Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 9 города Кызыла Республики Тыва
Доклад на тему:
«Формирование универсальных учебных действий
младших школьников при изучении состава слова»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ Гимназии №9 г.Кызыла
Аракчаа Эллада Сергеевна
Кызыл, 14 марта 2017года
«Формирование УУД младших школьников при изучении состава слова».
Важнейшей задачей современной начальной школы является реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта, включающих личностное развитие младших школьников и формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.
Изучение состава слова содержит широкие возможности для обогащения словарного запаса, для развития логического мышления, для повышения орфографической грамотности учащихся.
Цель: рассмотреть особенности формирования УУД младших школьников в процессе ознакомления с морфемными понятиями.
Регулятивные УУД предполагают умение младших школьников определять и формулировать цель деятельности на уроке, умение планировать свою деятельность, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполненной работы.
Умение определять цель деятельности на уроке формируется на этапе постановки учебной задачи, позволяющей выявить основные свойства и признаки изучаемого морфемного понятия. Рассмотрим некоторые упражнения для изучения основных морфемных понятий, после чего ученики могут сделать вывод о выполнении поставленной ими цели.
1). На уроке по теме: «Корень. Однокоренные слова» учащиеся рассматривают картинку с изображением сосны, сосновой шишки, соснового леса и записывают родственные слова: сосна, сосновая, сосняк. Аналогичная работа проводится со словами ель, еловая, ельник; кедр, кедровая, кедровник. Ученики убеждаются в том, что корень – общая часть родственных слов, в которой заключено общее в их значении. Материал урока позволяет учащимся самим определять алгоритм нахождения корня.
2). При изучении понятия окончание учащиеся читают текст о чесноке, его полезных свойствах, важных для сохранения и укрепления здоровья. Наблюдая за изменением части слова, находящейся в конце слова, ученики приходят к выводу, что окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Ценят (чеснок) в народе. В (чеснок) много полезных веществ. Сок (чеснок) помогает залечивать раны. Раньше (чеснок) лечили кашель. Благодаря (чеснок) обрели здоровье много людей.
Выполнив упражнение, ученики формулируют алгоритм нахождения окончания в слове.
3). Чтобы сделать вывод, что приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, учащиеся по картинке составляют «дорожный» рассказ со словом шли, «приставляя» части вы-, по-, обо-, пере-, подо-, во- (из дома вышли, по дорожке пошли, через рощу прошли, лужу обошли, через ручей по мостику перешли, к дому подошли, в дом вошли), после чего самостоятельно составляют алгоритм нахождения приставки.
4). Для усвоения понятия суффикс учащиеся рассматривают изображение арбуза: среднего, маленького и большого. Сравнивают слова арбуз, арбузик и арбузище. Делают вывод, что суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Алгоритм нахождения суффикса включает действия определения окончания, корня, а также выяснение того, от какого слова образовано данное. Этот шаг важен для того, чтобы ученики осознанно находили суффикс в любом слове, даже если в слове не один, а несколько суффиксов (денёчек, дружочек, грибочек).
Таким образом, при изучении морфемных понятий школьники овладевают не только умением определять цель деятельности на уроке, но и составлять алгоритм овладения каждым изучаемым понятием.
Среди регулятивных УУД важным выступает умение определять степень успешности своей деятельности и соотносить её с критериями оценки. С целью формирования этого умения учащимся предлагаются разные формы оценивания результатов выполненных заданий: с помощью «линеечки успеха» Г.А. Цукерман, приёма «Солнышко и тучка», в баллах. Например:
1. Прочитай. Выпиши из текста однокоренные слова.
Сокол – хищная птица. Отличается зрением и быстротой полёта. Древнерусское слово соколъ имело значение искать, отыскивать, следить.
Сокол преследует добычу. Природа дала ему грозное оружие: серый глаз с холодным взором, угрожающий клюв, лютые когти.
С древних времён у разных народов сокол был охотничьей (ловчей) птицей. На Руси соколиная охота была известна уже в десятом веке.
Оцени свою работу по «линеечке успеха».
(Сокол – соколиная; искать – отыскивать; следить – преследует; грозное- угрожающий; зрение – взор; древних – древнерусское; Руси – древнерусское; охота - охотничьей).
Для второго варианта предлагается текст «Сказка про родничок».
В лесу один путник от жажды сильно захотел водицы испить, а запасы воды закончились, и, на его счастье, увидел он маленький родничок. Вода была в нём прохладная и вкусная. Родился этот маленький источник влаги на радость многим путешественникам. «А в нём есть что-то родственное с нами? – задумался путник. – Это ведь и маленький кусочек нашей Родины». Попил путник водицы. Поблагодарил родничок и счастливый отправился дальше.
А родничок всё это слышал и понял, какой он нужный и важный, и, родителям своим благодарный, побежал дальше радовать других.
Оцени свою работу по «линеечке успеха».
(Путник – путешественник; вода – водица; счастье – счастливый, родился – родничок, родители, Родина; поблагодарил – благодарный; радость – радовать; испить - попить).
