Рекомендации педагога- психолога учителям начальных классов
Оценка 5

Рекомендации педагога- психолога учителям начальных классов

Оценка 5
pdf
04.04.2021
Рекомендации педагога- психолога учителям начальных классов
REKOMENDATsII_PSIKhOLOGA_UChITELYaM_NAChAL_NYKh_KLASSOV.pdf

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

 

 Специфические особенности младшего школьного возраста (7-9 лет) Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности ребёнка, в этот период его развития, в основном задаются взрослым. И здесь важно отметить, что даже среди наиболее активных детей, которые охотно включаются в коллективную деятельность и берутся за выполнение различных поручений, довольно часты случаи, когда они не справляются с поставленными заданиями поскольку не смогли усвоить их сути и поэтому быстро утратили к ним свой первоначальный интерес или просто забыли выполнить их в срок. 

 

Психологи считают, что этого можно избежать, если придерживаться следующих правил личностно-ориентированного подхода на этапе постановки исходных задач деятельности ребенка: 

 

1.                 Необходимо, чтобы ребёнок, получив задание, сразу повторил его. Это заставляет его лучше понять содержание задания, а также отнести это задание к самому себе, зафиксировать его в своей памяти; 

2.                 Нужно предложить ребёнку сразу же спланировать свои действия;  Что ты хочешь сделать? (ответ фактически будет являться оценкой правильности ваших действий в п.1). 

Какими средствами? 

Когда планируешь закончить? 

Кто из детей тебе может помочь? 

Помощь кого из взрослых необходима?  Ожидаемый результат выполнения задания?

 

Ответы ребенка на данные вопросы будут свидетельствовать не только о понимании им поставленной задачи, по и дадут вам комплексное представление о содержании проектируемой ребенком деятельности по ее реализации. 

Чтобы младшие школьники могли самостоятельно управлять своим поведением, взрослому необходимо соблюдать следующие условия: 

 

1.   Формирование у ребёнка достаточно сильного и длительного мотива поведения. 

2.   Введение ограничительных параметров цели. 

Цель нужно ставить в начале задания. 

Цель должна быть понятной, конкретной (иметь определенные качественные и/или количественные характеристики, параметры), быть доступной, реально выполнимой (достижимой в существующих условиях). 

3.   Разделение сложного задания на небольшие действия, операции, этапы. 

В тоже время старшим школьникам, в отличие от младших детей, достаточно обозначить общий объем работ и распределить среди ребят функции по их выполнению. 

4.   Со стороны взрослого необходим систематический контроль за действиями ребенка или детского коллектива.  

Для того чтобы лучше понимать характер межличностных отношений детей в младшем отряде рассмотрим более подробно взаимоотношения младших школьников со сверстниками. 

 

Ваши самые «маленькие» подопечные - это люди, активно овладевающие навыками межличностного общения. Они, как правило, очень хотят и стремятся завязывать дружеские отношения, общаться со своими одноклассниками. В то же время в процессе формирования межличностных отношений младших школьников значительная роль отводится взрослому.  В начальный период знакомства дети (в первую очередь 7-9 лет), попадая в новую для себя обстановку и коллектив, даже не испытывающие сложностей в процессе коммуникации, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Соответственно у них отсутствует самостоятельная инициатива в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми. 

Гораздо быстрее взаимодействовать между собой они начинают посредством взрослого. Поэтому задача классного руководителя проследить, чтобы каждый ребенок был в достойной, уважительной форме представлен, завязать между ребятами интересный разговор, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Как правило, лучше всего это сделать посредством игр различной направленности и конкретных форм, так как в этот возрастной период игра - это то, что в наибольшей мере соответствует уровню развития и потребностям ребенка. 

