Что такое рефлексия. Размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ)- собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала
рефлексия на уроках в нач. школе.pptx
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Рефлексия
• Размышление человека, направленное на
(самоанализ)
анализ
собственных состояний, своих поступков и
прошедших событий.
самого
себя
• Толковый словарь русского языка трактует
рефлексию как самоанализ.
•
В современной педагогике под
самоанализ
понимают
рефлексией
деятельности и её результатов.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Когда проводить?
• Рефлексию можно проводить на любом
этапе урока, а также по итогам изучения
темы, целого раздела материала
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Функции рефлексии в педагогическом процессе:
1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать
дальше.
Б.Дизраэли
По цели
По
способам
проведени
я
По
функции
Рефлекси
я
По форме
деятельнос
ти
По типу
урока
содержа
По
нию
По целиПо функцииПо типу урокаПо содержаниюРефлексияПо способам проведенияПо форме деятельности
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Виды учебной рефлексии
(отражающих четыре сферы человеческой сущности)
• физическую (успел- не успел)
• сенсорную (самочувствие:
комфортно – дискомфортно);
• интеллектуальную (что понял, что
осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
• духовную (стал лучше – хуже,
созидал или разрушал себя,
других).
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
По форме деятельности
• а) индивидуальная – формирование реальной
самооценки (за что ты можешь оценить свою
работу,
беседа с ребенком по результатам
самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
ценности
деятельности
для
достижения максимального результата в решении
поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если
бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в
работе оказал… (имя)»)
акцентирование
групповая
• б)
–
каждого
члена
группы
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
классификация:
( по цели)
1.Рефлексия настроения и эмоционального
Исходя из функций рефлексии,
предлагается следующая
состояния;
2.Рефлексия деятельности;
3. Рефлексия содержания учебного
материала.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
По содержанию
• Устная
• Письменная
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
По типу урока
• После усвоения ЗУН
• Промежуточная
• Контрольная
• Итоговая
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Интеллектуальная
- проявляется в ходе решения
различного рода задач, в
способности анализировать
различные способы решения,
находить более рациональные,
неоднократно возвращаться к
условиям задачи.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
1.Выбери верное утверждение:
– Я сам не смог справиться с затруднением;
– У меня не было затруднений;
– Я только слушал предложения других;
– Я выдвигал идеи...
2.Моделирование или схематизация своего понимания, действий в
виде рисунка или схемы.
3.Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей
любого понятия.
4.Кластер
взаимосвязями.
5.Табличка – фиксация знания и незнания о какомлибо понятии
(может быть расположена как
горизонтально, так и
вертикально).
системного понятия
с
(гроздь)
– фиксация
•
•
•
•
•
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
• 6. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью
знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» знал, «!» новый материал (узнал) «?» хочу узнать
7.Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание
автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
8.Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде.
Составление памяток, схем или текстов для справочников.
9.Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии
по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование
(выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к
выполнению задания, лёгкость выполнения…
т.е. различные виды
рефлексии.
• 10. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
• 11. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или
дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или
пятое слово пропущены).
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
12.Синквейн – составление четверостишия по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к
понятию,
четвёртая строка – словосиноним понятию, обобщение или
расширение смысла.
Вот несколько вариантов.
(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова)
Тема: Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1.Дедушка Мазай и зайцы.
2.Добрый, бедные.
3.Плыл, спас, чуть не утонули.
4.Дед Мазай спас зайцев. Молодец!
5.Друг животных.
(Учебник «Родная речь», 3 класс, Л.Ф.Климанова).
Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».
1.Лягушка.
2.Лупоглазая, толстая.
3.Соображает, болтает, хвастает.
4.Изобретает необыкновенный способ летать.
5.Путешественница.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
13.Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
14.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с
целью содержательной рефлексии:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или когото из одноклассник
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
15.Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,
по просьбе учителя…):
•Что мы хотели выяснить на уроке?
•Что нам удалось узнать?
•Мы ответили на поставленный вопрос?
•Что будем делать завтра?
•Что было самым важным на уроке?
•Кто хочет когонибудь похвалить?
16.Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для
57 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка
в соответствии с этапами урока:
•Сначала мы рассуждали так…
•Потом мы столкнулись с проблемой…
•Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
•Мы увидели (поняли)…Значит…
•Теперь мы будем…
17.Бортовой журнал.
18.Письменная дискуссия.
19.Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала.
Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы
по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же
ликвидируются пробелы в знаниях.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
в
первом
одним
случае
существительным,
20.Техника развития критического мышления.
После прослушанного материала или работы с текстом ученик делит листок
на три части: знаю – узнал – хочу узнать. Итоги урока: выразить свои
мысли
2мя
прилагательными, 3мя глаголами (это может быть набор слов или
словосочетания), во втором случае – 1 предложением.
21.Работа ЗА и ПРОТИВ.
Используется на заключительном этапе изучения темы. Позволяет выявить
мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется,
только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против».
Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна
выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже
их обосновывает).
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
• 1.Рисуем настроение. Настроение человека прежде всего отражается в
продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы
проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно
дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».
• 1й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка
нарисовать своё настроение.
• 2й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый
ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в
течение минуты).
• Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить
настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор,
пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
• После этого обсуждают получившийся рисунок.
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно
применить характеристику цветов Макса Лютера
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
2. Образная рефлексия. Сравнить своё настроение с образом какоголибо
животного (растения, цветка).
Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).
Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему
настроению.
3.Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
•солнышко;
•солнышко с тучкой;
•тучку;
•тучку с дождиком;
•тучку с молнией.
В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует
количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у
каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.
4.Ёлочка настроения. Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на
которых они рисуют своё настроение.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
5.Моё настроение. Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.
