Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы
Оценка 4.8

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
03.10.2019
Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы
Организация образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования претерпела ряд изменений. Принципиально иные подходы к уроку деятельностного типа требуют существенного видоизменения, модификации деятельности учителя малокомплектной школы. Малая наполняемость классов предполагает абсолютно новые способы работы учителя, которыми он владеет, работая с двумя - тремя обучающимися, как с « полноценным» классом, в связи с этим мои поиски идут в направлении приближения условий работы обучающихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы.
выступление Малолеткова В.В..doc
В данной статье рассматриваются различные подходы по достижению планируемых результатов в рамках реализации системно­ деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы    Реализация системно ­ деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы  Организация   образовательного   процесса   в   начальной   школе   в соответствии   с   требованиями   реализации   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования  претерпела ряд изменений.     Принципиально   иные   подходы   к   уроку   деятельностного   типа требуют существенного видоизменения, модификации деятельности учителя малокомплектной   школы.   Малая   наполняемость   классов   предполагает абсолютно новые способы работы учителя, которыми он владеет,  работая с двумя ­ тремя обучающимися, как с « полноценным»  классом, в связи с этим мои поиски идут в направлении приближения условий работы обучающихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы.      Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной   исследовательской   деятельности.   Они   становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно   объяснить,   показать   и   рассказать.   Учитель   должен   организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. А как   это   сделать,   когда   на   уроке   всего   3­4  ученика?     Ведущими   формами организации   деятельности   на   уроках   с   малой   наполняемостью   детей становится групповая и парная работа  Этим формам принадлежит ведущая роль при формировании коммуникативных универсальных учебных действий и решении учебно­ познавательных задач. Для того, чтобы организовать урок деятельностного типа более продуктивно на этапе конструирования учителю необходимо планировать использование  именно коллективной формы работы при организации каждого этапа урока изучения нового материала,   так как основные   задачи   образования   сегодня   ­   не   просто   вооружить   ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться   всю   жизнь,   работать   в   команде,   способность   к   самоизменению     и саморазвитию   на   основе   рефлексивной   деятельности.   В   совместной деятельности   обучающиеся   могут   определить   общий   способ   деятельности, разработать   алгоритм     при   проведении классификации,   сравнения,   контроля,   планирования   и   т.п.   А   затем   на предметном   содержании   смогут   применять   эти   способы   деятельности, работая также совместно, в малой группе. На уроках    математики в классе с малой   наполняемостью   детей   представляется   возможным   создавать   только   деятельности,   например, одну группу, в которую входят все обучающиеся   малочисленного класса, а при   чётном   количественном   составе   класса     появляется   возможность организовать и работу в парах.       Как это делаем конкретно мы, я сейчас расскажу подробнее. В третьем классе, к примеру, в прошлом учебном году обучалось   4  ученика,   что   позволяло   создавать   две   пары   или   полноценную группу. При изучении темы «Деление суммы на число» в рамках выполнения второй учебной задачи: «Узнать различные способы деления суммы на число», преследующую   цель:   открытие   нового   знания   или   способа   действия, обучающиеся, объединившись в одну группу, получили задание: рассмотреть и провести экспертизу разных способов деления суммы на число, результаты экспертизы   представить   по   окончании   работы.   После   чего   начинается организованное сотрудничество.   Вот  его суть:  участники группы   выбирают командира, который организует работу по выполнению задания, вспоминают правила работы в группе, на которые, в первую очередь, опирается учитель, выбирают способ, коллективно обсуждают план действий. После завершения совместной работы  по очереди  «отчитываются» о результатах деятельности, оценивают   свои   достижения   и   заслушивают   мнение   одноклассников   о правильности выполнения задания, выполняют рефлексивные действия.       Такая   деятельность   способствует   становлению   учебного сотрудничества   и   обеспечивает   формирование   познавательных, коммуникативных  и регулятивных учебных действий. Обучающиеся учатся планировать   и   согласованно   выполнять   совместную   работу,   распределять роли,   вести   конструктивный   диалог,   представлять   не   только   полученные результаты и выводы, но и демонстрировать приобретённые знания и умения, оценивать собственные достижения и результаты других.   Данный подход в обучении   направлен   на   развитие   каждого   ученика,   на   формирование   его индивидуальных   способностей,   а   также   позволяет   значительно   упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При   этом   создаются   благоприятные   условия   для   их   разноуровневой подготовки.   Возможность   сотрудничать   в   группе   позволяет   также организовать и взаимообучение, так как каждый ученик имеет возможность «работать»   на   результат   группы,   а   также   проявить   себя.   Данный   вид деятельности   позволяет   снизить   уровень   тревожности,   страх   оказаться неуспешным.   Технология   деятельностного   метода   обучения   не   разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного   образования   становится   развитие   способности   ученика самостоятельно   ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их   реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Урок,   основанный   на   принципах   системно   –   деятельностного   подхода   в классах   малокомплектной   школы   прививает   такие   навыки   учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно – деятельностного подхода   повышает   эффективность   образования,   существенно   усиливает мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, а значит получать новое качество образования в условиях малокомплектной школы.

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах малокомплектной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2019