2. Подбери как можно больше однокоренных слов к слову снег. Оцени свою работу в баллах. Каждое однокоренное слово оценивается в 1 балл. Постарайся получить 7 баллов. (Снежок, снежинка, снежный, снеговой, снеговик, снегурочка, снегирь, заснеженный).
Для второго варианта предлагается слово вода. (Водный, водолаз, водопад, подводник, водяной, водопровод, водичка).
3. Запиши слова следующего состава: приставка по-, корень, два суффикса, окончание –и. Оцени свою работу в баллах. Каждое слово оценивается в 1 балл. Ты можешь получить 10 баллов. (Полетели, побежали, пожелтели, походили, посолили, порезали, покатили, подержали, потеряли, похлопали).
Для второго варианта предлагается: Корень, суффикс –ск-, окончание. (Январский, февральский, апрельский, майский, июньский, сентябрьский, сельский, городской, киевский, пушкинский).
4. Запиши названия профессий с суффиксами –тель, -ист, -ник, -арь, -щик/-чик. Оцени свою работу приёмом «Солнышко и тучка». Если ты нашёл названия профессий с пятью суффиксами, сделай рисунок солнышка, если меньше слов – тучки на солнышке. (Водитель, учитель, тракторист, баянист, дворник, печник, аптекарь, библиотекарь, банщик, доменщик, лётчик).
Предлагаемые упражнения формируют у учащихся умение определять степень успешности своей деятельности, что является одним из основных регулятивных умений.
Оценочные умения младших школьников формируются и в процессе выполнения на уроках тестовых заданий. Рассмотрим примеры.
Выбери и подчеркни правильный ответ.
1. Изменяемая часть слова – это:
а) корень
б) приставка
в) суффикс
г) окончание
2. Для образования новых слов служит…
а) корень
б) приставка
в) суффикс
г) окончание
3. Какой приставки не существует:
а) в-
б) за-
в) ок-
г) под-
4. Являются ли слова зарядка и закалка однокоренными:
а) да
б) нет
5. Укажи слово с приставкой: (за)рница, (за)катилось, (за)морем, (за)ноза.
6. Укажи «лишнее» слово:
а) чеснок
б) честный
в) чесночный
г) чесночница
7. О какой части слова идёт речь в четверостишии?
На конце любого слова
… ищет Саша.
Изменяемая часть.
С другим словом держит связь.
а) корень
б) приставка
в) суффикс
г) окончание
8. Какая часть слова не бывает в начале его:
а) корень
б) приставка
в) суффикс
г) окончание
9. Являются ли слова рыбка, рыбкой, рыбку однокоренными:
а) да
б) нет
10. Сколько суффиксов в слове писатель:
а) один
б) два
в) три
После проверки результатов тестирования учитель знакомит учащихся с правильным ответом, так как сличение результатов становится инструментом анализа ошибки, её причины, выявления уже возникших и потенциальных затруднений в операционном составе действий. Тестовые задания помогут младшему школьнику не только усвоить учебный материал, но и воспитают у него самооценку, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя умение извлекать информацию, находить ответы на вопросы, делать выводы, осуществлять анализ, сравнение, классификацию; находить закономерности и строить аналогичные.
Необходимо научить младших школьников извлекать информацию из прочитанного текста. Из текста о чесноке, например, учащиеся узнают о полезных свойствах чеснока. Из Словаря профессий, который может быть составлен при изучении суффиксов, учащиеся выделяют названия профессий с суффиксами –тель (строитель, писатель), -ист (журналист, финансист), -щик (газовщик, сварщик), -ер (модельер, комбайнер), -ник (охранник, охотник).
В работе с учебно-познавательным текстом школьники учатся не только отвечать на вопросы учителя, но и формулировать вопросы, делать выводы, выделять ключевые слова в определении морфемных понятий.
Например:
1. Какая часть слова называется приставкой?
2. Где находится приставка в слове?
3. Для чего служит приставка?
4. Чем отличается приставка от суффикса, от окончания, от корня?
5. Как найти приставку в слове?
6. Как пишутся приставки? Какие орфограммы встречаются в приставках?
Для формирования умения анализировать, сравнивать, обобщать знания о морфемных понятиях полезным является упражнение «Какое слово лишнее и почему?».
Море, матрос, моряк, морской (матрос - не однокоренное слово).
Лётчик, летняя, летательный, подлетали (летняя – не однокоренное слово; подлетали – слово с приставкой).
Задержал, вбежали, ходил, поехал (ходил – слово без приставки).
С этой же целью даётся в игровой форме упражнение «Угадай слово».
Найди корень в слове дружить, приставку – в слове поехали, суффикс и окончание – в слове ягодка (подружка).
Найди корень в слове перевязывать, приставку – в слове полетели, суффикс и окончание – в слове тетрадка (повязка).
Найди корень в слове ценить, приставку – в слове освещали, суффикс и окончание – в слове посадка (оценка).
