Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога
В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала занятий, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.
Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких).
Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет сетей!
Родители и близкие дошкольников могут повысить привлекательность дистанционных занятий, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда занятие превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.
Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги.
Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении:
советы психолога
Стресс — это не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся. Если мы начинаем воспринимать ситуацию как: «Я ничего не понимаю, это очень сложно все», тогда мы даже не пытаемся что-то понять. И тогда ребенок, видя нашу беспомощность и такое отношение к ситуации, тоже начинает так реагировать, что он не сможет с этим справиться. Поэтому, оставайтесь сами взрослыми, а это значит мудрыми, уравновешенными и способными решить любую сложную задачу, чтобы, глядя на вас, ваш ребенок тоже начал спокойно выполнять все, что от него требуется. Чтобы процесс вынужденного нахождения дома проходил для вас максимально комфортно и результативно вот некоторые рекомендации:
1. Организуйте рабочее пространство для ребенка. Оно у вас и так было, где он занимался. Важно, чтобы там все было только для занятий, для того, чтобы он настраивался на работу. Чтобы ребенку было приятно и удобно сидеть за этим столом.
2. Дети любят ритуалы, повторяющиеся действия, создайте режим дня, чтобы каждый день в одно и то же время они садились за обучение, тогда ребенку легче привыкнуть к этому. И организуйте свое время таким образом, чтобы выполнять все свои дела после занятий с ребенком.
3. Можно ребенка приодеть во что-то не домашнее, причесать, сделать прическу девочке, чтобы они чувствовали, что это рабочий момент, и могли легче переключаться.
4. Обязательно делайте перерывы после каждого занятия, чтобы ребенок отдохнул, подвигался, походил, отвлекся и занялся чем-то другим. Смена видов деятельности помогает долго сохранять работоспособность, внимательность и восприятие информации. Чем младше ребенок, тем чаще отдых.
5. С пониманием отнеситесь к тому, что процесс еще не отлажен, не удается подключиться к онлайн трансляции из-за технических сложностей, или не грузится задание. Эти сложности испытывают многие, потому что серверы не были готовы к таким нагрузкам, поэтому не злитесь и не нервничайте по этому поводу. Просто отложите и попробуйте позже.
6. Не делайте все за ребенка. Приучайте ребенка к самостоятельности, чтобы он делал больше сам, а вы могли только проверить потом правильность выполнения.
7. Если мы не можем изменить ситуацию, мы можем изменить свое отношение к ней. Самое главное это самим оставаться спокойными и помогать вашему ребенку справляться с трудностями без истерик, не превращая этот процесс для вас и ребенка в пытку. Отнеситесь к этому процессу, как к новой увлекательной форме проведения времени.
8. Не заставляйте ребенка учиться подкупом (если сделаешь задание — куплю тебе мороженое) или шантажом и угрозами (если не выполнишь, накажу). Ребенок не должен учиться ради вознаграждения или от страха. Он учится, потому что это его обязанность, к которой его надо приучить.
9. С ребенком всегда можно договориться. Например, если он хочет отдохнуть чуть дольше, чем вы планировали, можно дать ему право выбора: «Сколько тебе нужно еще времени 5 или 10 минут, чтобы продолжить обучение?». Когда ребенок сам решает, он становится ответственным. И вы предлагаете альтернативный выбор, в котором он в любом случае садится заниматься.
10. Не нужно иметь педагогическое образование, чтобы ладить со своими детьми. Научитесь слушать их, помогать, поддерживать и подбадривать, если у них что-то не получается. Вместо того, чтобы ругать, требовать и критиковать. Положительная мотивация похвалой и поддержкой всегда работает лучше, чем давление. Чем больше вы давите, тем больше он будет сопротивляться. Дети учатся, глядя на нас, впитывая наши чувства и мысли. Это все временные трудности, и мы как взрослые можем показать своим детям, что любая проблема — это задача, которую можно решить, приложив к этому некоторые усилия.
Будьте терпеливы! Успешного вам дистанционного обучения!
Советы психолога для родителей в период дистанционного обучения
Сейчас все участники образовательного процесса переживают процесс адаптации. Педагоги адаптируются к новым формам работы, родители заново учатся вместе с детьми.
В таком ключе родителям важно быть устойчивыми и помочь своим детям справиться с их тревогами и страхами. Семьям придётся пересмотреть свою степень ответственности, вовлечённости в процесс обучения. А в большинстве семей — отстроить заново распорядок дня, потому, что не стоит надеяться, что ребенок сам справится с новым форматом обучения.
В первую очередь родителям следует сохранять и поддерживать для себя и ребенка привычное психологическое здоровье. Излишнее напряжение и стресс могут негативно сказаться на состоянии детей. Родителям и близким ребенка важно постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Потребуется некоторое время на адаптацию к дистанционному обучению, и это нормальный процесс. Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте оказать помощь детям в выполнении заданий.
При общении с детьми старайтесь не фокусировать внимание на темах, осуждающие педагогов и нынешнюю систему образования. Не критикуйте действия преподавателей в присутствии ребенка, постарайтесь конструктивно решать возможные сложности. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от воспитателей по организации дистанционного обучения детей.
Таким образом, чем быстрее все смогут адаптироваться к новому формату обучения в новой для них образовательной среде, тем больше вероятность эффективного завершения образовательного процесса. Ведь успешная работа возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.