Рекомендации родителям по лексическим темам
Оценка 4.9

Рекомендации родителям по лексическим темам

Оценка 4.9
docx
12.04.2020
Рекомендации родителям по лексическим темам
Рекомендации родителям по лексическим темам.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сал № 54 «Малыш»

 

 

 

Многофункциональное домашнее задание как средство коррекции речи у детей  дошкольного возраста

 

Методическое пособие

 

 

 

   Составитель: учитель-логопед

Голубева Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осинниковский городской округ 2019

 

       Методическое пособие направлено на обучение родителей приемам логопедической работы по коррекции речевого дефекта у детей дошкольного возраста. Рекомендовано учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных организаций, родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

       По мнению Л.С. Выготского, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно». Сотрудниками дошкольников, прежде всего, должны быть их родители. Именно на них стремятся быть похожими дети, подражая им во всем. Однако  не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Поэтому так велика актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития.

      Одна из наиболее сложных проблем -  различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно устраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они также испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми. В зависимости от восприятия дефекта выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. Первые осознают нарушения произношения, как дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Вторые либо не воспринимают дефект, то есть они не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. Родители слышат ошибки в речи. Но не придают им  значения, так как считают, «что пройдет само собой», или думают, что с таким дефектом можно прожить без особых проблем. Существуют также категория родителей, преувеличивающих серьезность дефекта. Они постоянно напоминают ребенку  о речевых трудностях, просят произнести слова правильно, хотя ребенок сделать это не состоянии. Но, как правило, и те, и другие родители, слыша фонетические ошибки, не замечают скудности лексического запаса и явных грамматических ошибок, а так же проблем со связной речью и несформированности графомоторных навыков.

     Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. И обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Практика работы показывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией:

·        создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

·        повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого ребенка;

·        оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

·        обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.    

 Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах: письменной и устной. Родители отдают предпочтение письменной форме по следующим причинам:

·        обращение только в устной форме требует много времени;

·        родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от учителя-логопеда;

·        для того чтобы они смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им необходимо вначале убедить в этом, предложить определенный алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

 

Получив необходимые знания, родители начинают осознавать  свою настоящую роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии, наравне с педагогом.

 

              Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьей в коррекции звукопроизношения считаются грамотно подобранные многофункциональные домашние задания в тетради. Многофункциональность заданий заключается в том, работа над одним разделом совмещает в себе решение многих коррекционных задач.

На каждого ребенка заводится тетрадь, которая содержит в себе три раздела:

1.     формирование лексико-грамматических категорий;

2.     развитие графомоторных навыков;

3.     работа над звуками.                               

Родители работают по данной тетради всю неделю, в понедельник домашнее задание проверяется и дается новое на следующую неделю.

 

Формирование лексико-грамматических категорий

 

        Решение этой задачи предполагает уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение простыми и сложными формами словоизменения и способами словообразования, а также развитие связной речи. Родителям объясняется суть тематического планирования. Каждую неделю изучается определенная лексическая тема. Эта тема проходит красной нитью через всю образовательную деятельность. Например, детям дается тема «Транспорт». Это значит, что им будут читать произведения про транспорт, учить про него стихотворения, пересказывать, составлять описательные загадки, различные виды рассказов и прочее; в качестве счетного материала будут использованы машины, вагоны, самолеты и т.д. А также они будут все это рисовать, лепить, выполнять аппликации, слушать соответствующую музыку и учить песни.

     В течение недели по данной теме работают и родители. В тетрадь ребенка вкладывается карточка с заданиями, которые носят лексический и грамматический характер. Либо задания помещаются на специальный сайт.

Примерные карточки с заданиями:

 

Тема: «ОВОЩИ»

Словарь по теме:

Существительные: картофель, редис, редька, тыква, чеснок, кукуруза, урожай, фасоль, парник, грядка, лейка, грабли, теплица. 

Прилагательные: оранжевый, фиолетовый, розовый, серый, коричневый, хрустящий, сочный, зрелый, продолговатый, ароматный, пузатый, нежный, сахарный, румяный, лесная, садовая.

Глаголы: сеять, высаживать, пересаживать, рыхлить, вскапывать, тушить, снимать, сушить, дозревать, зацветать, отцветать, заботиться.

 

c40d0183662d.jpg

 

 

b_97858.jpg1.Игра «Один - много»               

Огурец – огурцы

Кабачок – кабачки                                   

Баклажан – баклажаны и т.д.

 

n007_chesnok_garlic_03_baza.jpg                        

                      2.Игра с мячом «Назови ласково»

              Помидор – помидорчик

               Лук – лучок 

               Горох – горошек и т.д.

 

i.jpg3. Игра «Веселый повар» /образование относительных прилагательных/

Сок из моркови. - Морковный сок.                         

