«Рекомендации педагогам по учету ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРТНЕРА ПО КОММУНИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Оценка 4.6
Памятки +2
doc
психологическая работа +2
Взрослым
21.05.2017
В буклете в краткой и доступной форме педагогом-психологом структурирована и представлена информация по тому как избегать конфликтов в педагогическом коллективе, как найти подход к разным типам собеседников, делая общение конструктивным. Кроме того, педагоги могут пройти тест "Конфликтная ли вы личность" и ознакомиться с калибровочной таблицей модальностей.
буклет по коммуникации.doc
Учет психологических типов собеседников при
построении общения в педагогическом
коллективе.
«Вздорный человек, негативист, нигилист», – он
почти всегда весьма нетерпелив, в оценках не
сдержан, чаще всего – эмоционально возбуждён. С
ним надо вести себя так:
заранее обсудить и обосновать спорные моменты,
если они известны до начала беседы;
всегда оставаться хладнокровным и компетентным;
следить за тем, чтобы принятые решения
формулировались его словами (на его понятийном
языке);
привлечь его на свою сторону;
«Позитивный человек», – это самый приятный и
положительный во всех отношениях тип,
добродушный, трудолюбивый, он позволяет вместе
подвести итоги, спокойно провести дискуссию. С
ним лучше всего:
вместе выяснить и завершить рассмотрение
отдельных случаев;
в трудных и тупиковых случаях искать поддержку и
помощь у него;
всеми силами сделать его настоящим соратником
«Всезнайка», – такой тип собеседника считает, как
правило, необоснованно, что он знает всё или почти
всё намного лучше всех других. По отношению к
нему надо поступать так:
вежливо напоминать «всезнайке» о том, что другие
тоже хотят высказаться и имеют в своей области
компетентное мнение;
предлагать ему формулировать промежуточные
заключения;
иногда задавать ему сложные специальные вопросы,
на которые в случае надобности может ответить тот,
кто ведёт беседу или другое лицо.
«Болтун»,
– чувства переполняют его,
невоспитанность,
и
невнимательность к собеседникам мешают ходу
беседы. С ним надо поступать так:
отсутствие
такта
застенчивостью,
когда он перебивает коголибо или начинает
отклоняться от темы, его нужно с максимумом такта
остановить;
нужно следить, чтобы он не «переворачивал»
проблемы (обсуждаемые вопросы) «с ног на голову».
«Трусишка»,
– этот психологический тип
отличается сильной
имеет
недостаток уверенности и/или компетентности, он
чаще всего молчит, боясь выглядеть смешным или
глупым. С таким человеком надо обходиться так:
задавать ему сначала очень лёгкие вопросы;
деликатно помогать ему формулировать мысли,
идеи;
ободрить его после высказывания или замечания;
не допускать иронии и, тем более, насмешек в его
адрес;
поблагодарить его за любой вклад в беседу.
«Хладнокровный, неприступный собеседник», –
он замкнут, «вещь в себе», самодостаточен (реально
или мнимо). Общаясь с ним, надо:
построить вопросы, затрагивающие его опыт
работы;
спросить примерно следующее, – «Кажется, Вы не
совсем согласны с тем, что было сказано?», или –
«Нам всем интересно узнать именно Ваше мнение по
данному вопросу».
«Важная птица, большой начальник», – этот тип
собеседника не выносит критики – ни прямой, ни
косвенной. У него, зачастую, такая позиция: «Может
быть два мнения, – моё и не правильное». Ведя с
подобного рода человеком беседу, надо:
по возможности создать такую обстановку, в
которой он чувствовал бы себя не хозяином
положения, а равноправным партнёром;
не позволять ему постоянно только и делать, что
критиковать окружающих (собеседников), всё время
просить
конкретные
содержательные мнения по обсуждаемым вопросам;
начинать каждый ответ ему примерно такими
словами: «Да, Вы правы, наверное, это основной
аспект данной проблемы, но, наряду с этим, есть ещё
и такие важные моменты как
высказывать
его
Калибровочная таблица модальностей.
