Департамент общего образования Томской
области.
Областное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
»Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».
Театральная деятельность как средство всестороннего развития неслышащего обучающегося.
Автор:
Моисеева Раиса Ивановна-
учитель инд. работы
rimoiseeva@list.ru
Томск – 2019
Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом развитии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения. У детей младшего школьного возраста формируется интерес к окружающему миру, познанию предметов и явлений, различных связей между ними. Основой познания в первую очередь является чувственные процессы восприятия, наглядные формы мышления.
Дети с нарушениями слуха с трудом постигают смысл воспринимаемого материала, у них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами. У таких детей сужен объём восприятия, оно характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. В процессе театрализации, игры возникает стремление воплотить всё, что они увидели в жизни: деятельность взрослых, разнообразные бытовые процессы, явления социальной жизни, оказание помощи друг другу и красоту окружающей действительности.
Однако, поскольку круг впечатлений ребёнка ограничен тем, что он видит, а его представления о жизни не пополняются за счёт общения с другими детьми и взрослыми, то у него преобладают в основном стереотипные игры. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой. В младшем школьном возрасте у большинства детей наблюдаются действия по образцу или игры, где взрослый выступает помощником. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в младшем школьном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, но она не достигает уровня слышащих сверстников.
Именно поэтому наиболее эффективным методом работы в ходе целенаправленного обучения детей с нарушениями слуха и развития у них познавательного интереса является театрализация. Элементы театрализации, драматизации сказок, перевоплощение ребёнка в того или иного персонажа сказки или героя произведения, открывают детям широкие возможности для использования игровых ситуаций и решения специальных речевых задач, включают в себя широкое и вместе с тем целенаправленное ознакомление детей с миром вещей и отношений.
Актуальность: развитие творческих и познавательных способностей не слышащего ребёнка. Формирование коммуникаций, развитие слухового внимания, ассоциативной памяти.
Театрализация должна помочь ребёнку стать более активным и свободным в выборе театрального замысла, способствовать усвоению правил поведения в обществе, помочь познать нормы общественной морали, повысить артистичность ребенка с ОВЗ.
Занятия, проводимые в течение года, предполагают знакомство с содержанием русских народных сказок, произведениями детских писателей, использование различных методов театрализации: настольный, пальчиковый, кукольный театры, игры-импровизации, сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
Содержание и формы обучения соответствуют возрастному уровню развития и познавательным потребностям детей, предполагают широкий простор для детской фантазии, способствуют формированию творческих возможностей, обучающихся и развивают эмоциональную сферу и артистизм.
Цель: сформировать у обучающихся умения перевоплощаться в героя сказки и представить его характерные черты.
Задачи:
- учить детей играть роль своего героя;
- использовать остатки слуха детей для формирования устной речи;
- активизировать речевые возможности, развивать силу голоса;
- вызывать устойчивый интерес к актерскому мастерству;
- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу в ходе творческой работы;
- создавать эмоциональный настрой, вырабатывать умения выражать свои чувства.
Ожидаемый результат.
По окончании работы с материалами сказок школьник с нарушениями слуха должен уметь:
- правильно, в соответствии с функциональным назначением, использовать свои речевые возможности;
- не стесняться участвовать в различных творческих мероприятиях;
- воспроизводить действия характерные героям сказки;
- вступать в диалог с окружающими людьми;
- привлекать родителей и детей к посещению театров города.
Приблизительный план работы по театрализации сказки «Муха – Цокотуха»
Таблица № 1
|
Вид деятельности |
Цель |
Содержание |
|
|
1. Предварительно - ознакомительный |
|||
|
Изучение литературы. Составление бесед. Подборка материала к выбранной сказке. Разработка сценария, планов занятий. Определение направлений творческой и игровой деятельности. Работа по социализации и коммуникации. Привлечение родителей.
|
Сформировать у участников театрализации психологическую готовность к совместной деятельности.
|
Организовать беседы с родителями, с целью ознакомления проведения театрализации сказки и оказание ими посильной помощи Осуществить преемственность между уроками по предметам и внеурочными занятиями. Произвести отбор и апробацию методического материала Активизировать познавательные процессы детей и их коммуникативные возможности. |
|
|
2. Деятельностно-обобщающий |
|||
|
Просмотр сказки с использование КТ, проведение занятий по знакомству с книжкой «Сказка «Муха – Цокотуха», изготовление атрибутов и костюмов по сценарию; разучивание речевого материала по диалогам героев, осуществление метапредметных связей по сказке «Муха – Цокотуха» (ИЗО. ОЗМ, Труд) |
Погрузить детей в содержание сказки и действия героев |
Организовать работу участников театрализации, посредством определения задач для каждого направления творческой деятельности; Создать условия для изготовления атрибутов и места проведения инсценировки сказки. Обобщить результаты полученных знаний воспитанников о взаимодействии героев, их поведении и характерах |
|
|
3. Презентационно-завершающий |
|||
|
Показ сказки «Муха – Цокотуха», приглашение гостей и родительской общественности на премьеру, эмоциональная рефлексия, отзывы. Подготовка презентации. Отчет о проделанной работе в виде презентации на МО, ПС |
Получение удовольствия детьми от проделанной работы и воспитание чувства достоинства за себя: «Я это сделал (а)!» |
Представить результаты театрализованного представления и отчет в виде презентации. Систематизировать материал театрализованной деятельности посредством мастер –класса. |
|
Сценарии сказок адаптированы для детей с нарушениями слуха начальной ступени обучения. Подготовка по театрализации сказок рассчитана на весь учебный год (2 занятия в неделю). Занятия организуются во внеурочное время в свободной форме.
Таким образом, развитие творческих и познавательных способностей неслышащего ребенка способствуют гармонизации личности через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния младшего школьника, его психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.