Рекомендации по разработке дидактических материалов по астрономии с учетом профессиональной направленности

  • Карточки-задания
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 23.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рекомендации по разработке дидактических материалов с профессиональной направленностью.docx

ОД АСТРОНОМИЯ

 

Общие методические рекомендации по разработке дидактических материалов по ОД «Астрономия» с учётом профессиональной направленности:

 Прежде чем приступить к разработке занятий с учетом профессиональной направленности по дисциплине «Астрономия» необходимо проанализировать содержание профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, а также изучить минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности, отраженным во ФГОС. Учитывая специфику дисциплины «Астрономия», целесообразно использовать отдельные графические задания или практические работы с профессиональной напраленностью. При проведении подготовительной работы, рекомендуется проконсультироваться с преподавателями, ведущими МДК и общепрофессиональные дисциплины, и обсудить возможные варианты заданий с учетом ПК.

 

Междисциплинарный подход к отбору содержания общеобразовательной дисциплины Астрономия с учетом профессиональной направленности ОПОП специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

Предметное содержание ОД

 

 

 

Образовательные (предметные) результаты

Наименование ПМ, МДК, ОПД, УД профессионального цикла

Варианты междисциплинарных заданий

 

Тема РП: «История развития астрономии»

1. Небесная сфера, особые точки небесной сферы.

2. Небесные координаты 3.Звездные карты

ПР 01: умение определять экваториальные координаты звезд

ПР 04: владение основополагающими астрономическими понятиями

ПР 05: владение астрономической терминологией и символикой

УД.05 Инженерная графика

Практическое задание: выполнение чертежа  участка звездного неба, включающего определенные созвездия, по заданным координатам.

 

Тема РП: «Устройство Солнечной системы»

1.Движение планет.

2.Конфигурации планет

3. Строение Солнечной системы

ПР 02: сформированность представлений о строении Солнечной системы.

ПР 03: понимание сущности наблюдаемых по Вселенной явлений

УД.05 Инженерная графика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание (кратковременный учебный проект): Выполнение эскиза инфографического плаката: «Конфигурации планет».

 

 

Тема РП: «Строение и эволюция Вселенной»

1 Звезды

2.Характеристики звезд

3. Типы звезд

4. Строение звезд

 

ПР 02: сформированность представлений об  эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной

ПР 05: владение астрономической терминологией и символикой

 

УД.05 Инженерная графика

Практическое задание (кратковременный учебный проект): выполнение эскиза инфографического плаката: «Строение звезд различных типов»

 

Синхронизация предметных результатов ОД  АСТРОНОМИЯ с ПК освоения специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

Наименование ПК

Предметные результаты

 

ПК 1.1 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов

 

ПК1.5 Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов

 

ПР 04: владение основополагающими астрономическими понятиями

ПР 05: владение астрономической терминологией и символикой

 

ПР 01: умение определять экваториальные координаты звезд

ПР 05: владение астрономической терминологией и символикой

 

Преемственность предметных результатов ОД АСТРОНОМИЯ с результатами дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональных модулей (МДК) в рамках реализации ОПОП СПО по специальности54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

Образовательные результаты

УД.05 Инженерная графика

Тема: «История развития астрономии»

 

ОК 2; ПК 1.1; ПР 01, ПР 04, ПР 05

Знать:

- правила оформления чертежа;

- способы графического представления объектов,

- знать область применения чертежных инструментов и материалов;

Уметь:

- выбирать необходимые для выполнения работы чертежные материалы и инструменты

- работать с нормативной и учебной литературой

Тема: «Устройство Солнечной системы»

ОК 2; ПК 1.5; ПР 01, ПР 05

Знать:

- правила оформления эскиза;

 - способы графического представления объектов

 - последовательность выполнения чертежей и эскизов;

 - основные способы построения чертежей и эскизов;

 - знать область применения чертежных инструментов и материалов

Уметь:

- выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности;