Найди корень в слове держал, приставку – в слове подкладка, суффикс и окончание – в слове площадка (поддержка).
Третьеклассники учатся находить закономерности, видеть словообразовательные связи между словами в упражнениях:
Шахматы – шахматист, хоккей - …, баскетбол - …, Волейбол - … .
Январь - январский, февраль - …, апрель - …, май - … .
Шахта – шахтёр, вахта - … , бетон - …, камень - … .
Красный – краснота, чёрный - … , жёлтый - … , белый - … .
Синий – синенький, рыжий - …, зелёный - …, красный - … .
В пособии Л.Г.Парамоновой «Стихи для развития речи» (СПб., 1998. С. 178, 179) учитель найдёт дидактический материал для работы с однокоренными словами.
Мы любим мёд, а ласково – медок,
Приятны очень пряники медовые.
Вот села медуница на цветок –
Так называют бабочку весёлую.
Мы часто сахар называем сахарком,
Храним его в большой красивой сахарнице,
А если жидкий мёд вдруг стал сплошным комком,
То говорят, что этот мёд засахарился.
В четвёртом классе школьники по аналогии могут попробовать сами сочинить подобные четверостишия с однокоренными словами, что будет способствовать развитию их творческих способностей.
Обобщающий урок по теме «Состав слова» в третьем классе может быть проведён в форме игры «Морфемное домино».
Учащимся предлагаются карточки с вопросами и ответами. Карточки не нумеруются, перемешиваются и раздаются учащимся. К заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другой карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос, а дальше работа продолжается в режиме «вопрос - ответ». Каждый ответ подтверждается примерами. Игра заставляет школьников внимательно слушать друг друга, быть активными и успешными.
Состав слова
? Из каких частей может состоять слово? 0. Буква Т не пишется, потому что в проверочных словах интерес, интересен, ужас, ужасен нет буквы Т. |
0.Слово может состоять из корня, суффикса, приставки, окончания. ? Что такое корень? |
0.Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. ? как найти корень в слове? |
0.Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть. ? какие слова являются однокоренными, или родственными? |
0. Однокоренные слова близки по значению и имеют общую часть – корень. ? Что такое окончание? |
0.Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. ? Как найти окончание в слове? |
0. Чтобы найти окончание, нужно слово изменить, изменяемая часть – окончание. ? Чем приставка отличается от суффикса? |
0.Приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня. ? Что общего у приставки и суффикса? |
0. И приставка, и суффикс – части слова, которые служат для образования новых слов. ? Как найти приставку в слове? |
0.Чтобы найти приставку, нужно определить корень и посмотреть, если перед корнем часть слова, которую можно отбросить или заменить. ? Сколько приставок может быть в слове? |
0. Чаще всего в слове одна приставка, но может быть две: переподготовка, принакрылась. ? Как найти суффикс в слове? |
0.Чтобы найти суффикс, нужно определить окончание, корень, посмотреть, есть ли за корнем часть слова, выяснить, от какого слова образовано данное. ? Сколько суффиксов может быть в слове? |
0. В слове может быть один суффикс (ветерок), два суффикса (грибочек), три суффикса (учительская). ? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные и парные согласные в приставке? |
0.Чтобы правильно написать безударные гласные и парные согласные в приставке, нужно вспомнить, как пишется эта приставка (из словаря приставок), хотя некоторые приставки можно проверить: Поехали – поезд, подходит – подошёл. ? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в суффиксе? |
0.Чтобы правильно написать безударные гласные в суффиксе, нужно вспомнить, как пишется этот суффикс (из словаря суффиксов), хотя некоторые суффиксы можно проверить: моряки – моряк, липовый – дубовый. ? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в корне? |
0.Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, нужно подобрать однокоренное проверочное слово с ударной гласной. ? Каким может быть проверочное слово для безударной гласной Е? |
0.Безударную гласную Е можно проверить ударной Е или буквой Ё: село – сельский, сёла. ? Что нужно сделать, если в корне две безударные гласные? |
0.Если в корне две безударные гласные, подбираем два проверочных слова: Колосок – колос, колосья. ? Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы парных звонких и глухих согласных в корне?
|
0.Чтобы правильно написать буквы парных звонких и глухих согласных в корне, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная или буква Н. ? Как проверить непроизносимые согласные в корне? |
0.Чтобы проверить непроизносимые согласные в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. ? Почему в опасном сочетании согласных в словах интересный, ужасный буква Т не пишется? |
В четвертом классе учащиеся в группах могут сами составить карточки для этой игры.
Вывод: предложенные упражнения обеспечивают формирование универсальных учебных действий младших школьников, способствуют личностному развитию, поддерживает интерес учащихся к изучению морфемного состава слова.
Использованная литература:
Фролова Л.А. Русский язык: тесты. 3-й класс: Учеб. метод. пос./ Л.А.Фролова. Тула: Родничок; М.: АСТ: Астрель, 2012. 62 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.