 

Отдельно необходимо отметить, что в это время, пока у детей еще не сложились цельные представления себя и своей личностной самооценки, они безоговорочно принимают и усваивают оценки значимого для них взрослого, особенно, если он вызывает у них симпатию, положительный эмоциональный настрой. И наоборот, систематически высказываемые старшими отрицательные мнения о ребенке, резкие замечания типа: «Опять ты мешаешь всем!», слова: «Ты подводишь класс!» могут стать для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного члена коллектива, вследствие чего дети могут перестать воспринимать его как близкого товарища, друга. Таким образом, подобные малопродуманные, непрофессиональные действия взрослого фактически могут предопределить негативное поведение детей по отношению к излишне и антипедагогично критикуемому ребенку. Также отрицательное влияние на положение ребенка в классе может оказать неумеренное захваливание и, тем самым, его противопоставление всем остальным. «Маша опять все сделала быстрее всех! Маша самая аккуратная! Маша самая активная!». Это может привести к тому, что дети станут избегать Машу, завидовать ей и относиться с нескрываемой неприязнью. Поэтому в своих отношениях с детьми учитель должен быть не только открыт, дружелюбен, доброжелателен, но и следить за тем, чтобы невольно не стать причиной разрушения межличностных отношений своих питомцев. 

 

Результаты многочисленных исследований показывают, что, и само понятие дружбы имеет для детей определённую динамику на протяжении даже, казалось бы, малопродолжительного и не очень «серьезного» младшего школьного возраста. Для детей 5-7 лет: друзья - это, прежде всего те дети, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: ребёнок сидит за одним столом, спит на соседней кровати и так далее, то есть близость определяется в основной мере объективными (независящими от него, внешними) факторами. В этом возрасте дети гораздо больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Межличностные связи в этот возрастной период легко устанавливаются и также легко разрушаются. Возраст 8-11 лет: дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы, разделяет их интересы, участвует в решении возникающих проблем, подсказывает выходы из сложных конфликтных ситуаций. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся такие качества личности как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность и надёжность. 

 

К концу младшего школьного возраста на первом месте стоят общественная активность, в которой дети ценят лидерские и организаторские способности и по-прежнему красивую внешность. Значимость приобретают: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Особенность этого возраста: в отличие от более младших детей с возраста 9-10 лет школьники начинают острее переживать замечания, полученные в присутствии значимой для них группы сверстников, возрастает роль оценок, мнения окружающих. Обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может являться мощным травмирующим фактором, последствия воздействия которого, в свою очередь, могут приводить к нежелательным и сложно корректируемым деформациям пока еще нестабильной детской психики ребенка. 

 

Очень часто учитель испытывает затруднения в работе с «отвергнутыми», изолированными детьми, которые не могут самостоятельно разрешать проблемы общения со сверстниками. Именно в силу своей исключительной значимости для младших детей, учитель, используя свой авторитет, влияние, может вывести такого ребенка из статуса изолированного. 

 

Я.Л. Коломенский сформировал общие рекомендации для педагогов по отношению к «изолированным» детям. 

1) Вовлечение изолированного ребёнка в интересную деятельность.  2) Помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой зависит положение, статус ребёнка в отряде (социальной группе). 

3)                Помощь в преодолении аффективности (драчливости, обидчивости, вспыльчивости). 

4)                У некоторых детей рекомендуется вырабатывать уверенность в себе.  5) Использование косвенных мер педагогического воздействия.  

 

Например, предложите детям, лидирующим в классе, поддержать такого ребёнка своим участием, добрым вниманием и соответственно повысить его статус в группе. Одновременно с этим, очень важно, чтобы ребёнок знал: «Я могу и умею, это и это, а вот это я умею лучше всего». И, конечно же, важно помнить, что этому ребёнку необходимо значительно больше, чем другим, ваше душевное тепло, живое участие, искренний интерес и ваша дружба. 

Много проблем создают для учителя и дети с синдромом дефицита внимания. Они шумны и непоседливы, отвлекаются сами и мешают другим, непоследовательны в своём поведении. 

