Рекомендации для родителей детей
на летний период.
учитель – логопед Юрьева Валерия Борисовна
Уважаемые Родители!
Наступила пора летних отпусков не только для мам и пап, но и детей. Потому как к концу учебного года ребятишки устают, им необходимо поменять обстановку, оздоровиться, побыть в кругу родственников и друзей. Но чтобы за время летнего отдыха детки не растеряли навыки, приобретенные в течение учебного года, родителям необходимо ежедневно заниматься с ребенком в игровой форме и без принуждения.
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:
Рекомендации:
1. Выполняйте артикуляционную гимнастику
Очень важно развивать мышцы неспецифического речевого аппарата:
• Жевать мясо;
• Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши и др.);
• Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
• Полоскать рот;
• Жевать боковыми зубами;
• Лизать эскимо.
2. Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:
Нюхать воображаемый цветочек (вдох через нос - выдох АХ) одним долгим выдохом;
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
Надувать воздушные шарики;
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
Дуть на перышко, на ватный шарик.
3. Развивайте мелкую и общую моторику:
• Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
• Выполняйте пальчиковую гимнастику, в. т.ч с массажными шариками, ковриками
• Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
• Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
• Играйте с глиной, мокрым песком;
• Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
• Рисуйте по точкам, учите штриховать.
4. Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
• Перебирать крупы;
• Играть с пальчиками
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
• Складывать простое оригами, делайте аппликации.
• Вышивать (крупным крестиком);
• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
• Плести из бисера, бусин, резинок;
• Лепить из пластилина, пластика, теста;
• Читать книги.
5. Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:
Поход в гости, в библиотеку, в театр получаем новые впечатления от поездок, походов в лес (беседуйте с ребенком, отвечайте на его вопросы грамотно);
Экскурсии в музеи, дворцы, парки...
6. Продолжайте вместе с детьми:
• Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
• Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории (задавайте ребенку вопросы по прочитанному: кто главные герои, описание героев, что случилось…, чем все закончилось и т.д.);
• Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…(можно совместно с ребенком нарисовать сказку);
• Отгадывайте загадки, учите стихи;
• В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком).
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово. Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
7. Навыки фонематического анализа и синтеза можно закреплять в ежедневных пятиминутных играх.
Например, загорая на пляже, вы можете предложить вашему малышу собрать камушки, а затем выложить перед собой столько камушков, сколько звуков в предложенном вами слове. Подбирайте слова, которые по звучанию не отличаются от написания. Когда малыш справится с этим заданием, попросите под каждым камушком начертить палочкой или пальчиком на песке соответствующую звуку букву. Если ребенок не устал, попросите нарисовать на песке предмет, который обозначает это слово.
Также можно использовать следующие игры:
• Повтори за мной/ птичкой/мышкой (слоговые дорожки: па – ба, та-да-та, ла-ра-ла, ща-ся-ща и т.д.).
• Назови первый и последний звук в слове.
• Где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.
• Какой первый звук? Гласный или согласный?
• Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?).
• Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ?
• «Наоборот» Мама бросает тебе мяч и говорит пару слогов/слов, ты бросаешь ей мяч и произносишь слоги/слова наоборот. Например: ТА-ДА -- ДА-ТА
8. Игры на автоматизацию звуков:
Закрепляем звуки в играх (подбирайте слова, фразы и стихи со звуком, который автоматизируется):
• «Цап-царап» Твоя ладонь в папиной руке. Повторяй за папой слова, как только услышишь кодовое слово. Быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл, Если папа поймает тебя – победитель он.
• «Шаг вперед» Делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мамой;
• «Барабанщик» - повторяй за мамой слоги и отстукивай ритм;
• «Язык» - повторяй за мамой, как только услышишь слово «язык» - высовывай язычок и ты победил!
• Произнеси столько раз, сколько лавочек на аллее/ цветов на кусте и т.п.
• «Наоборот» Повторяй за мамой. Когда она хлопнет, ты топни и наоборот
• «Ставим в вазу» Повторяй только то, что можно поставить в вазу»
• «Зеркало» Встань напротив мамы и повторяй за ней слоги/слова/фразы и мамины движения зеркально (Хлопки, подъемы рук)
• «Я знаю 5 слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.)
• Если это бывает летом (в лесу, на море, синего цвета, летает и др), то хлопни. Слова повторяй.
• «Мода» Повторяй только то, что можно надеть.
• «Что у меня в кармане» - повторяй только то, что может поместиться в карман.
• «Почини строчки» Мама перепутывает слова в словосочетании, а ты почини. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп.
9. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения.
Иначе, проделанная работа за год может пойти насмарку: недоавтоматизированные звуки могут исчезнуть совсем, тогда необходимо будет работу начинать заново. Поправляйте речь ребёнка спокойно и доброжелательно, произнося слово верно, не требуйте быстро повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение.
10.Для развития лексико-грамматического строя речи подойдут следующие игры:
• «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.). Каждый из играющих подбирает слово-признак и кладет перед собой камушек (ракушку, веточку и т.д.) У кого больше всего окажется камушков, тот выигрывает.
• «Скажи наоборот» (большой – маленький);
• «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб) – рассматривая окружающее;
• Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение;
• Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК);
• «Один – много» (шар – шары, дом – дома, ягода-ягоды);
• «Скажи ласково» (птица – птичка, ковер – коврик);
• Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный; каша с молоком – молочная; птица летает – она летающая);
• «Четвертый лишний»
• «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под)
11. Развитию связной речи способствует такая игра:
Взрослый предлагает посмотреть вокруг себя и назвать предмет мебели (или овощ, транспорт и т.д.). Затем нужно придумать предложение с этим словом. Называя каждое слово в предложении, ребенок кладет перед собой (слева-направо) палочку (веточку) или любой другой предмет. После того, как предложение составлено, можно предложить ребенку его распространить. «Давай добавим слово, чтобы предложение стало еще красивее!»
Вот что может получиться:
Капуста.
На грядке растет капуста.
На маминой грядке растет капуста.
На маминой любимой грядке растет капуста.
На маминой любимой грядке растет сочная капуста.
Также необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Упражнения для формирования связной речи:
• описание рисунков и предметов (узнай предмет по описанию: зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
• пересказы знакомых текстов, придумывание сказок и историй («А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня была волшебная палочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
• беседы, составление и написание поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
12. Лучше исключить:
• Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью;
• Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.
Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.
13. За летне – оздоровительный период выучить:
• ФИО родителей, имена братьев и сестер (если имеются);
• название города и страны в котором мы живем;
• свой домашний адрес.
•
14. Родители должны помнить:
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка.
4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.
Приятного Вам отдыха!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.