6.Состояние моей души. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё
название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах,
5).Комфортно.
Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку,
которая соответствует состоянию его души.
7.Мишень настроения. День – это один выстрел. В какую область настроения он
попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок
попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В конце
недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.
8.Маятник настроения. Идея та же – оценка настроения.
Сама картинка (слева хмурый день, тучи, дождь; справа солнце, безоблачное
небо) нарисована на листе ватмана.
Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху.
В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце
дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого
отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой
настроения»).
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
9.Роза настроения. «Роза» делится на секторы – по количеству дней.
Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет
соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:
•жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
•зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
•синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.
В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя
один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по
мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет
плавно переходит в другой.
Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет
и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой
каждого дня.
10.Цветик – многоцветик. Дети выбирают для себя лепесток, цвет
которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки
собирают в общий цветок.
11.Сказочное дерево. Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с
предыдущим.
12.Гномики. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику,
настроение которого разделяет в данный момент.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Рефлексия деятельности.
• Данная рефлексия даёт возможность осмысления
способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска
наиболее рациональных.
• Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе
проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт
возможность оценить активность каждого на разных этапах
урока, используя, например, приём «лестницы успеха».
• Эффективность решения поставленной учебной задачи
виде
(проблемной
графического организатора «рыбья кость».
в
ситуации) можно
оформить
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
1.Огонёк общения.
Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его
мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках
сердечко, говорит:
Сегодня меня порадовало…
Сегодня меня огорчило…
На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов.
Учитель объясняет детям:
Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется
сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому;
фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы
думаете, почему?
2.Дерево творчества.
По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы,
плоды.
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.
Цветок – довольно неплохо.
Зелёный листик – чтото было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
3.Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему
поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние
сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
4.Гусеница.
Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.
Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог
раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут
гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.
5.Закрой глаза.
Обычно предлагается делать в конце урока.
Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:
Что нового я узнал сегодня на уроке?
Что было особенно интересным и познавательным?
В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
ИЛИ:
Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её поставил именно здесь?
(эмоциональное состояние).
Очень хорошо
Многому научился Не научился ничему
Очень плохо
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Рефлексия содержания учебного материала.
• Эта рефлексия используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного. Эффективен
приём незаконченного предложения, тезиса,
подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с
использованием
оценки
целей
«приращения»
(высказывания ,,Я не знал… Теперь я знаю…’’);
приём анализа субъективного опыта и достаточно
известный приём скинвейна, который помогает
выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить
старое знание и осмысление нового.
целей»,
достижения
«дерева
и
знаний
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
•Было интересно…
•Сегодня я узнал…
•Было трудно…
•Я выполнял задания…
•Я понял, что…
•Теперь я могу…
•Я почувствовал, что…
•Я приобрёл…
•Я научился…
•У меня получилось…
•Я смог…
•Я попробую…
•Меня удивило…
•Урок дал мне для жизни…
•Мне захотелось…
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:
1. Прием незаконченного предложения.
(учебник «Родная речь», 3класс, Л.Ф.Климанова).
Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она:
трудолюбива,
добра
почтительна
скромна
Мне (не) понравилась Ленивица, так как она:
ленива
зла
неуважительна
груба
высокомерна
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
2. Прием «Выбор афоризма или пословицы».
Для включения учащихся в урок учитель предлагает 23 высказывания выдающихся людей или пословицы.
Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят
его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то
высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например:
«Что за прелесть эти сказки!»
А.С.Пушкин
«Чтоб поверить в добро, надо начать делать его».
Л.Н.Толстой
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
О РОДИНЕ
Жить — Родине служить.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Где смелость, там и победа.
Кто дрожит, тот и от врага бежит.
ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Терпенье и труд всё перетрут.
Делу — время, а потехе — час.
Мастер на все руки.
Семь раз примерь, а один отрежь.
Ученье — путь к умению.
О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ
Поспешишь — людей насмешишь.
Делать спустя рукава.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Словами и туда и сюда, а делами никуда.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
3.Рефлексия достижения цели.
Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её
достижения.
Мы учимся выразительно читать стихотворение С.Я.Маршака «В лесу над росистой
поляной…»
Мы ставили правильно ударение в словах. Мы повторяли несколько раз
труднопроизносимые слова. Мы соблюдали паузы и т. д.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет
осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять это зависит от того, на какие
элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников
аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне
кажется лёгким/трудным
интересно/не интересно
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
2.Светофор.
Зелёный цвет – побольше таких дел.
Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.
Красный цвет – дело не понравилось.
3.Свет молнии. Развивает заинтересованность, творчество, инновационный подход.
Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом:
•увлечён;
•полезно;
•заинтересован;
•нужно;
•узнал и т.д.
4.Радуга. Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла. Каждый
коллектив или все участники дела выставляют свои оценки – приклеивают
цветные бумажные полоски на трафарет радуги.
5.Незаконченное предложение. В конце учебного занятия школьникам
предлагаются на карточках несколько незаконченных предложений:
«Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
«Если бы люди не знали о…, так как…»
«Мне показалось, что на занятии…, так как…»
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
Рефлексия
учителя
1. Что я делаю?
2. С какой целью?
3. Каковы
результаты моей
деятельности?
4. Как я этого
достиг?
5. А можно ли
сделать лучше?
ПОКА УЧИТЕЛЬ
ЗАДАЁТ СЕБЕ ЭТИ
ВОПРОСЫ – ОН
РАЗВИВАЕТСЯ.
РЕФЛЕКСИЯ –
ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ И
ПРОДВИЖЕНИЯ
ВПЕРЁД.
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.