Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС
Оценка 4.9

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС

Оценка 4.9
doc
26.11.2019
Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС
развитие речи дошкольников.doc

Эффективные методы и приемы работы по развитию связной речи у дошкольников.

Педагог: Гераскевич В.Ф., МДОУ № 91 г. Петрозаводска

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Прием- это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можнов работес дошкольниками использовать  и инновационные комбинированные методы. Такие как, мнемотехника (наглядное моделирование), элементы ТРИЗ, постановка проблемного вопроса, прием «ИЗОсказка».Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.

Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин,описательный рассказ,творческий рассказ,разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок,отгадывание и придумывание загадок.

Суть мнемосхем заключается в том, что вместо слов и словосочетаний рисуются картинки, которые идут друг за другом в зависимости от текста. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко припоминает и воспроизводит  текст. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего дошкольного возраста, но продуктивнее  вводить её в занятия с 4-5 летними детьми, когда у нихуже накоплен основной словарный запас. Для детей младшего и среднего дошкольного возрасталучше давать цветные картинки, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: рыжая-лисица, серый-волк, зелёная-ёлка, жёлтый-цыплёнок. Для детей старшего дошкольного возрастажелательно использовать контурные изображения, без цвета, чтобы не отвлекать внимание от символических изображений.

Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь.Эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.

Постановка проблемного вопроса-еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать.Вопросы, которые ставят перед ребенком определенную проблему и подталкивающие его к решению её:  почему? зачем? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной литературной лексики. В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ.

В ходе рассказывания сказки педагог  быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев. Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании сказка-рисунок.

Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте – это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, о которых сегодня с вами говорили, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.
пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд.
Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,
2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —
М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.

 

 

 

 

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС

Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2019