполним задание .
– Прочитайте полученный материал и, опираясь на него, выполните по вариантам тестовые задания.
Изучая историю своей страны,
Готовясь к написанию сочинения,
Окончив школу,
С головы до ног оглядев меня,
1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.
2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтверждены сравнительно-историческим анализом.
3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.
4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.
Ответы: 1-2, 2-4, 3-3, 4-3, 5-3.
5 Работа с текстом. Прочитайте текст и определите его тему. Докажите, что это повествование. Озаглавьте текст. Расставьте знаки препинания. Выпишите причастные и деепричастные обороты вместе с тем словом, от которого они зависят. Укажите вид деепричастий.
Охота.
Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. На краю мохового болота мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Неторопливо сняв заплечный мешок, прислонив ружьё к стволу сосны, сделав мне условный знак, он стал готовиться.
Откашлявшись и оглядевшись, он приложил ко рту сложенные рупором ладони и, закинув голову, удивительно точно начал подражать волчьему вою. Не всякому охотнику удастся услышать близко волчий вой. Страшна, жутка волчья песня: есть в ней и скитальческая печаль ,и злая угроза разбойника, и жалоба на лютый голод.
У верного спутника моего по лесным охотам, деревенского охотника Васи, выходило очень похоже. Подражая старому волку, Вася заводил глухим тонким голосом, потом снижал голос и обрывал песню, низко нагнувшись над землёю. От натуги покраснели его лицо и шея, надулись жилы на лбу. Тотчас, не дав ему окончить, отозвался в чащобе выводок молодых волчат. Казалось, весь наполнился их голосами.
Мы стояли не шевелясь, выжидая, пока молодые волки совсем затихнут, и, когда замолкли последние звуки, стали отходить очень тихо. Теперь нам было известно, что выводок волков на месте.(По И. Соколову– Микитову)
VIII. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.