Рефлексы
Дисциплина ОП.01 Анатомия и физиология человека Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Высшая нервная деятельность – это деятельность коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающая наилучшее приспособление организма человека к окружающей среде; ее можно определить также как совокупность безусловных и условных рефлексов.
Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая с обязательным участием ЦНС
Термин «рефлекс» был предложен
чешским физиологом Иржи Прохаской
Разделил все рефлекторные реакции организма на безусловные и условные
Безусловные рефлексы – это врожденные (наследственные) реакции организма на раздражения, осуществляемые с участием спинного и ствола головного мозга.
Они сложились в процессе эволюции как приспособительные реакции.
Различают следующие безусловные рефлексы:
1) жизненно необходимые (пищевые, защитные); 2) социальные, возникающие при взаимодействии с другими особями (ориентировочные, половые);
3) рефлексы саморазвития (исследовательские рефлексы), направленные на получение новых знаний об окружающем мире, освоение новых навыков.
Сложнейшим видом безусловных рефлексов являются инстинкты – видовые стереотипные формы поведения, которые представляют собой, по сути, цепь безусловных рефлексов.
При этом выполнение какого-либо
действия приводит к началу следующего и т. д. К инстинктам можно отнести,
например, постройку гнезда птицами и др.
Условные рефлексы (УР) – это приобретенные на основе безусловных рефлексов временные реакции организма, осуществляемые при обязательном участии коры полушарий большого мозга, составляющие основу высшей нервной деятельности (ВНД).
Условные рефлексы необходимы для приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды.
Они непостоянны: при изменении условий существования возникают новые и угасают старые, ненужные в данный момент.
УР основа для формирования поведения человека и высших животных
Для выработки условного рефлекса необходимо выполнение следующих условий:
• безусловный раздражитель должен быть сильнее условного, биологически более значимым;
• действие условного раздражителя должно предшествовать действию безусловного;
• многократная повторяемость действия условного и безусловного раздражителей;
• необходимо создание соответствующей обстановки, отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.
После образования и закрепления условный рефлекс может преобразоваться в навык – автоматическое действие
(например, игра на музыкальных инструментах)
![]() |
Безусловные рефлексы |
Условные рефлексы |
Видовые |
Индивидуальные |
Врожденные |
Приобретенные |
Сохраняются в течение жизни |
При отсутствии повторения могу угасать |
Передаются по наследству |
Не наследуются |
Возникают в ответ на адекватный раздражитель |
Развиваются на индифферентный раздражитель |
Замыкаются на уровне спинного мозга и ствола головного мозга |
Обязательное участие коры больших полушарий мозга |
И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» обосновал связь сознания и мышления с рефлекторной деятельностью.
Открыл явления торможения в ЦНС.
Торможение делят на два вида: внешнее и внутреннее.
Торможение – активный самостоятельный физиологический процесс, вызываемый возбуждение и направленный на ослабление, прекращение или предотвращение другого возбуждения. Функции:
1) Ограничивает распространение возбуждения в ЦНС.
2) Координируют функции, т.е. направляет возбуждение по определенным путям к определенным нервным центрам.
3) Защитная функция, ограждает нервные клетки от чрезмерного перевозбуждения и истощения.
|
||
|
|
|
|
Сформулирован академиком А. А. Ухтомским, согласно которому главенствующий в данный момент очаг возбуждения подавляет все остальные и определяет характер ответной реакции организма
Первая сигнальная система имеется как у животных, так и у человека. Она обеспечивает конкретное предметное мышление, т.е. анализ и синтез конкретных сигналов от предметов и явлений внешнего мира, поступающих в головной мозг через рецепторы органов чувств.
Вторая сигнальная система имеется только у человека.
Ее возникновение связано с развитием речи.
При восприятии произносимых слов органом слуха или при чтении возникает ассоциация с каким-либо предметом или действием, которое обозначает данное слово.
Вторая сигнальная система появляется у ребенка позже первой.
Развитие ее связано с обучением речи и письму.
Речь – уникальная способность человека к знаковосимволическому отражению предметов окружающего мира.
Она является высшей функцией центральной нервной системы, в первую очередь коры больших полушарий головного мозга.
Речь подразделяется на устную и письменную.
Агнозия – нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания.
Афази́я – это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи с нарушением восприятия речи при сохранении слуха, в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
Аграфия – это потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.