1. Общие требования к организации производственной практики по ПМ «Педагогическая деятельность»
Программа производственной практики по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» является составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (углубленной подготовки при очной форме получения образования) по основным видам профессиональной деятельности: педагогическая деятельность (учебнометодическое обеспечение образовательного процесса в ДШИ, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО) и соответствующих профессиональных компетенций.
Производственная педагогическая практика проводится на 4 курсе в 7 семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий (концентрированно).
Прохождение производственной педагогической практики является необходимой основой для подготовки к квалификационному экзамену.
Педагогическая практика занимает важное место в системе профессиональной подготовки преподавателя, являясь связующим звеном между теоретическим обучением студента в ОУ и его самостоятельной педагогической деятельностью.
Целью производственной педагогической практики является формирование целостного представления о профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении; создание условий для развития профессиональных качеств и психических свойств личности будущего специалиста, а так же развития интереса у студента к педагогической деятельности.
Задачами производственной педагогической практики являются создание условий для:
• закрепления, расширения, углубления и применения на практике теоретических знаний, полученных студентами при изучении психолого-педагогических дисциплин, блока дисциплин предметной подготовки;
• приобретения умений планирования, проведения и анализа учебного занятия;
• развития коммуникативных умений в отношениях со всеми субъектами образовательного процесса;
• закрепления навыков исследовательской деятельности (педагогического наблюдения, анализа и оценки продукта деятельности обучающихся, тестирования и др.), умений фиксировать результаты педагогических исследований;
• формирования рефлексивных умений через самоанализ, взаимоанализ о степени готовности к работе с обучающимися.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы производственной педагогической практики по ПМ «Педагогическая деятельность» должен:
иметь практический опыт:
составления конспектов уроков в области искусства и технологии; передачи обучаемым основных художественно-технических приемов исполнительского мастерства.
уметь:
включать теоретические знания из области психологии и педагогики в практическую преподавательскую деятельность;
применять различные формы организации учебной деятельности;
формировать межличностные отношения и внутригрупповые взаимодействия в
профессиональной деятельности;
пользоваться специальной литературой и источниками;
применять учебно-методические материалы по обучению исполнительскому мастерству; разрабатывать учебные образцы по конкретным видам ДПИ;
анализировать технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания на уроках, сравнивать эффективность применяемых методов, форм и средств обучения;
грамматически, лексически, стилистически правильно, свободно излагать свои мысли в письменной и устной форме; оформлять учебный материал, согласно предъявляемым требованиям.
знать:
основные категории педагогики;
основные функции психики и психологию личности;
содержание и методы обучения в декоративно-прикладном искусстве; общие формы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых; методы и способы обучения художественно-техническим приемам изготовления изделий ДПИ; профессиональную терминологию; специальную литературу по художественной педагогике в ДПИ.
Для прохождения практики студенты направляются в образовательные организации в сроки, предусмотренные планом учебного процесса учреждения.
Производственная педагогическая практика студентов по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» (углубленная подготовка) проводится на базе Красносельского филиала ФГБОУ ВО «РХПУ им. С.Г.Строганова». Студенты-практиканты могут, по разрешению заместителя директора по УВР и руководителя КУХОМ, проходить практику по месту жительства в образовательных организациях (общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, ДШИ, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, учреждениях СПО). В этом случае студент обязан не менее чем за неделю до начала практики сообщить и предоставить справку-вызов в КУХОМ в учебную часть, содержащую следующую информацию: наименование образовательного учреждения, адрес образовательного учреждения, данные руководителя практикой (ФИО, стаж работы, категория).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
• базой учебной педагогической практики может служить лицензированное учебное заведение с правом осуществления образовательной деятельности;
• руководство практикой должен осуществлять учитель, имеющий квалификационную категорию не ниже первой.
