Рекомендации по развитию гиперактивных детей
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВР) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Умственная деятельность характеризуется цикличностью: продуктивная работа 5-15 минут, затем мозг «отдыхает» 3-7 минут. Состояние утомляемости сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками.
Причины:
1. пренатальная патология (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы внизу живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус – фактору, попытки прервать беременность, угроза выкидыша);
2. осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода, асфиксия, внутренние кровоизлияния);
3. психосоциальные (стиль воспитания в семье).
При организации коррекционной работы акцент должен делаться на следующие умения ребенка:
1. концентрация внимания;
2. доводить начатое до конца;
3. контролировать свои движения;
4. снимать мышечное напряжение;
5. контролировать свои эмоциональные проявления;
6. расширять поведенческий репертуар во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками.
Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным и позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения от неудач. Инструкции содержащие не более 10 слов. Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполнимой, количество запретов должно быть сведено до минимума. Давать позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Занятия с включением физминуток.
Занятия с детьми психологов - педагогов:
1. обучение приемам саморегуляциии через использование релаксации, визуализации;
2. обучение самомассажу;
3. игры для развития быстрой реакции, координации движений;
4. игры для развития тактильного взаимодействия;
5. пальчиковые игры;
6. подвижные игры с использованием сдерживающих моментов;
7. психогимнастические этюды для обучения понимания и выражения эмоциональных состояний.
Работа строиться исходя из следующих принципов:
1. заранее предупредить о другом виде деятельности;
2. ограничивать время пребывания в местах скопления большого количества людей. Усталость выражается в двигательном беспокойстве - часто принимаемая окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля ( во время перемены посещение комнаты эмоциональной разгрузки);
3. неумение подчиняться длительное время групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять длинные инструкции – лучше индивидуальные задания и индивидуальная работа;
4. система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Обязательно выполнять обещанное!
5. обучение психотерапевтическим методикам:
- визуализация – для восстановления умственного и физического
равновесия
- медитация – погружение в состояние сосредоточенности
- аутогенная тренировка.
Рекомендации для педагогов:
1. Заранее предупреждать о другом виде деятельности;
2. Инструкции не должны содержать больше 10 слов;
3. Использование самостоятельной работы;
4. Ограничивать время проведения в местах большого скопления людей;
5. Выработка системы поощрений;
6. Использование психотерапевтических методик.
Советы родителям:
1. Консультация невролога;
2. Продумать и обсудить с ребенком режим дня;
3. Использовать игры: лото, мозаика, конструкторы и каким – либо видом спорта;
4. Завести дневник самоконтроля;
5. Четко определить для ребенка рамки дозволенного;
6. Оберегайте от переутомления;
7. Следите за сном, ребенок должен хорошо высыпаться;
8. Будьте спокойны!
9. Найдите занятие, в котором ребенок хорошо бы разбирался – для повышения самооценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.