Статья " Воспитание правильного отношения дошкольников к своему здоровью".

  • Документация
  • docx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья правильное отношение дошкольников к всоему здоровью..docx

Воспитание правильного отношения  дошкольников к своему здоровью.

                                                                                                     Л.Н.Чентолой.

                 Центр развития ребенка «Гармония», Бендеры, ПМР.

Сохранение здоровья  остается на сегодняшний день  актуальной  проблемой, т.к. охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей педагогов.

Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

Поэтому  в ОДО нужно  организовать педагогический процесс, таким образом, чтобы сберечь здоровье каждого ребенка дошкольного возраста и воспитать правильное отношения к  своему здоровью.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека  зависит  на 50% от образа жизни.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л. Волошиной, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцев, Н.В. Тверской, Ю.Ф. Змановский и др.

Анализ действующих в настоящее время программ воспитания и обучения в ОДО  свидетельствует о  том, что авторами делаются попытки решить вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей и обеспечения максимального пребывания  на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований (Т.М. Максимова,И.C. Годинова,  Н.И. Латышевская, В.А. Балуева).

Учитывая, что  дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, необходимо рационально использовать этот период  для совершенствования и сохранения здоровья детей. 

  В основе ЗОЖ  в своей работе    я вижу  не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни.  А прежде всего такой важный момент как формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе - выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья.

В  ОДО  мы  организуем разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализуем комплекс  воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий на разных возрастных ступенях;  создаем оптимальные педагогические условий пребывания детей.

 К основным  компонентам  ЗОЖ  детей  я  отношу: рациональный режим; правильное питание; рациональная двигательная активность;  закаливание организма;  сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

В основе  методологии формирования ЗОЖ  я соблюдаю: системный подход, с точки зрения которого, здоровье человека можно рассматривать как целостное состояние организма;   педагогический подход, где  процесс выработки у человека ценностного отношения к собственному здоровью подчиняется закономерностям обучения и воспитания.

Содержание целенаправленной подготовки детей к ЗОЖ  в условиях  ОДО  наполняю  интегрированными технологиями: знакомство дошкольников с основами строения организма человека; изучение и коррекция мотивации к ЗОЖ; повышение грамотности родителей; оптимизация двигательной  активности и психоэмоционального состояния; обучение основным навыкам ЗОЖ, включая основные двигательные навыки, навыки правильного дыхания, навыки закаливания, основные гигиенические навыки, основы самомассажа; профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата; основы психической саморегуляции; профессиональная подготовка  и самообразование специалистов  ОДО.

Кроме этого традиционно существующую педагогическую систему   я стараюсь  построить таким образом, чтобы все её компоненты были подчинены достижению определенных целевых ориентиров: первоочередная – выработка  нравственных ценностей, приоритетной среди которых является здоровье; средняя или промежуточная цель - формирование у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью  и конечная цель системы - это ребёнок, владеющий навыками здорового образа жизни.

 Из поставленных целей вытекают конкретные педагогические задачи:  

выработать у ребенка нравственные ценности, первой среди которых является здоровье;  осмысление здоровья, как нравственной ценности.  Учитывая, что ведущей деятельность является игра, поиск смысла ценности «здоровья»   я осуществляю в процессе различных ролевых игр, когда практически сразу можно оценить реальный смысл того или иного компонента здоровья и увидеть результат такой деятельности.

Данные две задачи являются подготовительными, так как реальная польза от их решения для здоровья ребенка будет только в том случае, если сформировано деятельностное отношение к своему здоровью, которое выражается в применении навыков ЗОЖ  в различных сферах деятельности:  игре, личной и общественной гигиене, отношении с детьми и взрослыми, и т.д. Здесь  мне на помощь  приходят разнообразные физические, дыхательные и психорегулирующие упражнения, игры, танцы, самомассаж, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.

Все сведения по ЗОЖ  прививаются в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для воспитания.

 В данном виде работы   особый акцент делаю на воспитательно-образовательные и развивающие задачи, где понимание смысла и качества выполняемых заданий является определяющим.

Хотелось бы обратить внимание еще на один существенный аспект -   целостная реализация индивидуального потенциала каждого человека, каким бы он ни был,  именно такая установка является главенствующей в моей  работе.

Немаловажным является то, что  данная работа, осуществляемая в ОДО, не прерывалась бы и в домашних условиях, т.е. проводилась во  взаимодействии с семьей.

Таким образом, правильно организованная работа по формированию ЗОЖ эффективно способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

 

Литература:

1. Антонов Ю.Е  «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. М.; «Аркти», 2000.

2. Береснева З.И.  «Здоровый малыш. Программа оздоровления в ДОУ» М.; ТЦ, 2003.

3. Голицева Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». М.; «Скрипторий 2003», 2008.