 - выполнять чертежи деталей и их элементов;

- выбирать необходимые для выполнения работы чертежные материалы и инструменты

 

Тема: «Строение и эволюция Вселенной»

ОК 10; ПК 1.1; ПР 04, ПР 05

 

Знать:

- правила оформления эскиза;

 - способы графического представления объектов, пространственных образов;

 - методы и приемы проекционного черчения;

- последовательность выполнения чертежей и эскизов;

 - основные способы построения чертежей и эскизов;

 - знать область применения чертежных инструментов и материалов

Уметь:

- выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности;

 - выполнять чертежи деталей и их элементов;

- выбирать необходимые для выполнения работы чертежные материалы и инструменты

- выполнять прямоугольное проецирование геометрических тел на одну и две плоскости.

 

 

 

 

Д И Д А К Т И Ч Е С КИ Е   М А Т Е Р И А Л Ы

Дисциплина по профилю

Возможные формы работы

Оценочные средства

УД.05 Инженерная графика

-Формы организации работы: индивидуальная, групповая (в малых группах).

-Формы проведения: практическое занятие, проектная деятельность (кратковременный учебный проект)

 

Самостоятельная практическая  работа, устный опрос, тест.

Тема

1. «История развития астрономии»

2. «Устройство Солнечной системы»

3.  «Строение и эволюция Вселенной»

 

           

   

 

 

 

1.     Практическая работа: «Небесные координаты и звездные карты»

Цель: Построить чертеж участка ПКЗН (подвижной карты звездного неба) в соответствии с заданными координатами звезд.

Рекомендации по выполнению:

1.     Предварительно ознакомьтесь с картой звездного неба и повторите тему «Экваториальные координаты»

2.     На пустом шаблоне ПКЗН с помощью чертежных инструментов сделайте разметку для прямого восхождения и склонения. Отметьте точку весеннего равноденствия и северный полюс мира.

3.     Используя таблицу координат, отметьте на карте наиболее яркие навигационные звезды нужного созвездия.

4.     Соедините звезды в соответствующую конфигурацию.

5.     Сравните полученный чертеж участка ПКЗН с образцом и начертите границы созвездия.

                                                Шаблон ПКЗН: (масштаб уменьшен)                               

                                           

 

 

 

 

 

 

 

Таблица с координатами:

созвездие

Координаты основных звезд

склонение

Прямое восхождение

Орел

1.        +90

2.   +100

3.        +30

4.        +60

5.        +130

1.19ч 50м

2. 19ч 45м

3. 19ч 25м

4. 19ч 55м

5. 19ч 05м

Лира

1.        +380

2.        +340

3.        +320

4.        +370

1. 18ч 36м

2. 18ч 50м

3. 18ч 58м

4. 18ч 54м

Лебедь

1.        +460

2.        +450

3.        +280

4.        +400

1. 20ч 40м

2. 19ч 30м

3. 20ч 20м

4. 19ч 30м

Волопас

1.        +190

2.        +180

3.        +380

4.        +270

1. 14ч 15м

2. 13ч 55м

3. 14ч 30м

4. 14ч 45м

 

2.     Графическая работа. Выполнить эскиз  по теме «Конфигурации планет» с учетом размеров их орбит в  астрономических единицах по вариантам и укажите конфигурации, в которых планеты видны  лучше всего :

1.     Конфигурации внутренних планет:

А) Венера

Б) Меркурий

          2. Конфигурации внешних планет:

               А) Марс

               Б)  Юпитер

               В) Сатурн

               Г) Нептун

 

 

3.Графическая работа. Выполнить эскиз  «Строение звезд (в разрезе)»  по вариантам, используя справочный материал учебника астрономии:

     1.вариант: звезды главной последовательности

     2. вариант: белые карлики

     3. вариант: красные гиганты

 

Напишите  характерные особенности строения каждого вида звезд.

 

 

 

 

 

Илья РепинИлья Репин