Студенты-практиканты должны провести на базе образовательного учреждения 5 уроков по соответствующему направлению профессиональной деятельности
Содержание производственной практики по профессиональному модулю
Этап ПП |
Содержание работы |
Срок, объем часов |
Формы отчетности |
|
|
1. |
Определение педагога для руководства ПП. Определение базы и учителя-наставника. |
По расписанию до начала практики |
Списки групп |
2. |
Участие в установочной конференции (ознакомление с задачами, содержанием практики, оценочным инструментарием, формой отчетности, знакомство с нормативно-методическими документами) |
Посещение конференции |
||
|
1. |
Посещение показательных уроков учителейнаставников, знакомство с рабочей программой учителя, материальнотехническим и методическим оснащением учебных занятий |
Неделя практики, 36 часов |
Составление календарно- тематического плана |
2. |
Консультация у учителя-наставника по организации и проведению уроков |
Конспект урока (черновой вариант) |
||
3. |
Заверка конспектов уроков у учителянаставника |
Конспект урока (чистовой вариант), дидактическое обеспечение урока |
||
4. |
Проведение уроков по расписанию |
Проведение урока и выставление отметок за урок, анализ урока с учителем |
||
5. |
Оформление дневника |
Оформление записей в дневнике, анализ урока |
||
|
1. |
Сдача документации по практике: аналитический отчет студентов установленной формы, дневник, характеристика с места практики, ведомость с отметками |
Первый день на первой недели после практики |
Отчет установленной формы |
|
Самостоятельная работа студента: |
|
|
|
|
1. |
Оформление документации по практике, ведение дневника |
|
|
2. |
Разработка конспекта урока |
|||
3. |
Работа с источниками, в т.ч. с ИКТтехнологиями |
|||
4. |
Подготовка отчета установленной формы |
|||
5. |
Планирование своей деятельности в течение всего периода практики |
|||
ВСЕГО: |
36 ч |
|
2. Методические рекомендации студентам по оформлению отчетной документации
По окончанию сроков педагогической практики студенты представляют письменный отчет, установленный формы.
Документ представляется в папке-скоросшивателе.
Отчет является обязательным документом, так как является одним из средств воспитания у студентов умения фиксировать и анализировать проделанную работу на протяжении всей практики.
Письменный отчет студента (предоставляется в печатном виде) включает:
• титульную страницу (Приложение 1);
• характеристика с места практики с подписью учителя-наставника и заверенная печатью (Приложение 2);
• рейтинг-лист оценки (Приложение 3) студента на производственной практике;
• подробные конспекты 2-х уроков, проводимых студентом-практикантом (Приложение 4); подробный анализ представленных уроков согласно примерному плану (Приложение 5);
• протоколы анализа и оценки уроков учителем (5 уроков) (Приложение 6);
• краткий конспект и фото-отчет проведения мастер-класса как профориентационного занятия;
• дневник практики (Приложение 7);
• отчет установленной формы, в котором практикант должен отразить влияние практики на формирование профессиональных умений и навыков (Приложение 8)
Отчет студента о практике оформляется в виде печатного текста. Отчет представляется на листах формата А4, поля: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 3, правое – 1. Требования к параметрам основного текста: шрифт Times New Roman, размер – 12 пт, цвет – черный, стиль основного текста – обычный, межбуквенный интервал – обычный, межстрочный интервал – одинарный, дополнительных интервалов между строк – нет, отступ первой строки – 1,25 см, формирование текста по ширине листа, заголовки – по центру. Оформление текста в едином стиле.
3. Права и обязанности студентов-практикантов
Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики, администрации, учителям образовательных учреждений. Вносить предложения по совершенствованию учебновоспитательного процесса, организации практики, участвовать, с согласия администрации, в конференциях, педсоветах, пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Студенты-практиканты должны выполнять все виды работ, предусмотренные программой по педагогической практике в КУХОМ, быть для учащихся образцом трудолюбия, организованности, дисциплинированности, вежливости, аккуратности, активно участвовать в общественной жизни коллектива образовательного учреждения. Внешний вид студента-практиканта – деловой стиль.
Студентам-практикантам необходимо подчиняться правилам внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, выполнять распоряжения администрации и руководителей практики.
Во время практики студент-практикант обязан ежедневно посещать образовательное учреждение, в котором проходит практику (за исключением выходных).
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практикантам, они могут быть отстранены от прохождения практики.
Студентам, отстраненным от практики, не прошедших практику по болезни или другим уважительным причинам, получившим по ней неудовлетворительную оценку, по решению педагогического совета назначается повторное прохождение педагогической практики без отрыва от учебных занятий в КУХОМ.
Срок сдачи материалов отчетности педагогической практики – первый день учебных занятий после окончания практики.
