Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике
Оценка 5

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Оценка 5
Библиография +3
docx
физика +1
10 кл—11 кл +1
21.01.2018
Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике
Использование принципа Парето для выбора ориентиров при подготовке к ЕГЭ по физике. Школьник может получить сравнительно высокий балл (65 - 70 и выше, до 80) ограничиваясь в основном решением задач базового и повышенного уровней, но "экономя" при этом примерно 80 % своих трудозатрат по сравнению с традиционным подходом.Рассмотрены возможности сокращения трудозатрат при подготовке к ЕГЭ по физике, основанного на принципе Парето. Можно ограничиться решением задач базового и повышенного уровней, что даст примерно 65 тестовых баллов. Понимание физики явлений, использованное для описания условий задач высокого уровня, может дать дополнительные баллы, а в сумме – 75 - 78 тестовых баллов.
Оптимизация подготовки к ЕГЭ по физике.docx
Оптимизация подготовки к ЕГЭ по  физике  http   ://   ege  ege  Ястребов Л.И., к.ф.­м.н, репетитор­эксперт,  .  li  .  ru   .  yastrebov    .  edu   @   list Рассмотрены возможности сокращения трудозатрат при подготовке к  ЕГЭ по физике, основанного на принципе Парето. Можно ограничиться  решением задач базового и повышенного уровней, что даст примерно 65  тестовых баллов. Понимание физики явлений, использованное для  описания условий задач высокого уровня, может дать дополнительные  баллы, а в сумме – 75 ­ 78 тестовых баллов.    В заявках на подготовку к ЕГЭ по физике часто встречается пожелание «научить  школьника решать задачи высокого уровня сложности». Автор данной статьи является  профессиональным репетитором (к.ф.­м.н, репетитор­эксперт по шкале сайта Profi.ru,  рейтинг репетитора 5++) и, хотя и считает, что умение решать такие задачи – вещь  полезная, но как ни удивительно, для большинства желаемых вузов не обязательная.  Цель данной статьи – оптимизировать деятельность ученика при подготовке к ЕГЭ по  физике: уменьшить трудозатраты ученика при одновременном достижении хорошего  уровня тестовых баллов. Принцип Парето При подготовке к ЕГЭ ученики считают, что надо решать ВСЕ задачи, которые приводятся  в пособиях по подготовке к ЕГЭ. Этот подход схематически можно представить в виде  (рис.1). По горизонтальной шкале отложены трудозатраты ученика (например, часы,  использованные для анализа и решения задач ЕГЭ). По вертикальной шкале – результат  этих усилий, например, количество набранных тестовых баллов.  В целях иллюстрации  указана точка 20­30 %. Зададим вопрос: насколько верна стратегия подготовки, основанная на идее  пропорциональности количества набранных тестовых баллов объему трудозатрат ученика?  Рис. 1 Для ответа используем хорошо известный принцип Парето  (h  ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Парето), который формулируется следующим  парадоксальным образом: 20 % усилий приносят 80 % результата,  а остальные 80% усилий – всего лишь 20 % результата Это утверждение можно проиллюстрировать следующим рисунком  (https://softink.ru/wp­content/uploads/2017/04/zakon_pareto.jpg ) Рис. 2 Принцип Парето означает, что основную часть результатов (80%) можно получить путем  сравнительно небольших усилий (20% всех трудозатрат), тогда как достижение остальных  результатов (например, доведение изделия до совершенства), т.е. последние 20 %,  (окончательная отделка) требует несоразмерно больших трудозатрат – остальных 80 %  времени и усилий. Прогнозирование результатов ЕГЭ с помощью принципа  Парето Как выглядит результат применения принципа Парето в случае подготовки к ЕГЭ по  физике? Как известно, максимальное количество первичных баллов, которые ученик может  получить за решение всех задач КИМ, равняется 52. Если принцип Парето будет  использован при подготовке к ЕГЭ, ученик затратит всего 20% усилий от того объема,  который должен быть использован для достижения 52 первичных баллов. Значит, он  получит приблизительно 42 первичных балла (52*0,8=41,6).   