Информационная беседа «Для чего нужна семья?»

  • Лекции
  • docx
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Всех членов одной семьи объединяют какие-то традиции, увлечения. В словаре Ожегова слово «увлечения» объясняется как «...большой интерес к какому-нибудь делу». На Новый год я получила подарок, от которого чувствовалась теплота. Эля подарила мне вот такую милую рукавичку, которую сделала вместе со своей семьей. Я знаю, что в ее семье все любят заниматься творчеством. Декупаж, роспись – это их семейное увлечение. А что же такое традиции? В словаре сказано, что «Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому». Послушаем, какими были исконно русские традиции.
Иконка файла материала семья.docx
Информационная беседа «Для чего нужна семья?» (для учащихся старших классов) Особенные отличия приобретают отношения мужчины и женщины,  решивших создать семью. Спросите своих знакомых: «Что такое семья?». Вы  увидите, что все понимают это слово по­разному. Нет единства в определении семьи и в науке. Особенно несговорчивы в этом вопросе представители  разных наук, изучающих человека и человеческое сообщество: педагоги,  философы, социологи, медики, психологи, историки и т. д.  По определению Н.Я. Соловьева, семья — это «малая социальная  группа общества, важнейшая форма организации личного быта,  основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях  между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и  другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее  хозяйство». А.Г. Харчев дает ей такое определение: семья — малая  социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными  отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной  ответственностью. Не надо много говорить о том, какую роль играет семья в жизни  отдельной личности и общества в целом — ее значение велико, и это  признается всеми. Люди, удовлетворенные своей семейной жизнью и любовью  к своему супругу, редко говорят, что они несчастны, либо недовольны  жизнью, или находятся в депрессии. К счастью, большинство женатых людей  действительно заявляют, что чувствуют себя в браке счастливыми. Почти две  трети опрошенных супругов считают, что у них «очень счастливый» брак.  Трое из четверых заявляют, что их супруг(а) — их лучший друг. Какой же  вывод? Большинство этих людей чувствуют себя в целом удовлетворенными  жизнью.Но семья создает почву для счастья еще и по другим причинам: во­ первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от  длительных тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку.  Хороший брак дает каждому партнеру  надежного товарища, любовника,  друга.  Как серьезная причина завести семью выступает возможность  постоянства интимных отношений. Хотя для некоторых мужчин и женщин  периодическая смена партнеров кажется более привлекательной благодаря  новизне и неожиданности встречи, все же большинство людей желает иметь  надежные и постоянные интимные отношения. Более приемлемой жизненной  позицией, которая их полностью устраивает, становится уверенность в том,  что такой постоянный партнер у них уже есть.Существует еще одна, более  простая причина того, что семья способствует счастью или, по крайней мере,  служит буфером в болезненных ситуациях. Предлагаемая браком роль  супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источниксамоуважения. Успешность супружества также подразумевает  вознаграждение, способствует укреплению личностного статуса, делает  нас  богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других  сферах нашей жизни.  Таким образом, каким бы ни был семейный союз, но он создавался и  создается для решения входящими туда людьми определенных задач,  удовлетворения их стремлений и мечтаний. В данном случае мы можем  говорить о функциях семьи, о сферах жизнедеятельности семьи,  непосредственно связанных с удовлетворением определенных потребностей  ее членов.  Давайте более четко обозначим эти основные функции семьи в  обществе: 1. Воспитательная   функция  состоит   в   удовлетворении   индивидуальных потребностей   в   отцовстве,   материнстве,   в   воспитании   детей   и самореализации в детях. У каждого, кто собрался создать семью, уже есть планы,   определяющие,   сколько   будет   детей,   мальчик   это   будет   или девочка. И молодые родители могут бесконечно спорить на эту тему, если их представления не совпадают. По отношению к обществу эта функция, реализуемая   семьей,   обеспечивает   социализацию   подрастающего поколения. 2. Хозяйственная  функция  заключается   в   удовлетворении   материальных потребностей   семьи. супругам   легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйствование. В этом смысле семья также обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.   