Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей дошкольного возраста и детей с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.6

Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей дошкольного возраста и детей с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
дефектология
3 кл—7 кл
09.11.2020
Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей дошкольного возраста и детей с интеллектуальными нарушениями
Развитие речи дошкольника - это необходимое условие для успешного обучения в школе
развитие речи дошкольника.docx

Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей

дошкольного возраста и  детей с интеллектуальными нарушениями

 

            Овладение речью имеет огромное значение для психического развития ребёнка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, упражняя его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребёнка – его восприятие, мышление, память. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления.

            Известный писатель и исследователь детской речи К.И. Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». ЗРР (задержка речевого развития) обычно отрицательно сказывается на интеллекте ребёнка. Усвоение речи в дошкольном возрасте – это необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Поэтому всем родителям важно знать, как помочь ребёнку в успешном овладении речевым богатством.

            Разговаривая с детьми, находясь в обществе детей, помните: речь не передаётся по наследству, а зависит от речевого окружения ребёнка. Взрослый должен следить за своей речью. Она не должна быть громкой, торопливой, невнятной, раздражённой. Взрослый должен чётко произносить все звуки и слова.

            Начиная с 3-х лет, у малыша интенсивно развивается мышление. Он начинает сравнивать предметы, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по основным признакам, начинает осмысливать и понимать содержание необходимых рассказов, сказок.

            Быстро пополняется активный и пассивный словарь детей. К 3 годам он достигает примерно 1000-1200 слов. Происходит усвоение грамматического строя родного языка, осваиваются новые звуки. Всё это очень сложные процессы. Поэтому постоянное внимание к речи ребёнка – очень важная часть его воспитания: надо помочь ему расширить словарный запас, исправить неточности в грамматическом строе его речи, научить правильно строить предложения.

            Необходимо учить ребёнка выделять наиболее существенные детали предметов, их свойства, качества, способы применения. Малыш сможет хорошо рассказывать о предмете только тогда, когда он имеет достаточно ясное представление о нём, знает о его назначении, способы его применения. Ребёнка в этом возрасте интересует всё, что он видит вокруг себя. Начинается пора бесконечных вопросов: «что это?», «почему?», «зачем?». Родители не должны оставлять без ответа вопросы детей. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребёнка объяснения, развивают у него пытливость, любознательность, стремление узнавать и понимать. Малыши часто любят рассказывать взрослым о своих впечатлениях, и это надо поощрять. Ведь именно в повседневном активном общении и происходит формирование разговорной, грамматически правильной речи.  Если ребёнок не очень разговорчив, помогите ему вопросами, создайте игровую ситуацию. Темы для разговоров с ребёнком могут быть самыми разными – это и покупка игрушки, и посещение поликлиники, магазина, парикмахерской, прогулки в парк, лес, поездки за город. Взрослый задаёт вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.

            Вот вы пришли из магазина с покупками. Не торопитесь их выкладывать на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынули из сумки помидор – спросите у ребёнка: «Что это? Какого он цвета?» Укажите на форму: «Помидор круглый, как шарик, как маленький мячик». То же сделайте и с другими овощами. рассматривайте иллюстрации в книгах, называйте предметы, их свойства, качества, действия, которые совершают люди, причём глаголы надо употреблять во всех временных формах, лицах и числах. Всё новое, незнакомое ребёнку хочется всегда потрогать, рассмотреть, попробовать. Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай».  Лучше помогите ребёнку в исследовании нового предмета. Очень полезно организовать с детьми различные дидактические игры, упражнения. Для закрепления правильного употребления предлогов поиграйте с детьми в прятки. Пусть прячутся и игрушки, и сами дети. Для закрепления цвета очень полезен цветной конструктор, кубики, мозаика.

 

Какие задачи стоят перед родителями?

1.      Развитие игрового внимания, восприятия. Этому помогут разного рода звуковые игры: «Угадай, что звучит», «Угадай, что я делаю?». Можно двигать стул, шуршать бумагой  и т. д. У большинства детей ещё недостаточно развиты мышцы артикуляционного аппарата. Поупражняйте их с детьми в игровой форме:

- упражнение для голосовых связок: «уложи куклу спать» (ааа);

- для губ: «Слонёнок», «Лягушонок», «Слонёнок – лягушонок»;

- для языка: «Лопатка», «Качели».

2.      Для закрепления правильно произносимых звуков:

- покажи, как плачет ляля (А);

- самолётик (У);

- лошадка (И).

Также можно использовать различные игры на звукоподражания.

3.      Часто дети этого возраста говорят тихо и невыразительно. Это происходит потому, что они ещё не овладели правильным речевым дыханием. Помогут в этом следующие игры и упражнения:

- сдуть с руки ватку («снежинки летят»);

- сдуть пушинки с одуванчика;

- протяжно произносить гласные звуки;

Помогут вам и шутки-чистоговорки, произносимые на одном выдохе:

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, в детский сад идти пора.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, мы поедем далеко.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы поймали петуха, и т.д.

4.      Следующая задача, которая стоит перед родителями – научить ребёнка управлять своим голосом. Нужно, чтобы ребёнок умел отличать громкую речь от тихой. Научите ребёнка произносить фразу громко («ВЕТЕР СИЛЬНЫЙ!»), тихо («Ветер слабый»), шёпотом («Секрет!).

5.      Важно, чтобы малыш умел управлять темпом речи. В этом дети подражают взрослым. Если в семье все говорят быстро, проглатывая слова, так же будет говорить и ребёнок. Старайтесь, чтобы окружающая речь была выражена интонационно красиво. Читайте сказки и стихи с выражением. Предложите ребёнку воспроизвести речь того или иного действующего лица. Считалки и  потешки будут способствовать развитию памяти и внимания детей, расширять их словарный запас, а загадки необходимы для развития  мыслительных процессов.

6.      Формируйте у детей умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Пусть дети попробуют составить начало или конец рассказа. Это лучше делать по картинке в книге. Но следует помнить, что книги должны соответствовать возрасту детей. Литературный материал благотворно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, побуждает малыша к размышлениям (т.е. активизирует мыслительную деятельность), к разговору о прочитанном. Для малышей 3-4 лет сказки должны быть небольшие по объёму и несложные по содержанию. Одно и то же художественное произведение можно читать по несколько раз. Это усилит впечатление ребёнка.

            Чтение – это не пассивное восприятие ребёнком прочитанного произведения. После прочтения сказки спросите, о чём в ней рассказывается, кто главный герой, что с ним происходит. Последовательно отвечайте на вопросы ребёнка. Задавайте ему вопросы по содержанию. Старайтесь всячески поощрять пересказы. Детские книги должны находиться в доступном для ребёнка месте. Приучите ребёнка к бережному к ним отношению.

            Старайтесь воспринимать свои действия по развитию речи ваших детей не как тяжкую родительскую обязанность, а как приятное времяпровождение с вашим ребёнком. Дети вырастают очень быстро, поэтому для родителей важно не упустить время и максимально развить психические процессы малыша и оградить его от школьной дезадаптации.


 

Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей дошкольного возраста и детей с интеллектуальными нарушениями

Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей дошкольного возраста и детей с интеллектуальными нарушениями

Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай»

Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай»

Одно и то же художественное произведение можно читать по несколько раз

Одно и то же художественное произведение можно читать по несколько раз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2020