В соответствии с табл.1 (егэша.рф/news/ege18shk/2017­09­06­276) это даст 78 тестовых  баллов. Этого будет достаточно для поступления в хороший вуз на большинство  факультетов. Табл.1 Первичные  баллы Тестовые баллы Первичные баллы Тестовые баллы Реализация принципа Парето на практике Выше мы показали, что использование принципа Парето говорит нам о том, что при  правильной постановке дела ученик может сэкономить порядка 80 % своих трудозатрат  при достижении результатов, достаточных для поступления в хороший столичный вуз. Но это – в теории. Как реализовать эти идеи на практике? Задания КИМ ЕГЭ существуют 3­х видов сложности: 1. Базовый 2. Повышенный 3. Высокий (с развернутым ответом, т.е. с описанием хода решения) За решение задач базового уровня начисляется 1 первичный балл (или 2 – в зависимости от  того, сколько вопросов содержится в задаче). То же самое относится и к задачам  повышенного уровня сложности. Грань между задачами базового уровня и повышенного  уровней весьма расплывчата, поэтому в дальнейшем мы будем говорить о задачах БП  уровня. Сколько баллов можно получить на ЕГЭ, решая только задачи БП? Вместо того, чтобы  считать непосредственно все баллы за задачи БП, пойдем более коротким путем. Если ученик решит ВСЕ задачи КИМ данного варианта, он получит 52 первичных балла  (после перевода в тестовые баллы это даст 100 тестовых баллов). Вычтем из этого числа  количество первичных баллов, которые можно получить за решение задач высокого уровня  (3 балла х 5 задач = 15). Это значит, что на задачах БП можно набрать 52 ­15 = 37  первичных баллов. Это – максимум. Мы видим из табл.1, что если ученик решит ВСЕ задачи БП уровня (наберет 37 первичных  баллов), он получит 67 тестовых баллов. Этого хватит для поступления в очень приличный  вуз. Но надо понимать, что данный результат – максимально высокий при решении задач  БП уровня. Однако принцип Парето, предсказывал нам результат заметно бОльший. В чем же дело? У ученика есть возможность существенно улучшить свой результат, если он НЕ БУДЕТ  РЕШАТЬ задачи высокого уровня, а только ОПИШЕТ ситуации, возникающие в этих  задачах. Если это описание будет исчерпывающе правильным, с указанием формул и их  наименований, то ученику эксперты могут дать по одному первичному баллу за каждую  задачу высокого уровня, даже если решения нет – просто за знание и понимание физики, а  именно, 1 первичный балл можно получить, если (http   ://   fipi    .  ru) : За такую демонстрацию знаний ученик может получить 1 первичный балл (за каждую  задачу). Это даст еще 5 первичных баллов, итого 42 первичных балла, как и  предсказывается принципом Парето! Обращаясь к таблице, мы видим, что тогда ученик наберет 78 баллов, а этого должно  хватить даже для поступления в бауманку! Вывод. Для получения хорошего балла (порядка 75 ­80, в зависимости от того как  будет построена шкала перевода первичных баллов в тестовые) достаточно решить  все задачи базового и повышенного уровней, а также подготовиться по теории, чтобы  описать ситуации в задачах высокого уровня. При этом можно сэкономить  приблизительно 80% усилий. Есть ли необходимость специально готовиться решать задачи высокого уровня? Если  ученика «устраивает» балл 75 – 80, то такой необходимости, как ни удивительно, нет. Достаточно знать физические явления, закономерности и формулы и в общих чертах  представлять решение задач. Другое дело, что: 1. При решении задач высокого уровня ученик развивает свое физическое  мышление, а это впоследствии облегчает решение задач базового и повышенного  уровней. 