Объединив   свои   усилия,  3. Эмоциональная  функция  реализуется   в   удовлетворении   потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Партнеры вместе переживают радости и горести, переносят   боль,   восторгаются   успехами   детей.   Невозможно   себе представить семью, где плохое или хорошее настроение одного из супругов не   передавалось   бы   остальным   членам   семьи.   Здесь   в   полной   мере действуют психологические законы заражения. Эта функция обеспечивает эмоциональную  стабилизацию  членов общества, содействует  сохранению их психического здоровья. 4. Функция  духовного  общения  проявляется   в   удовлетворении   духовных запросов людей, потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную  роль в духовном развитии членов общества.   Как   правило,   члены   семьи   имеют   одни   и   те   же   духовные пристрастия, они читают' и обсуждают одни и те же книги и журналы, они смотрят одни и те же фильмы и спектакли, им нравится проводить время в одних   и   тех   же   местах.   В   данном   случае   супруг   может   выступать   вкачестве собеседника, с которым можно поделиться своими мыслями и наблюдениями.                             5. Семья выполняет и функцию первичного социального контроля, требуя от   членов   семьи   выполнения   социальных   норм.   Это     в   особенности касается   подрастающего   поколения,   которое   не     всегда   ведет   себя   в полном   соответствии   с   социальными   нормами.   Вспомните   известный стишок, где отец объясняет крохе сыну, «что такое хорошо и что такое плохо».   Ведь   это   не   что   иное,   как   обучение   правилам   поведения   в обществе, стремление сохранить и стабилизировать социальные нормы. 6. Сексуально­эротическая   функция  реализуется   в   удовлетворении интимных потребностей членов семьи. Семья в этом  смысле обеспечивает стабильные и надежные сексуальные связи. осуществляет регулирование сексуально­эротической   направленности   поведения   членов   семьи. Благодаря   этой   функции   семья   обеспечивает   биологическое воспроизводство общества. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.                              Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у  человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без  удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И  это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые  чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается  родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые  только и могут появиться с рождением детей. Главные из них: у женщины —  материнство, у мужчины — отцовство. В каждой семье соотношение указанных функций и их значение может быть  различным. Кроме того, в зависимости от социальных условий со временем в  содержании и значимости различных функций семьи также могут происходить изменения. Так, если раньше ведущей функцией семьи была хозяйственная, то в современном обществе значительно возросло значение таких функций семьи, как эмоциональная и духовного общения. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях в большей степени, чем на  хозяйственно­материальных. Следует обратить внимание, что нередко возникают осложнения, которые  затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.  Среди основных факторов, мешающих реализации семьей ее функций,  могут быть: — личностные особенности членов семьи (характер, темперамент,  ценностные ориентации и т. п.); — взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимание в семье; — определенные условия жизни семьи.Например, если попытаться назвать причины, препятствующие  выполнению семьей ее воспитательной функции, то сюда можно включить: — неполный состав семьи; — недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию  детей; — конфликтные отношения между родителями; — вмешательство со стороны родственников в воспитание детей и т. д. Не менее важной характеристикой семьи является ее структура.  Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены  обязанности и права между ее членами, кто осуществляет руководство, а кто  — исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в  которых руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках  одного члена семьи (централизованный, авторитарный стиль): и семьи, в  которых все члены принимают равное участие в ее жизнедеятельности  (демократическая система отношений). Конечно, самый прогрессивный принцип семейного управления —  равноправие супругов. При этом равенство супругов должно быть  примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно  принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса  может принадлежать мужчине. Наиболее распространенной структурой семьи в нашем обществе  является разновозрастная, включающая мужа и жену, детей, а также нередко  кого­нибудь из старшего поколения (бабушки и дедушки).                                   Материал для беседы  подготовила воспитатель семьи «Ритм» Юдина А.С. 2016 г.