Использование приёмов игрового самомассажа в работе учителя-логопеда

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование приемов игрового самомассажа в работе учителя.docx

Использование приемов игрового самомассажа в работе учителя-логопеда

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

1.     Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

2.     Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

3.     Можно использовать без специального медицинского образования.

Правила:

1.     Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.

2.     Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

3.     В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.

4.     Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.

Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Основные приемы массажа

  • Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.
  • Растирание.
  • Разминание.
  • Вибрация и поколачивание.
  • Плотное нажатие.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

1. Самомассаж пальцев рук.

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

  • Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата -  это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона…
  •  Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
  •  Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
  • Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.

2. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта.  При повышенном тонусе мышц  — спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены,  то при массировании  мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.

3. Самомассаж мышц языка.

Это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.

При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

  • Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
  • Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..
  • Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
  • Массаж горошинами —  переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом)  языке.
  • Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
  • Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).

Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Самомассаж  может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж пальцев, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

 

Использованная литература:

1.     Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» —  М.: Издат. центр «Академия», 2005 г.

2.     Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3.     Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» —  СПб.: КОРОНА принт;  М.: Бином Пресс, 2005 г.

4.     О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» —  М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.

5.     Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.