Руководитель практики проводит анализ всей представленной документации студентами, заполняет ведомости с оценками различных видов деятельности студентапрактиканта и выставляет итоговую отметку. При этом учитывает следующее:
1) качество ведения документации;
2) количество и качество проведенных уроков
3) отношение к практике, посещаемость, прилежание
4) качество аналитического отчета, выводов и предложений; 5) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе; 6) своевременность и качество представления отчетной документации.
Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет характер их отношения к будущей профессиональной деятельности. Форма аттестации по учебному плану – дифференцированный зачет.
Итоговая отметка за практику выставляется на основе оценивания работ, выполненных во время практики и отчета.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова»
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Специальность 54.02.02
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Студента (ки) ____ курса группы ___
ФИО ____________________________
Красное-на-Волге
2022
Приложение 2 Характеристика
студента(ки) 4 курса специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» Красносельского училища художественной обработки металлов _______________________________(Ф.И.О. практиканта), проходившего(ей) производственную практику с ___ по____ 201___ года в
________________________________________________(наименование ОУ). В характеристике:
Указывается, в каких именно классах осуществлялась деятельность студента, какие вёл предметы или какую часть воспитательной работы выполнял.
В основной части отражаются результаты деятельности студента: в каком объёме и с каким качеством была выполнена программа педагогической практики; характеризуется трудовая дисциплина практиканта; перечисляются основные педагогические приёмы и методы, которыми овладел студент и которые применял в своей работе с детьми.
Можно описать характер взаимодействия практиканта с коллективом работников школы, уровень взаимопонимания и заинтересованности в работе.
Характеристика студента с места практики в школе обязательно должна включать анализ и описание уровня и характера взаимодействия практиканта с детьми.
Если студент кроме учебной деятельности принимал участие в мероприятиях, не предусмотренных учебным планом – различных общественных мероприятиях, трудовых субботниках, осуществлял внеурочную работу с детьми, выполнял функции помощника классного руководителя – указать какие виды и на каком уровне выполнял.
В заключительной части делается вывод о степени успешности прохождения педагогической практики данным студентом и выставляется рекомендуемая отметка.
Виды и качество выполнения работ:
Виды работ, выполненных во время практики |
Качество выполнения работ в соответствии с требованиями |
Изучение учебно-материальной базы кабинета, функции учителя-предметника, видов и форм его деятельности, рабочих программ по предметам, реализуемых образовательных областей |
Зачет /не зачет |
Разработка уроков |
Оценка |
Проведение уроков |
Оценка |
Анализ уроков |
Оценка |
Характеристика с педагогической практики подписывается непосредственным руководителем, директором школы и заверяется печатью.
студента(ки) 4 курса специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» Красносельского училища художественной обработки металлов
_______________________________________________________________________________,
фамилия, имя, отчество студента
проходившего(ей) производственную практику с 15 декабря 2022 года по 21 декабря 2022 года в _________________________________________________________________________.
наименование образовательной организации
За время прохождения практики зарекомендовал(а) себя _________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________.
(производственная дисциплина, прилежание, внешний вид, проявление интереса, индивидуальные особенности – волевые качества, инициативность, уравновешенность, выдержка и пр.)
Отношения студента(ки) с обучающимися _____________________________________ _______________________________________________________________________________. На уроках студент использовал(а) следующие методы обучения:
________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________.
Общие выводы по практике:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Виды и качество выполнения работ:
Виды работ, выполненных во время практики |
Качество выполнения работ в соответствии с требованиями |
Изучение учебно-материальной базы кабинета, функции учителя-предметника, видов и форм его деятельности, рабочих программ по предметам, реализуемых образовательных областей |
Зачет /Незачет |
Разработка уроков |
Оценка |
Проведение уроков |
Оценка |
Анализ уроков |
Оценка |
За прохождение педагогической практики рекомендуем оценку _________________________.
