Рефлексы

  • pdf
  • 19.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рефлексы.pdf

Рефлексы

Дисциплина  ОП.01 Анатомия и физиология человека Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Высшая нервная деятельность – это деятельность коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающая наилучшее приспособление организма человека к окружающей среде; ее можно определить также как совокупность безусловных и условных рефлексов.

Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая с обязательным участием ЦНС

Термин «рефлекс» был предложен чешским физиологом Иржи Прохаской

Иван Петрович Павлов

Разделил все рефлекторные реакции организма на безусловные и условные

Безусловные рефлексы – это врожденные (наследственные) реакции организма на раздражения, осуществляемые с участием спинного и ствола головного мозга.

Они сложились в процессе эволюции как приспособительные реакции.

Различают следующие безусловные рефлексы:

1) жизненно необходимые (пищевые, защитные); 2) социальные, возникающие при взаимодействии с другими особями (ориентировочные, половые);

3) рефлексы саморазвития (исследовательские рефлексы), направленные на получение новых знаний об окружающем мире, освоение новых навыков.

Сложнейшим видом безусловных рефлексов являются инстинкты – видовые стереотипные формы поведения, которые представляют собой, по сути, цепь безусловных рефлексов.

При этом выполнение какого-либо действия приводит к началу следующего и т. д. К инстинктам можно отнести, например, постройку гнезда птицами и др.

Условные рефлексы (УР) – это приобретенные на основе безусловных рефлексов временные реакции организма, осуществляемые при обязательном участии коры полушарий большого мозга, составляющие основу высшей нервной деятельности (ВНД).

Условные   рефлексы необходимы  для  приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Они непостоянны: при изменении условий существования возникают новые и угасают старые, ненужные в данный момент.

УР основа для формирования поведения человека и высших животных

Для  выработки    условного     рефлекса   необходимо выполнение следующих условий:

         безусловный раздражитель должен быть сильнее условного, биологически более значимым;

         действие условного раздражителя должно предшествовать действию безусловного;

         многократная повторяемость действия условного и безусловного раздражителей;

         необходимо создание соответствующей обстановки, отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.

После образования и закрепления условный рефлекс может преобразоваться в навык автоматическое действие

(например, игра на музыкальных инструментах)

Опыт И.П. Павлова


Опыт И.П. Павлова

Сравнительная характеристика рефлексов

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Видовые

Индивидуальные

Врожденные

Приобретенные

Сохраняются в течение жизни

При отсутствии повторения могу угасать

Передаются по наследству

Не наследуются

Возникают в ответ на адекватный раздражитель

Развиваются на индифферентный раздражитель

Замыкаются на уровне спинного мозга и ствола головного мозга

Обязательное участие коры больших полушарий мозга

И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» обосновал связь сознания и мышления с рефлекторной деятельностью.

Открыл явления торможения в ЦНС.

Торможение делят на два вида: внешнее и внутреннее.

Торможение в нервной системе

Торможение –   активный  самостоятельный физиологический процесс, вызываемый возбуждение и направленный    на ослабление,  прекращение    или предотвращение другого возбуждения. Функции:

1)             Ограничивает распространение возбуждения в ЦНС.

2)             Координируют функции, т.е. направляет возбуждение по определенным путям к определенным нервным центрам.

3)             Защитная функция, ограждает нервные клетки от чрезмерного перевозбуждения и истощения.

Принцип доминанты

 

 

 

 

Сформулирован академиком А. А. Ухтомским, согласно которому главенствующий в данный момент очаг возбуждения подавляет все остальные и определяет характер ответной реакции организма

Понятие о первой и второй сигнальных системах

Первая сигнальная система имеется как у животных, так и у человека. Она обеспечивает конкретное предметное мышление, т.е. анализ и синтез конкретных сигналов от предметов и явлений внешнего мира, поступающих в головной мозг через рецепторы органов чувств.

Вторая сигнальная система имеется только у человека.

Ее возникновение связано с развитием речи.

При восприятии произносимых слов органом слуха или при чтении возникает ассоциация с каким-либо предметом или действием, которое обозначает данное слово.

Вторая сигнальная система появляется у ребенка позже первой.

Развитие ее связано с обучением речи и письму.

Речь – уникальная способность человека к знаковосимволическому отражению предметов окружающего мира.

Она является высшей функцией центральной нервной системы, в первую очередь коры больших полушарий головного мозга.

Речь подразделяется на устную и письменную.

Нарушение второй сигнальной системы

Агнозия – нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания.

Афази́я – это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи с нарушением восприятия речи при сохранении слуха, в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.

Аграфия – это потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей.