Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет смысл школы в том, чтобы раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны, поэтому задача учителя усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить творческие, мыслительные способности, навыки самообразования, создать условия для самореализации личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. В связи с этим возникает необходимость в применения инновационных методов обучения. Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения.
Инновационный подход к обучению позволяет организовать учебный процесс так, что ребёнку урок будет давать не только радость, но и пользу, не превращаясь просто в игру.
Необходимо научить детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.
В связи с ФГОС 2 поколения первостепенной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных возможностей.
Часто бывает, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Причины бывают внешние и внутренние. Внешние связаны с условиями организации деятельности ребенка, а внутренние - психологическим складом ребенка. Необходимо заинтересовать учащихся новой системой отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.
Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В этом помогут нестандартные формы урока, т.е. современные технологии, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.
В школе обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки. Как же реализовать в полной мере их возможности?
Во-первых, необходимо проанализировать успехи детей, их потенциал. Во-вторых, нужно прогнозировать результат (что ученик должен знать и уметь). В-третьих, выбрать методы работы, способствующие развитию активности мышления. В-четвертых, необходимо знать, какое место будут занимать групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа.
Большую роль в активизации познавательной деятельности обучающихся играет внеурочная деятельность, связанная с творчеством. Например, курс внеурочной деятельности «От слова к тексту» направлен на
- освоение знаний о языке и речи,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления,
- овладение умением адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать убедительные доказательства своей точки зрения.
-формирование и развитие умений логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.
-воспитание стремлений к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
-воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Он позволяет обучающимся качественно подготовиться к ГИА, успешно принимать участие в творческих конкурсах и усовершенствовать умения понимать чужую информацию, анализировать и адекватно излагать свое мнение в ответ (Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», ОГЭ по русскому языку и тд)
Проектная деятельность учащихся – еще один вид ииноваций в образовании. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка и литературы можно использовать самые неожиданные формы: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта, проекта («Что в имени тебе моем?...», «Уральские диалектизмы. Как говорят на Урале?», «Паспорт слова», «Паспорт фразеологизма», «Музыка к произведениям А.С.Пушкина», «Иллюстрации русских художников к произведениям…»)
В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнерами. От ученика требуется самостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний. На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: эссе, кластер, исследование текста, фишбоун и др.
Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при изучении темы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда его называют «наглядным мозговым штурмом». Это может быть прием повторения ранее изученной темы или обобщения пройденного.
Эссе может быть как самостоятельной творческой работой на весь урок или как пятиминутной оценкой изученного в конце урока («Зачем человеку «живая душа»?», очерк-путешествие «Какой мы увидели Русь?...по творчеству Есенина, Гоголя…)
Исследования текста неразрывно связаны с функциональной грамотностью обучающихся и, прежде всего, с читательской.
На разных этапах и видах урока удобно использовать прием фишбоун, который представляет собой графическое изображение, позволяющее продемонстрировать наглядно определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
-организовать работу участников в парах или группах;
-развивать критическое мышление;
-визуализировать взаимосвязи между причинами и
следствиями;
-ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма. Удобно организовать работу по этой схеме по подготовке к написанию сочинения ЕГЭ, где голова – это проблема текста, верхние и нижние косточки – это аргументы и примеры из художественных произведений. Хвост – вывод. При переходе между частями можно подбирать слова-опоры.
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшнего обучения.
Нельзя забывать об информационных и коммуникационных технологиях на уроке(ИКТ). Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе; при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.
Применяя различные технологии на уроках, можно добиться успеха: результаты обучения становятся выше. Учитель чувствует себя более уверенно, так как владеет современными методиками. Психологи считают, что если на протяжении школьной жизни. И ученик, считают психологи, формируется как самостоятельная творческая личность, если проживает ситуации выбора. Для этого необходимо сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.