Директор: ___________________/_____________________/
Руководитель практики: ___________________/_____________________/
Приложение 3
Рейтинг-лист оценки студента на производственной практике
Вид компетенции |
Признаки проявления основы компетенции |
Наличие признаков компетенции |
ПК 3.1. Осуществлять педагогическую и учебнометодическую деятельность в ОУ. |
Использование знаний в области педагогики, психологии и методики. Обоснованность целеполагания, выбора методов и технологий в соответствии с поставленными целью и задачами. Устанавливает связи между рабочими программами, учебно-тематическими планами и примерными программами Объективность анализа профессиональной деятельности. Анализ профессиональных ситуаций с позиции возможностей и ожидаемых результатов. |
|
ПК 3.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности. |
Использование знаний в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин при проведении анализа учебных занятий. Анализ профессиональных ситуаций с позиции возможностей и ожидаемых результатов.
|
|
ПК 3.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока. |
Знание основ педагогики, основ теории воспитания и образования, психологопедагогических аспектов творческого процесса. Умение обосновать выбор методов, форм, средств для проведения учебного занятия. Проведение анализа учебных занятий в соответствии с планом анализа учебного занятия. |
|
ПК 3.4. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. |
Оптимальный выбор методов и приемов для проведения учебного занятия с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. |
|
ПК 3.5. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. |
Работа с учебно-методической документацией, анализ и применение действующих методов планирования и проведения учебной работы в ОУ |
|
ПК 3.6. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности |
Организация и ведение учебно- образовательного процесса с учетом традиций художественного образования в России. |
|
отечественных и мировых художественных школ. |
|
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Демонстрация интереса к своей будущей профессии. Осуществление профессионального совершенствования под руководством учителя |
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Рациональность планирования и организации собственной деятельности в соответствии с профессиональными целями. Выбор метода и способа решения профессиональных задач согласно заданной ситуации. Объективность анализа профессиональной деятельности. Аргументированность оценки качества выполнения профессиональных задач. |
|
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
Демонстрация способности принимать результативные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Анализ профессиональных ситуации с позиции возможностей и ожидаемых рисков. Выбор форм, средств и методов адекватно профессиональным целям и задачам. |
|
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Умение определять задачи информационного поиска. Оперативность поиска необходимой информации с использованием различных средств. Обоснованность выбора и оптимальность состава источников информации для решения профессиональных задач и самообразования. Сравнительный анализ полученной информации в соответствии с задачей информационного поиска. Систематизация информации в рамках самостоятельно избранной структуры или в рамках предъявляемых требований. |
|
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
Эффективность использования прикладного программного обеспечения, информационных ресурсов, ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности. |
|
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Результативность общения со сверстниками, педагогами, руководством. Успешность применения на практике коммуникативных качеств личности в процессе общения с сокурсниками, педагогами, сотрудниками, руководством, |
|
|
работодателем. Соблюдение принципов профессиональной этики. |
|
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
Соблюдение принципов целеполагания. Оптимальность решения организационных задач. Использование методов стимулирования деятельности членов коллектива. Оценивание уровня ответственности за результат деятельности. |
|
|
Итого |
|
Шкала оценивания:
Каждый критерий оценивается по 4-х балльной шкале:
0 баллов – качество отсутствует
1 балл – качество проявлено слабо
2 балла – качество проявлено в достаточной мере, в большинстве ситуаций
3 балла – качество проявлено в полной мере, всегда
Заполняется учителем
Приложение 4
1 Страница - Титульный лист содержит название темы урока, имя авторасоставителя, место и год разработки. Например:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова»
Конспект урока изобразительного искусства «Архитектура в жизни человека»
Разработал: студент(ка) ___группы ФИО
Красное-на-Волге 2022 |
2 Страница – Технологическая карта урока:
Класс
Тема урока
Тип урока (вводный урок; урок изучения нового материала; урок контроля; урок закрепления знаний, умений, навыков; урок самостоятельной работы; урок практической работы; комбинированный урок; обобщающий урок или указать нетрадиционный тип урока) Цель урока: Задачи урока: образовательные - развивающие - воспитательные - Оборудование:
Для учителя –
Для обучающихся –
Этапы урока |
Врем я, мин |
Планируем ые результаты |
