Рекомендации родителям по развитию самостоятельности у детей
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Очень важным для развития самостоятельности ребенка, по мнению психологов, является то, какую позицию занимают родители.
Одни считают, что самостоятельность у ребенка можно воспитать, отпустив ребенка в «свободное плавание». Набьёт себе шишек и научится на горьком опыте действовать самостоятельно. Отсутствие четких требований в семье, твердости и контроля является нормой. Такие родители считают, что целенаправленно заниматься воспитанием самостоятельности у ребенка совсем не обязательно. Критические замечания в такой семье звучат редко, как, впрочем, и похвала.
Другие проявляют заботу иначе, спеша «подстелить соломку», считают, что ребенок не справится со «сложным заданием», ему еще «рано» выполнять такое «трудное дело». Если задуматься, иногда действительно взрослому самому легче и быстрее (особенно при нехватке времени) сделать за ребенка что-либо, чем научить, терпеливо объясняя, ждать, когда ребенок сделает это самостоятельно.
Некоторые родители придерживаются принципа – максимум твердости, требовательности и контроля (армейский стиль воспитания). Они считают, что детей нужно воспитывать в строгости, детское мнение особого значения не имеет, поскольку они еще мало знают и умеют. А критические замечания в такой семье звучат гораздо чаще, чем похвала.
Результатом воспитания в этих случаях вполне возможно будет неуверенная в себе, замкнутая, недоверчивая личность либо не умеющий себя сдерживать, безответственный, а часто и неуверенный в себе человек.
Есть семьи, где разумный контроль сочетается с доброжелательной поддержкой и искренней заинтересованностью. Такие родители стараются учитывать мнение ребенка, поддерживают его стремление быть самостоятельным и независимым. Они мотивируют это тем, что чем самостоятельней ребенок, тем он более подготовлен к жизни в быстро меняющемся мире, тем легче ему обойтись без опеки взрослых. Ведь не всегда взрослые смогут находиться рядом, смогут помочь, подстраховать, уберечь. По мнению таких родителей, они проявляют свою заботу о ребенке тем, что сознательно воспитывают в нем самостоятельность.
По мнению психологов, этот вариант воспитания самый оптимальный. Именно у такой личности будет сформирован высокий уровень самостоятельности, ответственности, независимости и дружелюбия.
Если вы хотите видеть своего ребенка в будущем самостоятельным, ответственным и независимым, то вам важно понимать, что самостоятельность не появляется сама по себе, она воспитывается и развивается. Самостоятельность связана с развитием мыслительных и эмоционально-волевых процессов.
Поэтому требования к самостоятельности ребенка нужно выдвигать согласно его возрасту.
То, что будет достижением для ребенка 3-4 лет и за что мы его похвалим (например, правильно застегнутые пуговицы на одежде), уже не будет достижением самостоятельности в 6 лет. Однако мы порой наблюдаем, как «заботливые» родители переодевают и переобувают 7-8 летнего школьника перед началом занятий, завязывая ему шнурки и застегивая пуговицы...
У ребенка должно быть достаточно опыта в различных видах деятельности, доступных его возрасту. То есть прежде чем требовать его самостоятельно сделать что-либо, нужно научить этому: показать, рассказать, дать возможность потренироваться.
Принцип от простого к сложному, а также принципы доступности и последовательности будут нам помощниками в деле воспитания самостоятельности ребенка.
Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности как в принятии решений, так и в действиях, что не исключает, конечно, моральной поддержки со стороны родителей, которая нужна в той или иной степени практически каждому человеку на протяжении всей его жизни.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Не перегружайте его своим контролем и опекой. Не охлаждайте инициативу ребенка. Пусть сделает, пока это для него представляет интерес, ведь его очень легко «отбить». А как говорится, «всему свое время». Проявленный интерес со стороны ребенка – это возможность ненавязчиво его научить чему-то самостоятельному.
КАК ЭТО СЛУЧАЕТСЯ
Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше!
Этот результат показал, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.
Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем многочасовые нотации со стороны взрослого.
Видя результат своих действий, ребенок лучше всего усвоит связь между причиной и следствием. Процесс передачи ответственности ребенку за его дела очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием своего ребенка. Возражения бывают примерно такие: «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут большие неприятности в школе?» Или: «Если не буду заставлять ее делать уроки, она нахватает двоек!».
Как это ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. И каким бы ни был результат действий ребенка, родитель должен сохранять доброжелательность и тактичность. Подбадривающее высказывание из уст родителя «Не расстраивайся, а делай выводы» гораздо лучше упрекающего «Мы же тебе говорили, а ты…»
Не нужно решать проблемы за ребенка. Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами. Например:
«Как ты думаешь, если сделать так, что получится? А что еще можно
сделать?» С детьми полезно «проигрывать» различные ситуации, предполагая веер возможных решений.
Не забывайте хвалить ваших детей за самостоятельные решения, действия, достижения, поддерживать их в стремлении к самостоятельности, подбадривать. Выказывайте уверенность в том, что у ребенка все получится: «Если ты потренируешься, то все получится. У меня тоже когда-то это не получалось. Вспомни, вчера ты еще этого не умел, а сегодня у тебя все получилось. Ты старался. Ты очень способный». Не помешает, если ребенок как можно чаще будет слышать от вас: «Ты справишься, ты умеешь, ты сможешь сделать это самостоятельно, у тебя обязательно это получится».
Искренне радуйтесь вместе с ребенком его достижениям в самостоятельности.
Приучая ребенка к самостоятельности, старайтесь формулировать свои требования максимально конкретно и понятно для ребенка. Например, конкретное «убери игрушки после игры» будет более понятно для ребёнка, чем абстрактное «нужно убирать за собой».
Требуя от ребенка выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения. Объяснения типа «это твоя обязанность» или «так надо», скорее всего, не произведут на ребенка должного впечатления. Лучше, чтобы ребенок понял целесообразность выполняемых им действий, почувствовал, что он делает что-то нужное, полезное, что, кстати, может положительно повлиять и на его самоуважение, и на чувство собственной значимости. Например, «книги после прочтения нужно положить на место. И в комнате будет порядок, и книги лучше сохранятся, и ты легко в любой момент найдешь нужную книгу, если она будет лежать на своем месте».
По материалам сайта «Расти вместе»:
Покузиева Н. Самостоятельность ребёнка. Рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности.
Режим доступа: http://rastivmeste.ru/samostojatelnost-rebenka-rekomendacii-roditeliam-po-
vospitaniju/
По материалам книги Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?
Материалы по развитию самостоятельности, ответственности, самоорганизации у детей также можно найти в разделе Рекомендации психологической службы: учащимся, родителям, учителям, на сайте МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска», на странице Психологическая служба, в
рубрике Кабинет психолога (режим доступа: http://www.l-
11.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=493&Itemid=362).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.