Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
воспитательная работа
4 кл
14.02.2018
Приемы нравственной рефлексии:
1) Использование «Золотого правила нравственности» («Как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»);
2) Прием «царский путь» («и нашим и вашим») – поиск и нахождение решения, утраивающее обе конфликтные стороны, но без нарушения нравственных норм);
3) Высказывание своей точки зрения Это могут быть и просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно).
Но обеспечить участие каждого могут только интерактивные методики. Вот, например, один из алгоритмов работы. Дается тема (проблема) и несколько минут для ее личного обдумывания. Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса. Условие работы в группе: выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу. После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты. В конце подводится итог;
4) Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай свой вопрос по теме»;
5) «Заявление о ценностях» (некоторые считают этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) – составление своего «кодекса чести»;
6) Анкетирование с размышлением;
7) Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…
Трудность работы в данном направлении при изучении предмета ОРКСЭ у нынешних четвероклассников : не все дети умеют самостоятельно размышлять, четко высказывать свою позицию – им проще выбрать вариант из предложенного, но это не обеспечивает нужного результата
Четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию, у них еще нет четких жизненных ценностей, а это обязательное условие для нравственной рефлексии.
Таким образом , рефлексия - это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. Но это очень важный и своевременный труд. Ведь сосредоточенность на себе можно развивать и на других уроках, в разнообразных формах активного социально-психологического взаимодействия — тренингах, ролевых играх, групповых дискуссиях в системе классных часов, на занятиях дополнительного образования.
Маташкова Н.Л.Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.pptx
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Рефлексия как
неотъемлемый аспект
духовно-нравственного
развития личности
ребёнка
Маташкова Наталья
Леонидовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 2, г.Советский
ХМАО
2018 год
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Имея дело с проблемой
прогрессирующей
нравственной
деградации
части общества,
мы
стоим не только перед
задачей
улучшения
морального климата,
но и перед вопросом
национального
выживания…»
Патриарх Московский и
всея Руси Кирилл
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Модель выпускника
школы
«нравственн
ый,
ответственн
ый,
инициативны
й
и
компетентны
й гражданин
России».
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
12.12.2012г. Президентское
Послание к Федеральному
собранию
В.В. Путин в
обозначил новый
вектор развития
России –
духовно-
нравственный.
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Национальный
воспитательный идеал
и высшая цель
нынешнего
школьного
образования —
гражданин и
патриот
(так называемая
«российская
идентичность»).
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
ОРКСЭ и воспитательные
цели
Цель курса: формирование у
обучающегося мотивации к
осознанному нравственному
поведению, основанному на
знании и уважении культурных и
религиозных традиций
многонационального народа
России, а также к диалогу с
представителями других
культур и мировоззрений.
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Одна из главных задач
ОРКСЭ
обучение детей
нравственной
рефлексии
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Рефлее́кси
я
от лат. reflexio — (обращение назад)
- это перенос внимания человека
на самого себя
и на своё сознание,
на продукты собственной активности.
Это способность человека
взглянуть на себя со стороны,
проанализировать свои действия и
поступки, а при необходимости
перестроить их на новый лад.
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Новообразование младшего
школьного возраста
Рефлексия
традиционно
относится к
важнейшим
новообразованиям
младшего школьного
возраста наряду с
развитием мышления,
познавательного
интереса,
произвольности
поведения.
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Нравственная рефлее́ксия
анализ самого себя с точки зрения
должного.
ЧТО ТАКОЕ ДОЛЖНОЕ?
ОРК – заповеди Божии
СЭ - принятое большинством
людей
ОРКСЭ – заказ государства
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Компоненты нравственной
рефлее́ксии (и этапы):
1) знания (нравственные представления и
понятия);
2) чувства - внутреннее переживание,
работа души - сердца, разума и воли,
воспитание
стремления к нравственному
преображению, культурному, социальному
и духовному развитию;
3) поступки – выполнение нравственных
упражнений (совершение нравственного
выбора в определенной предложенной
ситуации);
4) деятельность – постепенное
накопление собственного социального
опыта
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ
-нравственная рефлексия,
- адекватная самооценка,
-высокий уровень развития эмпатии
(умение встать на позицию других
людей, чтобы постараться понять
их)
являются показателями
воспитанности учащегося
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Осознание своего
эмоционального состояния
- умения прислушаться к себе,
- называть свои состояния и настроения,
- понимать свои качества и свои
достоинства,
сильные и слабые стороны.
Сопутствующая задача - обогащение
словаря школьников соответствующей
лексикой для ведения таких разговоров
(в этом может помочь «Словарик Мисс
Эмоции» или можно использовать
Словарь настроений О.А.Лисовской).
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
УМЕНИЯ нравственной рефлексии
(НР)
-чувство ответственности за последствия
своих поступков, попытки их продумать;
-умение чувствовать нравственную
красоту и уродство (критерии различения
добра и зла);
- воспитание социальных и
нравственных чувств -
доброжелательного отношения к
сверстникам, уважительного отношения к
взрослым, умения терпеливо выслушивать
друг друга (начальные толерантные
умения);
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
УМЕНИЯ нравственной рефлексии
(НР)
-постепенное формирование
нравственной позиции через
демонстрацию своей точки зрения;
-развитие желания действовать
сообразно полученным нравственным
знаниям в реальных жизненных
ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим
себе, желания самосовершенствования;
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
УМЕНИЯ нравственной
рефлексии (НР)
-позитивное отношение к обычаям и
традициям своей семьи, своего народа;
-умение слушать и слышать, смотреть
и видеть,осознавать и делать выводы;
-умение встать на позицию других
людей, чтобы постараться их понять
(эмпатия);
- позитивный эмоциональный опыт
принятия нравственно-ответственных
решений…
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Приемы нравственной
рефлексии
Использование «Золотого
правила нравственности»:
«Как бы ты хотел, чтобы
поступили с тобой в подобной
ситуации?»
«Золотое правило
нравственности»
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
«Золотое правило
нравственности»
Не делай
другим того,
чего бы ты не
хотел, чтобы
сделали тебе
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Приемы нравственной
рефлексии
Прием «царский
путь»
(«и нашим и
вашим»)
- поиск и
нахождение
решения,
утраивающее обе
конфликтные
стороны,
но без нарушения
нравственных норм
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Приемы нравственной
рефлексии
Высказывание своей
точки зрения.
Это могут быть и
просто ответы на
проблемные вопросы
(вслух и письменно).
Обсуждение какой-
либо проблемы.
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Приемы нравственной
рефлексии
Личностно-
значимые
вопросы,
к примеру,
«Задай свой
вопрос по теме»
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Приемы нравственной
рефлексии
-
анкетировани
е с
размышлением;
-
нравственный
выбор (в
проблемной
ситуации)…
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Интерактивные методы в
НРАлгоритм работы:
- дается тема (проблема) и
несколько минут для ее личного
обдумывания;
- групповое обсуждение
предложенного вопроса (условие
работы в группе: выслушать
каждого, объединить схожие мысли,
представить позицию группы всему
классу);
- голосование каждого за
выбранные варианты;
- подводится итог
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
ТРУДНОСТИ в НР
- четвероклассникам сложно
осознать свою личную позицию,
у них еще нет четких жизненных
ценностей;
- трудности в коммуникации;
- нехватка слов;
- недостаточный опыт участия в
дискуссиях…
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Сосредоточенность на
себе
можно развивать и на других
уроках,
а также в разнообразных формах
активного социально-
психологического
взаимодействия —
тренингах, ролевых играх,
групповых дискуссиях в системе
классных часов,
на занятиях дополнительного
образования.
Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.