Деятельнос ть учителя |
Деятельнос ть обучающи хся |
Методы, приемы и формы обучения |
Требуемое оборудование, средства обучения |
Заполняет ся в соответств ии с типологие |
3 мин |
Создание мотивации, раскрытие содержание понятия, |
Объясняет, проводит беседу, проверяет, контролиру |
Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы |
Метод объяснени я, коллектив ная форма |
Раздаточный материал с индивидуальн ыми заданиями, |
й урока |
|
формирован ие умения, подведение итогов и т.п. |
ет и т.п. |
учителя, делают записи в тетради и т.п. |
работы и т.п. |
презентация и т.п. |
2тип
Класс |
|
||
Тема урока |
|
||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||
Цель урока |
создание условий для формирования представлений о способе визуализации числовых данных, формирование умений строить диаграммы и графики. |
||
Задачи урока |
Образовательные – продолжить формировать умения работать с пакетом OpenOffice.org; познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора пакета OpenOffice.org; познакомить учащихся с типами диаграмм и алгоритмом построения диаграмм и графиков в OpenOffice.Calc; формировать умения у учащихся строить графики и диаграммы в OpenOffice.Calc Развивающие – продолжить развивать компьютерную грамотность учащихся; продолжить развивать представления о прикладном значении программного пакета OpenOffice.org; продолжить развитие устной речи, развитие алгоритмического мышления; продолжить развивать у учащихся умения самооценки; развивать навыки работы с источниками информации; развивать познавательный интерес и интерес к предмету Воспитательные – продолжить формировать информационную культуру; воспитывать ответственность за выполняемую работу; воспитывать самостоятельность учащихся; воспитывать усидчивость, культуру поведения |
||
Основные понятия темы |
Диаграммы, графики, типы диаграмм |
||
Этап учебного занятия |
Время этапа |
Оборудование; используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование |
|
I. Организационный этап
|
2 мин |
Проектор, ПК, презентация сл.1 |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||
(указывается форма, метод, прием) Приветствие. Настрой на самостоятельную деятельность через использование цитаты |
(указывается форма, метод, прием) Ответное приветствие. Устный фронтальный ответ на понимание цитаты; правила работы в группе |
||
II. АОЗ
|
Время этапа |
Оборудование; используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование |
|
5 мин |
Доска; листы А4; маркеры; дидактический материал с заданием; презентация сл.2; проектор, ПК |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||
(указывается форма, метод, прием) Фронтальное объяснение задания группам. Регулирует время. |
(указывается форма, метод, прием) Работают в группах, составляют вопросы для другой группы. Задают вопросы, используя прием «карусель» |
||
III.Этап усвоения новых знаний и способов действий |
Время этапа |
Оборудование; используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование |
|
25 мин |
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||
|
(указывается форма, метод, прием) |
(указывается форма, метод, прием) |
|
IV.Этап первичной проверки понимания изученного
|
Время этапа |
Оборудование; используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование |
|
7 мин |
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||
(указывается форма, метод, прием) |
(указывается форма, метод, прием) |
||
… |
|
|
|
3 Страница – ход урока
Подробно описывается урок: этап урока, слова и действия учителя и учащегося на каждом этапе.
Можно представить в форме таблицы или текста. Например: 1 способ:
Этап урока |
Учитель |
Обучающиеся |
1. Орг.момент |
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. |
Все готовы! |
2. АОЗ |
Посмотрите на слайд. Что у меня изображено? |
На слайде изображены пейзажи. |
2 способ:
1. Орг.момент
Учитель: Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем.
Ученики:Все готовы!
2. АОЗ
Учитель: Посмотрите на слайд. Что у меня изображено?
Ученик: на слайде изображены пейзажи
4 страница – Список используемой литературы и источников при подготовке к уроку
5 страница – Приложения(если это требуется в уроке)
a) описание практических упражнений, игр, кейсов и т.п., и инструкции к ним
b) раздаточный материал для обучающихся
c) электронный материал должен быть на диске
Приложение 5 Примерный план самоанализа урока
1. Тема урока.
2. Тип урока по основной дидактической цели
3. Какие задачи решались на данном уроке: Образовательные – … Воспитательные – ….
Развивающие – ….?
Была ли обеспечена их комплексность и взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных его групп?
4. Почему выбранная структура урока была целесообразна для решения поставленных задач? Рационально ли было отведено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
5. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
6. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?
7. Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
8. Как организован контроль усвоения ЗУН? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9. Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
10. Готовность к уроку (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.), оборудование урока.
11. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
12. Темп урока.