1) Критерии
Визуалы
Аудиалы
Кинэстетики
Общие: а)
Слова, с
которыми
работает
Вижу, смотрю
размер, цвет все
определения
описательные
Послушай,
говорю, сказала,
громко, тишина,
Чувствуешь,
тяжело, одиноко,
больно, запах,
вкус, холодно
б) жесты От груди и выше На уровне груди
и живота
От живота и
вниз
Вертикально
Набок
Вниз
в)
положение
головы
г) темп речи
Быстрый
Средний
Медленно
д)
интонация
Повышается к
концу фразы
Монотонная
Понижается
е)
конституция
ж) хобби
2)
Стиль
жизни: а)
внешность
б) место в
жизни
Астеник
Средний
Склонность к
полноте
Художник,
фотограф,
архитектура,
выставки, ТВ.
Яркий, много
энергии, любит
выделяться, все
новое.
Подбирает все в
сочетании(как
это выглядит,
стремление к
чистоте)
внешний
порядок, а
дальше все
вперемежку.
Лектор, любит
петь и слушать
музыку.
Зануда,
неброская,
скромная
внешность.
Их жизнь часто
бьёт –
нокаутирует,
склонен к
анализу и
самоанализу.
Скромность.
Порядок во
всем.
Любит чтолибо
мастерить,
делать руками.
Спорт.
Не любит новое,
т.к. нет
комфорта для
себя в
ощущениях.
Оценка
окружающего
мира через
комфорт для
себя, удобство,
любит яркие
чувства,
ощущения.
в) оценка
других
людей по
этим же
Говорит о том,
как кто или что
выглядит, часто
ошибается в
Любит
длительные
разговоры,
хорошо
Говорит о
чувствах, бывает
в роли «козёл
отпущения» признакам людях, устаёт от
бесед, говорит
«не хочу».
разбирается в
людях.
виновен в чем
либо, говорит
«не могу».
3) Стиль
преподаван
ия:
Визуальная
работа, опрос с
места
Устная работа,
не любит
ставить 5
Любит работать
у доски, много
ходит Тест «Конфликтная ли вы личность?»
Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав
по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на
повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны,
которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на
себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой
руководства?
а) нет;
б) только если имею для этого всякие основания;
в) критикую по любому поводу не только
начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.
4. Как вы реагируете, если ктото залезет в
обход очереди?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за
порядком.
5. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваша
реакция?
а) не буду поднимать бучу изза пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может,
демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили
на ногу…
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если ктото из близких купил вещь, которая
вам не понравилась…
а) промолчу б) ограничусь коротким тактичным
комментарием; в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому
отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе
дам себе слово никогда больше не участвовать в
ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с
юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из
того, что каждое: а) 4 очка; б) 2, в) 0 очков.
22 – 32 очка – вы тактичны и миролюбивы, ловко
уходите от споров и конфликтов, избегаете
критических ситуаций на работе и дома.
Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!»
никогда не было вашим девизом. Может быть,
поэтому вас иногда называют приспособленцем.
Наберитесь смелости,
если обстоятельства
требуют высказываться принципиально, невзирая
на лица.
12 – 20 очков – вы кажетесь человеком
конфликтным. Но на самом деле конфликтуете
лишь, если нет иного выхода и другие средства
исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не
думая о том, как это отразится на вашем
служебном положении и приятельских
отношениях. При этом не входите за рамки
корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все
это вызывает к вам уважение.
До 10 очков – споры и конфликты – это воздух, без
которого вы не можете жить. Любите критиковать
других, но если слышите замечания в свой адрес,
можете «съесть живьем». Ваша критика – ради
критики, а не для пользы дела. Очень трудно
приходится тем, кто рядом с вами на работ и дома.
Ваша несдержанность и грубость отталкивают
людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей?
Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный
характер!
«Рекомендации педагогам по
учету ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРТНЕРА ПО
КОММУНИКАЦИИ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ».
Разработчик: педагог-психолог Стрельцова Э.И.
«Рекомендации педагогам по учету ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРТНЕРА ПО КОММУНИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
«Рекомендации педагогам по учету ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРТНЕРА ПО КОММУНИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
«Рекомендации педагогам по учету ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРТНЕРА ПО КОММУНИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
«Рекомендации педагогам по учету ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРТНЕРА ПО КОММУНИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.