Речевая агрессия у детей
Оценка 5

Речевая агрессия у детей

Оценка 5
Конкурсы
doc
воспитательная работа
Детсад
04.09.2017
Речевая агрессия у детей
Консультация для воспитателей: "Речевая агрессия у детей". Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей.Консультация для воспитателей: "Речевая агрессия у детей". Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей.
rechevaya_agressiya_0.doc
Речевая агрессия у детей (консультация для воспитателей)  Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о  речевой агрессии ­ явлении, затронувшем многие сферы  жизнедеятельности современного общества и все чаще  отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских  садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними  родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей  степени физические проявления детской агрессии (дерется,  толкается, кусается), то последнее время особую тревогу  вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается,  пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный  ­ такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях  речевого поведения современных дошкольников.  Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как  грубое, оскорбительное, обидное общение.  Необходимо различать агрессивное речевое поведение ­  ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства»,  «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность ­ как общую  склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной,  которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.  Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из  них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную  склонность к речевой агрессии. Так, уже четырехмесячный  ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой. Средние и старшие  дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая,  оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя  отношения» на повышенных тонах.  Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую  агрессию детей ­ по причине элементарного неумения  цивилизованно, корректно, необидно выражать свои  отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно  бросает мяч ­ он попадает в лужу. «Чо, дурак что ли?!» ­  презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный  риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться?!»  натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне  очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что  говоришь!»), которым преимущественно ограничивается  воспитатель, лиши усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.  Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные  стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его  проступки («вечно ты...!»; «Ты всегда...!»).  Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы  неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию ­  протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По  данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных  актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на  агрессию противоположной стороны.  Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи  и овладеть умением правильно реагировать на грубость  собеседника, не провоцировать его на обидное общение ­  посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за  свои речевые поступки, ­ особенно необходимая.  Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда  демонстрирует пренебрежительно­грубое или повелительно­ покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых  требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям  по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах  («Поставлю в угол!»...).  Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные  последствия; у детей снижается самооценка, возникает  неуверенность в себе, появляется сначала страх перед  конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.  Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять  поведением детей в конфликтной ситуации приводит к  отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны,  используя агрессию слова как способ коммуникативного  воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни  воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный  стиль общения и отсутствие профессионализма.  Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом  отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной  точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль  воспитателя над собственным речевым поведением.  Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные  возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы  его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда  ступеньки в подъезде казались высокими.  Существуют также частные приемы контроля над агрессией  слова ­способы речевого воздействия и эффективного  реагирования в конкретных ситуациях.  ­ прямое порицание ­ самый известный прием педагогического  воздействия в ситуации негативных проявлений поведения  ребенка.  ­ игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий  ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и  окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что Не замечает ее, демонстрирует  внешнюю незаинтересованность.  ­ переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения  нежелательных действий.  ­ метод проецирования положительных личностных качеств и  поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности  ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует  (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти  качества или выражает провокационное сомнение, намеренно  задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ  «подзадоривания») и другие.  Особую роли в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям,  просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы  приносим извинения за резкость замечания, несправедливую  оценку, ошибочное мнение?  Русский речевой этикет предполагает также множество  способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму  вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного  наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень  сложного намека («Вы мне что­то сегодня совсем не нравитесь» ­  указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба  прекратить ругаться, пререкаться).  Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование ­ разъяснение, для чего нам  необходимо выполнение или невыполнение какого­то действия.  Особое место в ряду средств устранения бестактности,  агрессивности речи занимают более мягкие слова или  выражения вместо грубых и непристойных.  Со стороны педагога возможны также косвенное  информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» ­ проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой  мальчик поступил бы в этой ситуации так­то..»).  Итак, формирование навыков эффективной речевой  коммуникации, не допускающей грубости, бестактности,  целенаправленное обучение умению предотвращать проявления  агрессии слова — одна из первостепенных задач  профессиональной подготовки современного педагога и  важнейший момент воспитания ребенка в семье.  Автор: Щербинина Ю.В. "Если ребенок грубиян : Советы для взрослых по преодолению  детской речевой агрессии ".(М.: Ювента, 2006)                                                           Подготовила педагог­психолог Катаргина И.А.

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей

Речевая агрессия у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2017