Салат из свеклы. - Свекольный салат.

Котлеты из картофеля. – Картофельные котлеты.

Икра из кабачков. – Кабачковая икра.

 

4.Составить описательные рассказы об овощах по плану:

Что это? Где растет? Внешний вид. Какой он на вкус? Что из него готовят?

Например: Это помидор. Он растет в парнике или теплице. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

1243075234_tomato2.jpg

Тема: «ОСЕНЬ»

Словарь по теме:

Существительные: сентябрь, октябрь, ноябрь, отлет, стая, насекомые, уборка,  урожай, грибы, ягоды, корзина, лукошко, комбайн, трактор, комбайнер, тракторист, колхозник, грусть, ливень, гусь, утка, журавль, крик.

 

Прилагательные: алый, золотой, хмурый, косой, ненастный, перелетный, теплый, ранний, поздний, дубовый, кленовый, березовый…, резной, вялый, плетеный, съедобный, ядовитый, грустный, птичий.

 

Глаголы: шелестеть, засыхать, моросить, грохотать, лить, улетать, возвращаться, собирать, убирать, косить, грустить, любить, носить, радоваться, собираться.

1288032869_111111111111111111111.jpg

 

1.   Помогите ребенку запомнить приметы осени:

§  стало холодно, дуют ветры. Идут холодные моросящие дожди;

§  1502812000d019a1b6a88bc1f296f0d23603a11cdc.jpgлистья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;

§  исчезли насекомые;

§  собираются в стаи и улетают на юг птицы;

§  дни стали короче – а ночи длиннее;

§  с полей и садов убирают урожай овощей и фруктов;

§  люди стали теплее одеваться;

§  дети пошли в школу.

 

    2.Найдите в парке клен, березу, осину, тополь, рябину, ель. Рассмотрите вместе с ребенком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Соберите яркие осенние листья.

c777aa807de8.png

3.Выучите стихотворение «Озорники»

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь-

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья,-

Дождь из листиков и я.

 

4. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов.

00000436.jpg Вместе прохлопайте слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, юг, у-ле-те-ли, дуб, ель.

Тема: «ФРУКТЫ»

Словарь по теме:

Существительные: ананас, гранат, мандарин, абрикос, киви, авокадо, манго, кокос, вишня, малина, смородина, клубника, хурма, джем, желе, сироп, салат, цедра, цукаты, рассада, сорт.

 

Прилагательные: зрелый, продолговатый, ароматный, пузатый, нежный, сахарный, румяный, лесная, садовая, душистый, запашистый.

Глаголы: сеять, высаживать, пересаживать, рыхлить, вскапывать, тушить, снимать, сушить, дозревать, зацветать, отцветать, заботиться, спеть, срезать.

242.jpg4d6e44b587ec6.jpg

 

 

1.Игра с мячом «Один-много»,  используя названия фруктов.

Лимон-лимоны              

Груша-груши

Яблоко - яблоки …

«Назови ласково»,

Апельсин-апельсинчик

Слива-сливка

Абрикос-абрикосик …

 

2.Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, гранат, апельсин, мандарин…), овальные фрукты (киви, лимон, слива, манго…)

0_1dc90_a1db6654_XL.jpeg                               ec63c3a356e0.png

 

3.Сделайте упражнение с массажным мячиком. Сначала в правой руке, а потом в левой.

 

Сливу я держу в руке,               Кладем мячик на правую ладошку.

Зажимаю в кулаке,                    Крепко сжимаем его.

Отпускаю, разжимаю,               Раскрываем ладонь.

И ладошками катаю.                 Катаем мячик между ладонями.

 

230547.jpg4.Игра «Веселый повар» (образование относительных прилагательных)

 

Сок из яблок - Яблочный сок

Пюре из слив - Сливовое пюре

Запеканка из груш – Грушевая запеканка

 

Тема: «ЯГОДЫ»

Словарь по теме:

Существительные: вишня, смородина, малина, клубника, крыжовник,  черешня, плод, кожура, урожай.

Прилагательные: зрелый, продолговатый, ароматный, пузатый, нежный, сахарный, румяный, лесная, садовая, душистый, запашистый.

Глаголы: срывать, выдергивать, ухаживать, выращивать, сеять, пересаживать, зацветать, отцветать,  плодоносить, разводить. 

yagoda_enl.jpg

Strawberry_main.jpg

1.Предложите ребенку придумать загадки-описания о лесных ягодах.

Например: Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, черная,                     мягкая, сладкая. Что это за ягода?

/Черника/

 

2.Употребление относительных прилагательных. /Игра с мячом./     Например:

 

Варенье из малины.- Малиновое варенье.

ba39bc2d9942.jpgДжем из черники.- Черничный джем.

