Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра
Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения
1. Взаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Можно сесть на пол или на корточки. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрительному контакту. Если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это вовсе не значит, что он вас не видит. Дети с РАС могут рассматривать людей и объекты, используя так называемое "боковое зрение".
2. Не провоцируйте ребенка использовать речь и зрительный контакт. Он сделает это сам, когда будет готов. Избегайте инструкций вроде: "Посмотри на меня", "Где глазки?". Уважайте право ребенка на комфортную сенсорную среду.
3. Находитесь рядом с ребенком, но не вторгайтесь в его личное пространство. Если вы отойдете даже в центр комнаты, ребенок может не заметить вас на фоне других отвлекающих вещей в помещении. Идеальным будет расстояние вытянутой руки.
4. "Играйте" с собственной речью, сделайте ее интересной для ребенка. Вы можете использовать яркие выразительные интонации или шепот. Подчеркивайте ключевые моменты, меняя громкость голоса, интонацию, делайте паузы. Можно также использовать смешные, необычные звуки ("пиу-пиу", "ап", "ой" и т.д.), озвучивая собственные действия. Старайтесь не говорить слишком громко, у некоторых детей с аутизмом есть гиперчувствительность к звукам и им комфортнее воспринимать тихую речь.
5. Используйте простые, короткие высказывания: "Смотри! У меня есть машинка", "это было весело", "ух ты, мыльные пузыри".
6. Комментировать можно как свои действия, так и действия ребенка ("я поставлю сюда этот мяч"). Комментируя, используйте описательные предложения: "У тебя классные ботинки", "ты нашла красную звездочку". Можно делиться своими эмоциями: "Да, мне тоже это нравится", "это была отличная прогулка!"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.