2. Если ученик, столкнувшись с задачей высокого уровня, аккуратно анализирует  все явления, описанные в условии, выявляет закономерности и сопоставляет им  законы (формулы), то, как показывает практика, он быстро соображает, как  преобразовать этот набор формул в решение задачи. И тогда он получает уже  больше баллов. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Стресс на экзамене может повлиять на результаты ученика, и он, как показывает  опыт, совершит ряд ошибок. Из­за этого ученик может потерять до 20% баллов.  Поэтому лучше подстраховаться и все­таки учиться решать задачи высокого уровня!  Литература для подготовки к ЕГЭ на уровне базовой и  повышенной сложности Какие книги можно использовать, чтобы добиться нужных результатов? Прежде всего, пособия, содержащие сведения по теории. 1. Бальва О. П.ЕГЭ. Физика : универсальный справочник / О. П. Бальва, А. А. Фадеева. — М. : Эксмо, 2010. — 352 с. — (ЕГЭ. Универсальный справочник). (Подробный  справочник, может использоваться как краткий, но емкий учебник). Рекомендуемые основные сборники тематических задач и типовых вариантов. 1. Бальва О. П. ЕГЭ. Физика. Экспресс­подготовка / О.П. Бальва, К.Э. Немченко. —  М. : Эксмо, 2011. — 272 с. 2. Немченко К. Э.ЕГЭ. Физика : экспресс­подготовка / К. Э. Немченко, О. П. Бальва. Эксмо. 2013. ­ 256 с. ­ (100 дней до ЕГЭ). 3. Громцева, О.И. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 10 класс / О.И. Громцева.— М.: Издательство «Экзамен», 2012. — 190, [2] с. (Серия «Учебно­методический комплект») 4. Громцева, О.И.Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 11  класс /О.И. Громцева.— М.: Издательство «Экзамен», 2012. — 142, [2] с. (Серия «Учебно­методический комплект») 5. Громцева О. И. Сборник задач по физике: 10­11 классы / О. И. Громцева. — М.:  Издательство «Экзамен», 2015. — 208 с. (Серия «Учебно­методический комплект») 6. Монастырский Л. М. Богатин А. С., Игнатова Ю. А., Безуглова Г.С. Физика. ЕГЭ.  Все разделы курса: теория, задания базового и повышенного уровней сложности:  учебное пособие / Под ред. Л.М. Монастырского. — Ростов­на­Дону: Легион, 2016.  — 368 с. 7. Демидова М.Ю., Грибов В.А., Гиголо А.И.  ЕГЭ. 1000 задач с ответами и  решениями. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 430. (Использовать только  задачи с кратким ответом, по задачам высокого уровня  можно разбирать  приведенные решения и таким образом учиться их решать) Рекомендуемые дополнительные книги 1. Ханнанов, Н.К. ЕГЭ 2018. Физика : сборник заданий / Н.К. Ханнанов, Г.Г.  Никифоров, В.А. Орлов. — Москва : Эксмо, 2017. — 288 с. — (ЕГЭ. Сборник  заданий). 2. Демидова М. Ю. ЕГЭ 2016. Физика. Типовые тестовые задания / М. Ю. Демидова, В. А. Грибов. — М. : Издательство «Экзамен», 2016. — 191, [1] с. (Серия «ЕГЭ.  Типовые тестовые задания») 3. ЕГЭ­2014 : Физика : Самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.­сост.  В.А. Грибов. — Москва : ACT : Астрель, 2014. — 187, [5] е.: ил. — (Федеральный  институт педагогических измерений). 4. Лукашева Е. В. ЕГЭ 2018. Физика. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от  разработчиков ЕГЭ / Е. В. Лукашева, Н. И. Чистякова. — М. : Издательство  «Экзамен», 2018. — 167, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Тесты от разработчиков») 5. Никулова Г. А. ЕГЭ. Физика. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ / Г. А.  Никулова, А. Н. Москалев. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 352 с. (Серия  «ЕГЭ. Задачник») Мы сознательно пропускаем в этих списках ряд хороших учебников и задачников,  посвященных совершенствованию навыков решения задач. Также мы не приводим здесь  ссылки на стандартные ШКОЛЬНЫЕ задачники (авторы – Демковичи, Рымкевич,  Степанова), к большинству которых есть решебники, по которым можно учиться.

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике

Рекомендации по оптимизации подготовки к ЕГЭ по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018