Рефлексивная и аналитическая деятельность учителя.

  • doc
  • 16.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рефлексивная и аналитическая деятельность учителя..doc

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок ― это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Для того чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать, а затем так же тщательно анализировать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи, и свои промахи, найти причины и тех и других, выяснить, были ли они «запрограммированы» на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке. Эта сложная и необходимая процедура, называемая рефлексивной деятельностью, важна для учителя также как знание содержания предмета.

            Рефлексивность как способность и форма мышления, обращенная на осознание самого себя и переосмысление содержания своей деятельности, является одним из основополагающих психологических качеств личности. Педагогическая ценность профессиональной рефлексии учителя-воспитателя в значительной мере опосредуется целенаправленным включением в контекст его самосовершенствования мыслительной активности, сопряженной с волевой саморегуляцией собственного общеличностного роста. Деятельность учителя есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью, а именно учебной деятельностью учащихся. Объектом деятельности учителя, субъектом его управления, руководства, организации является деятельность учащихся, а сам учитель смотрит на себя и на свои действия (и оценивает их) как бы глазами учащихся. Учитель не просто ставит цели, но стремится к тому, чтобы эти цели были осознаны и приняты учащимися.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительским объяснениям и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит неосознанно, а значит, и неэффективно.

Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, особое внимание следует уделять обучению учащихся осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Способы для этого применяются самые разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели.

Рефлексия учителя может быть направлена на предмет педагогической деятельности, на саму педагогическую деятельность, взаимодействие с другими людьми (учителями, учениками, родителями), на выявление собственных средств и способов мышления, понимания, коммуникации, а также действия и деятельность учеников, понимание их способов деятельности, мышления, понимания, коммуникации.

Анализируя урок, надо выявить, как понимает учитель цель урока. Сегодня она не должна ограничиваться только сообщением суммы знаний и привитием навыков. Урок призван решать также важные задачи воспитания и развития личности. Вытекающие отсюда конкретные задачи урока должны быть хорошо осознаны учителем, направлять его действия.

            При анализе урока надо установить, какие и как даны домашние задания. Очень важно правильно оценить и сам характер домашних заданий:

  • насколько они способствуют развитию, углублению знаний, совершенствованию умения учиться,
  • подготовляют к сознательному усвоению материала последующих уроков,
  • ориентируют на наблюдения над предметами и явлениями природы и труда,
  • стимулируют развитие многогранных духовных потребностей,
  • учитывают особенности и возможности слабых и сильных учеников и т. д.

Анализ, исследование, сравнение — эти формы активного умственного труда должны пронизывать домашние задания, которые соединяют в себе чтение книги с наблюдением и трудом. Подобный анализ урока позволяет выявить все его сильные и слабые стороны и сделать практические выводы для совершенствования последующих уроков.

Подведение итогов: как решены поставленные задачи; недостатки в организации урока; оценка деятельности учащихся; психолого педагогический контакт с классом; эффективность урока.

Можно использовать любую схему, удобную учителю, главное учесть выполнение всех требований к уроку, и сделать вывод об успешности урока и дальнейшем использовании эффективных форм и методов. Это же касается анализа урока собственного или проведенного другим учителем.

Цель анализа урока заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся, которые приводят или не приводят к положительным результатам.