Методика преподавания дисциплины "Микропроцессорные системы" студентам СПО с нарушением слуха

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются особенности и предлагается конкретная методика преподавания технической дисциплины "Микропроцессорные системы" студентам среднего профессионального образования (СПО) с нарушением слуха.
Иконка файла материала Методика преподавания дисциплины.docx

Методика преподавания дисциплины "Микропроцессорные системы" студентам СПО с нарушением слуха

Аннотация: В статье рассматриваются особенности и предлагается конкретная методика преподавания технической дисциплины "Микропроцессорные системы" студентам среднего профессионального образования (СПО) с нарушением слуха. Освещаются проблемы восприятия сложного материала, даются рекомендации по адаптации учебного процесса, использованию визуальных средств и технологий, направленные на формирование полноценных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: инклюзивное образование, нарушение слуха, СПО, микропроцессорные системы, методика преподавания, визуализация, практико-ориентированное обучение, сурдоперевод.

Введение

Современная система российского образования стремится к созданию инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к знаниям для всех категорий обучающихся. Студенты с нарушением слуха, получающие среднее профессиональное образование по техническим специальностям, таким как «Компьютерные системы и комплексы» или «Электроника», сталкиваются с рядом трудностей при освоении дисциплин, насыщенных сложной абстрактной терминологией. Одной из таких дисциплин является «Микропроцессорные системы».

Сложность заключается в том, что традиционное изложение материала, основанное на аудиальном общении и работе с текстовыми источниками, для неслышащих студентов оказывается малоэффективным. Это требует от преподавателя разработки и применения специальной методики, компенсирующей отсутствие слухового канала восприятия информации за счет активизации визуального, тактильного и кинестетического каналов.

1. Особенности восприятия информации студентами с нарушением слуха

Для построения эффективной методики необходимо понимать ключевые особенности целевой группы:

  • Визуальная доминанта: Основной канал восприятия – зрительный. Информация должна быть представлена в максимально наглядной форме: схемы, графики, анимации, видео, инфографика.
  • Особенности речевого и понятийного развития: Словарный запас, особенно в области абстрактных технических понятий (например, «прерывание», «шинный формирователь», «кэш-память»), может быть ограничен. Значения многих терминов не имеют устоявшихся жестовых аналогов.
  • Трудности с абстрактным мышлением: Понимание процессов, которые нельзя наблюдать непосредственно (протекание сигналов по шине, работа программы в процессоре), требует специальных методов визуализации.
  • Высокая утомляемость: Необходимость постоянной зрительной концентрации (на преподавателе, сурдопереводчике, экране, плакате) приводит к быстрому психическому утомлению.

2. Адаптация содержания и методов преподавания

Методика преподавания дисциплины «Микропроцессорные системы» должна быть комплексной и включать следующие компоненты.

2.1. Визуализация как основной метод

  • Структурно-логические схемы: Каждая тема должна быть представлена в виде иерархической схемы, показывающей взаимосвязь понятий. Например, структура микропроцессора визуализируется как «дом», где АЛУ – «вычислительный цех», а регистры – «ячейки для временного хранения».
  • Интерактивные анимации и симуляторы: Использование программ-симуляторов (например, Proteus, SimulIDE, Tinkercad) позволяет «увидеть» прохождение сигналов по дорожкам платы, изменение логических уровней на выводах микросхем, работу жидкокристаллического индикатора. Анимация выполнения команд программы по тактам помогает понять принцип работы процессора.
  • Видео с субтитрами и жестовым переводом: Все учебные видео-материалы должны быть снабжены качественными субтитрами и, по возможности, сопровождаться переводом на русский жестовый язык (РЖЯ) или комментарием сурдопереводчика.
  • Инфографика и комиксы: Сложные алгоритмы (например, алгоритм обработки прерывания) можно представить в виде пошагового комикса, где каждое действие изображено графически.

2.2. Практико-ориентированный подход

Теория должна немедленно подкрепляться практикой. Рекомендуется:

  • Поэтапное усложнение практических заданий: Начинать с макетирования простейших схем на breadboard (макетной плате) с одним светодиодом и кнопкой. Это дает тактильный опыт и наглядно демонстрирует принципы ввода/вывода.
  • Работа с реальным железом: Использование отладочных комплектов на базе Arduino, STM32, Raspberry Pi. Студенты должны не только программировать, но и собирать устройства, паять, проверять цепи – это усиливает моторную память и понимание.
  • Сквозной проект: Идеальным форматом является выполнение одного сквозного проекта в течение семестра (например, «Система автоматического полива растений» или «Простое охранное устройство»). Это мотивирует студентов и показывает целостную картину разработки микропроцессорной системы.

2.3. Адаптация лекционного материала и работы с терминологией

  • Глоссарий с визуальными определениями: Создание электронного или печатного глоссария, где каждый термин («транзистор», «АЦП», «интерфейс UART») сопровождается не только текстовым определением, но и схемой, рисунком, фото и жестовым обозначением (если оно есть).
  • Предварительное знакомство с терминами: Новые термины и их визуальное представление даются студентам до занятия для предварительного ознакомления.
  • Использование мультимедийных презентаций: Презентации должны быть лаконичными, с минимальным количеством текста и максимальным – графики. Каждый слайд должен нести одну ключевую мысль.

2.4. Роль сурдопереводчика и тьютора

Сурдопереводчик является не просто «переводчиком слов», а связующим звеном между преподавателем и студентом. Важно его предварительное ознакомление с технической терминологией. В идеале, сурдопереводчик и преподаватель работают в тандеме. Функции тьютора могут заключаться в дополнительном индивидуальном разъяснении материала с использованием визуальных средств.

3. Пример фрагмента занятия по теме «Организация прерываний в МПС»

1.     Целеполагание (визуально): На экране – схема устройства, которое должно мгновенно реагировать на нажатие кнопки, пока выполняет основную программу (мигание светодиодом). Ставится проблема: как заставить процессор «отвлечься»?

2.     Объяснение (с использованием анимации): Показывается анимация: процессор выполняет основную программу (линия с кодом). Внезапно появляется яркий визуальный сигнал «INT» (прерывание). Процессор сохраняет текущее состояние (анимация «упаковки» данных в стек) и переходит к подпрограмме обработки прерывания (ОП). После выполнения ОП – «распаковывает» состояние и возвращается к месту основной программы.

3.     Аналогия: Проводится аналогия с человеком, который читает книгу, но его отвлекает громкий звонок телефона. Он ставит закладку (сохранение в стек), отвечает на звонок (ОП), а затем возвращается к чтению книги с места закладки.

4.     Практика: Студенты собирают схему с кнопкой, подключенной к линии прерывания, и пишут программу, где в основной цикле мигает один светодиод, а при нажатии кнопки (прерывание) мгновенно зажигается другой. Они видят результат своими глазами.

Заключение

Преподавание дисциплины «Микропроцессорные системы» студентам с нарушением слуха – это сложная, но решаемая педагогическая задача. Успех заключается в последовательном применении визуальных и практико-ориентированных методов, которые компенсируют отсутствие слуха и позволяют раскрыть потенциал каждого студента. Адаптация учебного процесса, создание специализированных учебно-методических комплексов и тесное взаимодействие с сурдопереводчиками позволяют сформировать у неслышащих студентов полноценные профессиональные компетенции, востребованные на современном рынке труда в сфере IT и электроники.

Библиографический список:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по соответствующим специальностям.

2.     Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 2019.

3.     Яшкова А.Н. Инклюзивное образование: методология и практика. – Саранск, 2020.

4.     Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха. – М.: ВЛАДОС, 2018.


 

Посмотрите также