Методика преподавания дисциплины "Микропроцессорные системы" студентам СПО с нарушением слуха
Аннотация: В статье рассматриваются особенности и предлагается конкретная методика преподавания технической дисциплины "Микропроцессорные системы" студентам среднего профессионального образования (СПО) с нарушением слуха. Освещаются проблемы восприятия сложного материала, даются рекомендации по адаптации учебного процесса, использованию визуальных средств и технологий, направленные на формирование полноценных профессиональных компетенций.
Ключевые слова: инклюзивное образование, нарушение слуха, СПО, микропроцессорные системы, методика преподавания, визуализация, практико-ориентированное обучение, сурдоперевод.
Введение
Современная система российского образования стремится к созданию инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к знаниям для всех категорий обучающихся. Студенты с нарушением слуха, получающие среднее профессиональное образование по техническим специальностям, таким как «Компьютерные системы и комплексы» или «Электроника», сталкиваются с рядом трудностей при освоении дисциплин, насыщенных сложной абстрактной терминологией. Одной из таких дисциплин является «Микропроцессорные системы».
Сложность заключается в том, что традиционное изложение материала, основанное на аудиальном общении и работе с текстовыми источниками, для неслышащих студентов оказывается малоэффективным. Это требует от преподавателя разработки и применения специальной методики, компенсирующей отсутствие слухового канала восприятия информации за счет активизации визуального, тактильного и кинестетического каналов.
1. Особенности восприятия информации студентами с нарушением слуха
Для построения эффективной методики необходимо понимать ключевые особенности целевой группы:
2. Адаптация содержания и методов преподавания
Методика преподавания дисциплины «Микропроцессорные системы» должна быть комплексной и включать следующие компоненты.
2.1. Визуализация как основной метод
2.2. Практико-ориентированный подход
Теория должна немедленно подкрепляться практикой. Рекомендуется:
2.3. Адаптация лекционного материала и работы с терминологией
2.4. Роль сурдопереводчика и тьютора
Сурдопереводчик является не просто «переводчиком слов», а связующим звеном между преподавателем и студентом. Важно его предварительное ознакомление с технической терминологией. В идеале, сурдопереводчик и преподаватель работают в тандеме. Функции тьютора могут заключаться в дополнительном индивидуальном разъяснении материала с использованием визуальных средств.
3. Пример фрагмента занятия по теме «Организация прерываний в МПС»
1. Целеполагание (визуально): На экране – схема устройства, которое должно мгновенно реагировать на нажатие кнопки, пока выполняет основную программу (мигание светодиодом). Ставится проблема: как заставить процессор «отвлечься»?
2. Объяснение (с использованием анимации): Показывается анимация: процессор выполняет основную программу (линия с кодом). Внезапно появляется яркий визуальный сигнал «INT» (прерывание). Процессор сохраняет текущее состояние (анимация «упаковки» данных в стек) и переходит к подпрограмме обработки прерывания (ОП). После выполнения ОП – «распаковывает» состояние и возвращается к месту основной программы.
3. Аналогия: Проводится аналогия с человеком, который читает книгу, но его отвлекает громкий звонок телефона. Он ставит закладку (сохранение в стек), отвечает на звонок (ОП), а затем возвращается к чтению книги с места закладки.
4. Практика: Студенты собирают схему с кнопкой, подключенной к линии прерывания, и пишут программу, где в основной цикле мигает один светодиод, а при нажатии кнопки (прерывание) мгновенно зажигается другой. Они видят результат своими глазами.
Заключение
Преподавание дисциплины «Микропроцессорные системы» студентам с нарушением слуха – это сложная, но решаемая педагогическая задача. Успех заключается в последовательном применении визуальных и практико-ориентированных методов, которые компенсируют отсутствие слуха и позволяют раскрыть потенциал каждого студента. Адаптация учебного процесса, создание специализированных учебно-методических комплексов и тесное взаимодействие с сурдопереводчиками позволяют сформировать у неслышащих студентов полноценные профессиональные компетенции, востребованные на современном рынке труда в сфере IT и электроники.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по соответствующим специальностям.
2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 2019.
3. Яшкова А.Н. Инклюзивное образование: методология и практика. – Саранск, 2020.
4. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха. – М.: ВЛАДОС, 2018.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.