13. Характер, объём домашнего задания, соответствие целям урока, инструктаж и т. д?
14. Запасные методические ходы на случай непредвиденной ситуации?
15. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
16. Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.
17. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение?
Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
18. Речь учителя.
19. Использование инноваций, педагогических технологий.
20. Общие выводы по уроку
При анализе не надо писать пункты (номера), надо каждый пункт писать с новой красной строки полными предложениями
Приложение 6
Протокол анализа и оценки урока учителем
Студент-практикант: _____________________________________________________________
Группа, в которой проводится урок __________Дата проведения занятия _____________________ Тема урока: _____________________________________________________________________
Параметры (критерии) оценки |
Возможные значения |
Имеет место |
Подготовка к уроку |
||
Постановка и формулировка целей занятия |
Цели не сформулированы |
|
Цели сформулированы методически не грамотно |
|
|
Цели сформулированы грамотно и связаны между собой |
|
|
Учет уровня готовности аудитории к достижению поставленных целей за отведенное время |
Цели поставлены без учета уровня подготовленности аудитории |
|
Цели поставлены с учетом уровня подготовленности аудитории |
|
|
Соответствие целей занятия и запланированных преподавателем действий учащихся |
Запланированные преподавателем действия учащихся не соответствуют поставленным целям |
|
Запланированные преподавателем действия учащихся соответствуют поставленным целям частично |
|
|
Все запланированные преподавателем действия учащихся соответствуют поставленным целям |
|
|
Глубина, научность, системность содержания |
Не соответствуют современному состоянию науки |
|
Соответствуют современному состоянию науки частично |
|
|
Полностью соответствуют современному состоянию науки |
|
|
Проведение урока |
||
Четко прослеживаются все этапы урока, время на каждый этап отведено грамотно |
Прослеживаются этапы, время распределено грамотно |
|
Не прослеживаются этапы |
|
|
Прослеживаются этапы, но время распределено не грамотно |
|
|
Наличие этапов |
Организационный момент |
|
Основная часть |
|
|
Заключительный этап |
|
|
Учитель «видит» всех учащихся |
Видит всех учащихся |
|
Видит только часть учащихся (например, только учащихся за первыми партами) |
|
|
Не видит учащихся |
|
|
Организация рефлексии в конце занятия |
Организуется |
|
Не организуется |
|
|
Соответствие конечного результата занятия поставленным целям |
Не соответствует |
|
Соответствует частично |
|
|
Соответствует полностью |
|
|
Последовательность заданий выстроена логично, соблюдается принцип от простого к сложному |
Выполняется |
|
Не выполняется |
|
|
На уроке используются средства обучения |
Используются |
|
Не используются |
|
|
Задания сформулированы ясно, |
Задания на протяжении всего урока формулировались понятно для учащихся |
|
понятно |
Не всегда задания сформулированы ясно, понятно |
|
Задания сформулированы не достаточно ясно, понятно |
|
|
Отметки за урок |
Выставляются аргументировано, согласно требованиям |
|
Выставляются согласно нормам, но не аргументируются |
|
|
Не выставлены отметки за урок |
|
|
Темп урока |
Высокий |
|
Средний |
|
|
Низкий |
|
|
Качество организации занятия |
Низкий уровень организации |
|
Средний уровень организации |
|
|
Высокий уровень организации |
|
|
Учитель |
|
|
Способ реагирования преподавателя на вопросы учащихся |
Пресечение / игнорирование вопросов учащихся по теме занятия или ответы на посторонние вопросы |
|
Ответы только на вопросы по теме занятия с отвлечением от темы («уходом» в другие темы) |
|
|
Ответы только на вопросы по теме занятия с минимально достаточными объяснениями (без «уходов» в другие темы) |
|
|
Динамичность ведения занятия, эмоциональность педагога, его манера поведения |
Речь, манера поведения и эмоциональность педагога трудно воспринимаемы аудиторией (безэмоциональное или слишком эмоциональное поведение, слишком быстрый /слишком медленный темп и т.д.) |
|
Аудитория в целом подстраивается под темп педагога, его эмоциональность и т.д. |
|
|
Аудитория хорошо воспринимает манеру педагога и полностью подстраивается под его темп. |
|
|
Внешний вид студента |
Не соответствует деловому стилю |
|
Соответствует деловому стилю |
|
|
Учитель исправляет ошибки учащихся
|
Всегда реагирует на ошибки учащихся, исправляет |
|
Не всегда исправляет ошибки учащихся |
|
|
Не замечает ошибки учащихся |
|
|
Учащиеся |
|
|
Преобладающий тип действий учащихся на занятии |
Не связанные с уроком (разговоры, игры и пр.) |
|
Пассивные (слушание, конспектирование, запоминание и др.) |
|
|
Активные (ответы на вопросы, решение задач, групповые дискуссии и др) |
|
|
Поведение учащихся на уроке |
Массовые нарушения поведения |
|
Нарушение поведения в редких случаях |
|
|
Нарушение поведения отсутствует |
|
Впечатления от занятия: |
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендуемая отметка за урок: ________
Ф.И.О. преподавателя: _____________________________Подпись: __________________________
Приложение 7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова»
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03.
