Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи
Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание.
Регулярно выполняйте вместе с ребёнком артикуляционную гимнастику (перед зеркалом 1-2 раза в день).
Для детей, имеющих нарушения речи, необходимо формировать длительный ротовой выдох. Для этого нужно проводить следующие дыхательные упражнения:
1.Сдутьсо стола мелко нарезанную цветную бумажку, пушинку, ватку.
2.Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места.
3.Дуть на шарики разной тяжести: пластмассовые, деревянные, резиновые.
4.Задуть на резком и длительном выдохе пламя свечи.
5.Поддержать в воздухе пушинку или маленький кусочек ватки на длительном выдохе.
6.Надуть резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, язычки, дуть в вертушку.
7.Надувать мыльные пузыри.
Используйте речевые игры для развития грамматического строя речи.
1.«Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко
-яблоки, груша -..., слива -..., персик -..., банан
2. «Скажи наоборот»(подбор антонимов): большой –маленький, короткий -
...., сладкий -...., мягкий -....
3 «Подбери признак»(подбор прилагательного): куртка (какая?) -красная, теплая ... Сапоги (какие?) -коричневые ..., Шарф (какой?) -....,
Пальто (какое?) -....
4.«Из чего какой?»
(образование прилагательных от существительных): Колесо от резины -..., кабина из железа -..., Руль из пластмассы-..., сиденье из кожи -..., Кузов из дерева -..., фургон из брезента -..., Рельсы из железа -..., окно из стекла -....
5. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Это чья шапка? -Моя. Это чьи перчатки? -Мои. Это чей шарф? -Мой. Это чье пальто? -Мое.
Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни.
По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).
Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т.д.).
Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.