КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Восстановление голоса при ларингитах
Голос - вернейшее зеркало характера
Бенджамин Дизраэли
Очень часто у педагогов возникают проблемы с голосом: осиплость, покашливание, вплоть до потери голоса. В связи с этим, предлагает комплекс мероприятий, направленных на тренировку отделов верхних дыхательных путей, повышение местного иммунитета в этой области, что также является прекрасной профилактикой воспалительных заболеваний глотки и гортани (фарингита и ларингита). Проверено на практике. Если у Вас часто появляется осиплость голоса, сухой кашель при переходе из теплого помещения в холодное и наоборот, и при разговоре – это упражнение для Вас.
Коррекция дыхания
Диафрагмальное дыхание.
Одну руки следует положить на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц грудной клетки. НА вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох, замедленный с произнесением глухих согласных звуков «С», «Ш» для лиц имеющих грубое нарушение голоса.
Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный «В».
Это упражнение нужно научиться выполнять лежа, сидя и стоя.
Такие тренировки проводят два раза в день – утром и вечером, продолжительностью 1-2 минуты.
Можно проводить легкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани.
Начинать его следует, с области корня языка большим и указательным пальцем круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2-3 минуты, 3-4 раза в день. При хронических ларингитах отмечается постоянное желание откашляться. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение звука «Ы». Звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. В глотке ощущается небольшое напряжение.
1 “Лошадка”. Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
2. “Ворона”. Произносите “Ка – аа – аа – ар”. Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
3. “Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
4. “Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
5. “Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
6. “Трубочка”. Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем – до подбородка. Повторить 6-8 раз.
Хороший совет: полоскать горло следует безо всякого напряжения, стараясь в эти моменты произносить певучие гласные звуки (А, О, Э, И, У).
На разные гласные меняется форма рта и глотки. Это способствует промыванию мест в складках слизистой, недоступных при одной гласной.
Самомассаж
1. Поглаживание боковых сторон шеи /от уха до основания шеи/, произнося низкий звук –Б- с закрытым ртом/
2. Массировать ямочку под шеей подушечкой большого пальца, так же с низким звуком.
3. Кисть руки «флажком» / большой палец отвести в сторону, а остальные пальцы сомкнуты/. массировать восьмеркой гортань при низком звуке, передвигаясь сверху вниз и обратно.
4. Массировать козелок, немного опустив нижнюю челюсть, рот закрыт и произнося низкий звук.
Голосовые упражнения
Мычание
Губы сомкнуты, зубы разомкнуты и произносить длительно –М-
Воет волк
Нос зажать, рот приоткрыть, произносить длительно –У-
Кукушка
Произносить коротко звук -У-: У-У, У-У, У-У. Должна ощущаться вибрация в затылке.
Вьюга
Произносить длительно звук -В-
Голосовые упражнения
Упражнения начинают со звука «М». Выбор этого звука объясняется простотой его артикуляции и струя воздуха, проходя через рот, слаба. Это звук большого импеданса (импеданс – противодавление в надставной трубке, возникающее за счет разных объемов полостей в ротоглоточном канале – это система колебаний резонаторов и голосовых связок).
При его произнесении, опуская корень языка и направляя звук так, чтобы он «ударился» в какую-либо точку по средней линии твердого неба – так называемая подача звука «в маску».
1. Предлагается произносить звук «М» кратко при спокойном положении гортани, направляя звук «в маску». Добиться этого сразу затруднительно, иногда это упражнение приходиться выполнять две недели, чтобы получить звучные прорывы голоса.
По мере тренировок длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным и громким.
Затем осуществляется переход к произнесению открытых слогов. После длительного «ММММММММ» слитно с ним произносится кратко звук «А» при резком опускании челюсти: МА, затем проводятся упражнения со всеми гласными звуками.
2. МА, МО, МУ, МЭ, МИ
Гласные звуки добавляются в следующей последовательности: а, о, у, э. ы – по мере увеличения импеданса. Звук «А» считается самым простым звуком. При фонации «Ы» наблюдается наиболее плотное смыкание голосовых складок. В процессе тренировок достигается нормальная фонация всех сочетаний.
постепенно длительность звучаний увеличивается: МА, МО, МУ, МЭ, МИ
предпочтение отдается звуку «М»: М__А, М__О, М__У, М__Э, М__И
По достижении громкого звучания этих упражнений можно начинать тренировку сочетаний гласных звуков с j.
Звук j произноситься с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Сочетание его с гласными звуками, произносимыми на твердой атаке, является хорошей тренировкой звучной фонации. В упражнении гласный звук должен звучать коротко,
а j – длительно.
3. ай-яй уй-юй ой-ёй эй-ей
В дальнейшем, после получения звучного голоса, необходимо тренировать правильное сочетание дыхания с голосообразованием.
Правильная постановка голоса снимает напряжение с голосового аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспалительных тканях, организует фонационное дыхание.
Восстановленным считается громкий звучный голос при правильном речевом дыхании и отсутствии жалоб на различные неприятные ощущения в горле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.