Компот из земляники.- Земляничный компот.

Повидло из брусники.- Брусничное варенье.

Мусс из ежевики.- Ежевичный мусс.

Пюре из клюквы.- Клюквенное пюре.

 

081738e484ba0d8dd0b701d7b7678319.jpeg

3.«Назови ласково»

                    Клубника – клубничка;

Клюква -  ...

                         Крыжовник -…  

                          Малина -…    

                             Брусника -…

 

4.«Из чего можно сварить варенье?»

Из брусники, смородины…

 

 

 

Тема: «ИГРУШКИ»

Словарь по теме:

Существительные: домино, мозаика, шашки, шахматы, волшебные квадраты, роспись, гжель, хохлома, глина, краски, кисточка, гуашь.

 

Прилагательные: деревянный, пластмассовый, плюшевый, железный, настольный, забавный, внимательный, механический, дымковская, городецкая, расписная.

 

Глаголы: качаться, нагружать, разгружать, выкладывать, подбрасывать, натягивать, сосредоточиться, лепить, думать, рисовать, раскрашивать, сгибать.

673e785eda67.jpg

 

1.   Поиграйте в игру с мячом, «Какой? Какое? Какая?»

 

  Мячик из резины.- Резиновый мячик.

juguete.jpg  Мишка из плюша.- Плюшевый мишка.

  Пирамидка из дерева.- Деревянная         пирамидка.

 

89225.jpg2.Игра «Два и пять»

Два кубика.- Пять кубиков.

Два мяча.- Пять мячей.

Две матрешки.- Пять матрешек.

Два ведерка.- Пять ведерок.

 

 

3.Потренируйте ребенка в делении слов на слоги. Предложите прохлопать слова ку-бик, мя-чик, ша-рик, ма-ши-на и т.д.

 

productpicture.gif

4. Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке:

Как называется, какая она по цвету, размеру, форме, из каких частей состоит? Как с ней можно играть?

Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

Словарь по теме:

Существительные:овца, пес, баран, кабан, осел, крольчонок, ягненок, коневод, свиновод, собаковод, дворняжка, грива, кроликовод.

Прилагательные:охотничья, сторожевая, упрямый, копытный, молочный, мясной, быстроногий, бодливый, птичий, собачий, коровий и т.д.

Глаголы: ухаживать, перевозить, охранять, резвиться, выращивать, служить, завоевывать, ласкаться, пастись, облизываться.

50671098_138.jpg

63116447.jpg

  1.Вспомнить названия детенышей животных и поиграть в игру «Один – много».

Поросенок – поросята.

Щенок – щенята.

Теленок – телята.

Крольчонок – крольчата.

                                         Ягненок – ягнята и т.д.

2.   Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Уши кролика. – Кроличьи уши.

Хвост собаки. – Собачий хвост.

Голова коровы. – Коровья голова.

Копыто лошади. – Лошадиное копыто.

3.   Сколько домашних животных видишь на картинке?

 



 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сал № 54 «Малыш»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сал № 54 «Малыш»

Методическое пособие направлено на обучение родителей приемам логопедической работы по коррекции речевого дефекта у детей дошкольного возраста

Методическое пособие направлено на обучение родителей приемам логопедической работы по коррекции речевого дефекта у детей дошкольного возраста

Введение По мнению

Введение По мнению

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах: письменной и устной

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах: письменной и устной

В течение недели по данной теме работают и родители

В течение недели по данной теме работают и родители

Игра «Один - много»

Игра «Один - много»

Тема: «ОСЕНЬ» Словарь по теме:

Тема: «ОСЕНЬ» Словарь по теме:

Найдите в парке клен, березу, осину, тополь, рябину, ель

Найдите в парке клен, березу, осину, тополь, рябину, ель

Тема: «ФРУКТЫ» Словарь по теме:

Тема: «ФРУКТЫ» Словарь по теме:

Груша-груши Яблоко - яблоки … «Назови ласково»,

Груша-груши Яблоко - яблоки … «Назови ласково»,

Тема: «ЯГОДЫ» Словарь по теме:

Тема: «ЯГОДЫ» Словарь по теме:

Употребление относительных прилагательных

Употребление относительных прилагательных

Тема: «ИГРУШКИ» Словарь по теме:

Тема: «ИГРУШКИ» Словарь по теме:

Два кубика.- Пять кубиков. Два мяча

Два кубика.- Пять кубиков. Два мяча

Глаголы: ухаживать, перевозить, охранять, резвиться, выращивать, служить, завоевывать, ласкаться, пастись, облизываться

Глаголы: ухаживать, перевозить, охранять, резвиться, выращивать, служить, завоевывать, ласкаться, пастись, облизываться

Рекомендации родителям по лексическим темам

Рекомендации родителям по лексическим темам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020