Специальность 54.02.02
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Студента (ки) ____курса группы ___
ФИО_ __________________________
Красное-на-Волге
2022
Дата |
Время |
Вид деятельности |
Подпись преподавателя |
|
|
Посещение показательных уроков учителейнаставников, знакомство с рабочей программой учителя, материальнотехническим и методическим оснащением учебных занятий |
|
|
|
Консультация у учителя-наставника по организации и проведению уроков |
|
|
|
Заверка конспекта урока у учителя-наставника |
|
|
|
Проведение урока |
|
|
|
Оформление дневника |
|
|
|
Оформление документации по практике, ведение дневника |
|
|
|
Разработка конспекта урока |
|
|
|
Работа с источниками информации, в т.ч. с ИКТ-технологиями |
|
|
|
И прочее |
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка отчетной документации |
|
*заполняется в соответствии с планом практики, расписать виды своей деятельности кратко, поставить время. В день не более 6 часов. Всего – 36 часов
Содержание и объем работы на каждый день оформляется по плану:
I. Дата:
II. Краткий конспект урока/занятия
Схема конспекта урока
1. Тема занятия
2. Цель урока. Основные задачи.
3. Оборудование урока.
4. Ход урока по форме:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Использование ТСО и других средств наглядности, вид доски |
|
|
|
|
5. Анализ проведенного урока (краткий): достигнуты ли задачи урока, тип урока, методы обучения, формы обучения, подведен ли итог урока и проведена ли рефлексия
III. Анализ работы за текущий день практики. Общие впечатления
Приложение 8
студента _____________________ ____ курса специальности 54.02.02 ДПИ и НП (по видам) Красносельского училища художественной обработки металлов о прохождении производственной практики по ПМ «Педагогическая деятельность» с ____ по __________ 202__года в ______классе(ах) в ___________________________________________________.
(наименование ОУ)
В развернутой форме с нового абзаца ответить на вопросы:
Место прохождения практики:
1. Дайте оценку условий работы в образовательном учреждении (материальные и бытовые условия, методическое обеспечение и др.).
2. Как относились к Вам учителя ОУ, обучающиеся?
3. Выполнение программы. Какие изменения имели место и почему? Учебная работа:
1. Сколько уроков и по каким предметам вы провели?
2. Какие уроки проходили наиболее удачно, а какие вызвали затруднения? Укажите причины.
3. Какие наглядные пособия были изготовлены Вами в период практики?
4. Какие трудности Вы испытывали при подготовке и проведении уроков? Какая помощь была Вам оказана учителем-наставником?
5. Опыт каких учителей учитывался и использовался Вами при подготовке к урокам и проведении уроков?
6. Как осуществлялась на Ваших уроках связь обучения с воспитанием?
7. Общие впечатления учащихся от мастер-класса. Ваши впечатления от проведения мастер-класса Общие вопросы:
8. Педагогическая практика оказалась для меня…..
9. Для меня стало открытием ….
10. Моя самостоятельность проявилась в ….
11. Самым интересным было….
12. Я научился(лась) ….
13. Удовлетворены ли Вы результатами практики? Как Вы стали относиться к педагогической профессии?
14. Чему Вам необходимо научиться, чтобы Вам стать хорошим учителем?
15. Ваши пожелания по совершенствованию организации и проведению практики студентов.
Дата Подпись студента
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.