Выделяются следующие медицинские симптомы проявления синдрома дефицита внимания. 

1.       Беспокойные движения в кистях и стопах (например, сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается). 

2.       Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 

3.       Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы и воздействия. 

4.       Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (экскурсии, походы, дежурство) и т.д.. 

5.       Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушав их до конца. 

6.       Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий (например, торопливость). 

7.       С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр. 

8.       Частые необоснованные переходы от одного незавершённого действия к другому. 

9.       Неумение тихо, спокойно играть. 

10.   Болтливость. 

11.   Мешает другим, пристаёт к окружающим. 

12.   Нередко складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 

13.   Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома. 

14.   Способность совершать опасные действия, не задумываясь об их последствиях (например, перебегает дорогу перед идущим транспортом и т.д.). 

Наличие 8 из 14 описанных симптомов, которые наблюдаются постоянно, в течение как минимум шести месяцев, свидетельствует об основании диагноза

«синдром дефицита внимания». 

 

Очевидно, что учитель не может делать медицинские заключения в области психосоматической сферы человека, но присутствие особых пометок в медкарте ребёнка, наличие явных внешних признаков, предупреждений родителей, родственников требует к такому ребёнку особого отношения, особого внимания. 

 

При работе с такими детьми психологи рекомендуют:

-   придерживайтесь в общении и работе с ним «позитивной модели» (хвалите его в каждом удобном случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте достигнутый успех); 

-   говорите сдержано, мягко; 

для большей концентрации внимания при устных инструкциях используйте зрительную стимуляцию (показывайте на конкретных примерах - схемы, картинки и т.д.); 

-   давайте возможность израсходовать накопленную избыточную энергию;  - поощряйте ребёнка за участие во всех видах деятельности, требующих его внимания, сосредоточенности; 

-   на определённый промежуток времени давайте только одно задание, ход и результат выполнения которого, можно легко контролировать и если необходимо корректировать в процессе его реализации. 

 

Существует ещё одна категория детей, требующая особого подхода. Это дети, испытывающие эмоциональные нарушения (агрессивность, эмоциональная расторможенность, лёгкая ранимость, застенчивость, обидчивость, тревожность). 

 

В педагогической работе с этой группой целесообразно использовать следующие рекомендации: 

 

1.                 Нельзя стремиться учить ребёнка подавлять свои эмоции. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей правильно направлять и своевременно проявлять свои чувства, не накапливая отрицательные эмоции; 

 

2.                 Эмоции возникают в процессе взаимодействия с людьми, окружающим миром. Необходимо учить ребёнка адекватным (соответствующим реальности и заданному смыслу) формам реагирования на различные

ситуации; 

 

3.                 Не нужно стараться полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний. В воспитательном процессе необходимо учитывать и пытаться (когда это возможно и требуется) регулировать интенсивность его эмоций; 

 

4.                 Чувства ребёнка нельзя оценивать. Невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. В случае не соблюдения этого правила, могут иметь место бурные аффекты реакции — результат длительного внутреннего зажима, накопления отрицательных эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯМ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯМ

Цель нужно ставить в начале задания

Цель нужно ставить в начале задания

Опять ты мешаешь всем!», слова: «Ты подводишь класс!» могут стать для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного члена коллектива, вследствие чего дети могут перестать воспринимать…

Опять ты мешаешь всем!», слова: «Ты подводишь класс!» могут стать для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного члена коллектива, вследствие чего дети могут перестать воспринимать…

Обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может являться мощным травмирующим фактором, последствия воздействия которого, в свою очередь, могут приводить к нежелательным…

Обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может являться мощным травмирующим фактором, последствия воздействия которого, в свою очередь, могут приводить к нежелательным…

Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (экскурсии, походы, дежурство) и т

Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (экскурсии, походы, дежурство) и т

Существует ещё одна категория детей, требующая особого подхода

Существует ещё одна категория детей, требующая особого подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2021