Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"
Оценка 4.8

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Оценка 4.8
Памятки
docx
администрации
Взрослым
05.02.2017
Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"
Рекомендации по подготовке открытых ученых занятий включают в себя рекомендации по выбору темы, составлению плана занятия, наглядным пособиям, методическому обеспечению. Разбирается планирование открытых занятий. Перечисляются требования к открытому занятию. Тип учебного занятия определяется его содержанием и учебными целями. В Рекомендациях определяются типы занятий.
Подготовка открытого учебного занятия.docx
Подготовка открытого учебного занятия Начинать подготовку рекомендуется с формулировки методической цели  открытого занятия, которая должна соответствовать методической теме педагога и  учебного заведения, тему рекомендуется в обязательном порядке обсудить с  коллегами. Выбор темы открытого занятия педагог осуществляет самостоятельно, с учетом  анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им или  усовершенствованные приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся  на разных этапах занятия. В соответствии с методической целью занятия педагог отбирает учебный  материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства,  которые составляют основу педагогического мастерства. При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из периодической, научно ­ технической и  методической литературы, использовать результаты посещения методических  конференций, выставок и т.п. К открытому занятию необходимо составить план занятия с рациональным  распределением времени и указаниями учебной деятельности учащихся и деятельности педагога на каждом этапе открытого урока. Материально ­ техническое оснащение занятия рекомендуется продумать и  подготовить заранее. Наглядные пособия и видеовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить при этом, что обилие наглядных пособий рассеивает внимание  учащихся. Профессиональное объединение педагогов должно оказать необходимую помощь  педагогу в подготовке открытого занятия. План открытого занятия, методическая документация к нему подробно  обсуждается с руководителем метод.объединения, если открытое занятие проводится  для педагогов данного объединения; с зам. директора по учебной работе и зам.  директора по научно ­ методической работе, если на нем решаются проблемы всего  педагогического коллектива. Методическое обеспечение открытого занятия Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение  занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие  составляющие методического обеспечения. Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с  методической темой педагога. 5.4 Методическая разработка или методические рекомендации к открытому  занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно­воспитательного  процесса на занятии. 5.5 Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической  разработке учебно­воспитательный процесс в свете новых образовательных стандартов, которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства  воздействия на учащихся способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее  усовершенствовать. 5.6 Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться  после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе  проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими  педагогами. 5.7 Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям разработок урока. 5.8 Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения  на заседании методического объединения представляется на рассмотрение  Методического совета и сдается в методический кабинет. Планирование открытых занятий. На   заседании   методической   комиссии   в   конце   учебного   года  проводится анализ   взаимопосещений   занятий   преподавателями,   на  основании,   которого определяется   опыт,   который   оправдал   себя   на  практике и может быть показан в данном учебном году. Как правило, открытые уроки планируются на проведение недели специальности. составляется план проведение открытых занятий.  На   основании   обсуждения   творческого   опыта   преподавателей, При составлении плана проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут   привлекаться   к   проведению  открытых   занятий   и   начинающие   (молодые) преподаватели,   если   у   них  есть   интересные   педагогические   находки.   Проведение открытого   урока   так   же   может   планироваться     по     индивидуальному     графику аттестации преподавателя.  При планировании открытых занятий необходимо сразу определить  конкретную методическую цель каждого из занятий. Выбор   темы   открытого   занятия   предоставляется   преподавателю,  который проводит занятия. При прочих равных условиях, преимущества  должно быть отдано сложным   темам   программы,   которые   важны   для  осуществления   межпредметных связей,   недостаточно   освещены   в  методической   литературе,   требуют   серьезных изменений в методике их изложения. При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их   по   учебным   группам.   Нецелесообразно   планировать  их   на   сентябрь   (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессии). Требования к открытому занятию. Уровень   занятий   должен   отражать   научность   и   точность  фактического материала, использование последних достижений науки в  рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. Методическая   оптимальность   занятий   должна   определить  правильность избранного ею вида использования наглядности, ТСО,  новых методов в обучении, правильное распределение времени на структурные элементы занятия. Применение   новых   педагогических   технологий,   приемов   и   методов преподавания,   при   помощи   которых   реализуются   цели   занятия,  формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию. Открытое   занятие   должно   служить   иллюстрацией   выводов,   к  которым пришел преподаватель в результате педагогического  эксперимента, работы над педагогической темой, результата работы по педагогической технологии или на основании   многолетнего   опыта   работы.   До  проведения   открытого   занятия целесообразно доложить на заседании методической комиссии о проделанной работе и своих наблюдениях. В   плане   урока   необходимо   указать   тип   и   вид   учебного   занятия.   В   колледже обозначены   следующие   виды   занятий   –   теоретическое   и   практическое.   Это продиктовано   удобством   заполнения   журнала,   странички   которого   делятся   на теоретическое   и   практическое     обучение,   и   отражено     в   календарно­тематическом плане   дисциплины.   Форму   организации   по   данному   виду   занятия   преподаватель выбирает   самостоятельно.   Это   может   быть   лекция,   семинар,   лабораторная   работы, экскурсия и т.д. Тип учебного занятия определяется его содержанием и учебными целями. Комбинированный урок  Данный   тип   урока   имеет   наиболее   сложную   структуру,   включающую   в   себя следующие   элементы:   организационную   часть;   проверку   знаний   ранее   изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение  их на практике и инструктаж по домашнему заданию.  Организационная   часть   заключается   в   проверке   наличия   учащихся   на   уроке, готовности   учебного   кабинета   к   занятию.   На   первых   уроках   преподавателя   в организационную часть входит знакомство с учащимися.  Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке студентов к восприятию нового материала.  При проверке и оценке знаний применяют:   индивидуальный устный опрос;   опрос по карточкам;   письменный опрос;  опрос у доски;   решение задач и другие способы опроса.  Для   вовлечения   большего   числа   учащихся   в   опрос   часто   письменный   опрос сочетают   с   индивидуальным   устным.   При   опросе   преподавателю   целесообразно активизировать   внимание   класса   путем   рецензирования,   исправления   и   дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы преподавателю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.  Если   на   уроке   ставится   цель подготовить   учащихся   к   восприятию   нового материала, преподаватель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы   по   материалу   предыдущего   урока.   На   основе   такой   проверки   вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.  Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке   применяются   такие   методы,   как   рассказ,   беседа,   объяснение   и   значительно реже ­   лекция.   Обычно   один   метод   является   ведущим,  а   другие   привлекаются   для активизации   процесса   обучения.   Возможно   использование   различных   дидактических приемов:   информирование   о   плане   сообщения   нового   материала;   интересное, нестандартное   его   изложение;   создание   проблемных   ситуаций;   обращение   к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.  Первичное   закрепление   знаний   является,   как   правило,   обязательной   частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть   разнообразными,   но   они   должны   стимулировать   мыслительную   деятельность учащихся. Закрепление  материала  возможно в форме  беседы (преподаватель  задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить   ошибку   отвечающего,   продолжить   ответ,   привести   свой   пример,   задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы   учащихся   под   руководством   преподавателя   (решение   задач,   чтение   таблиц, диаграмм,   составление   технологических   карт,   работа   с   карточками­заданиями,   со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках   и   других   учебных   пособиях).  При   закреплении   материала   преподаватель выясняет, насколько правильно студенты поняли новый материал, выявляет ошибки в его   понимании   и   исправляет  их.   При   закреплении   знаний   нового   материала   можно использовать фрагменты диафильмов.  Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового   материала)   в   зависимости   от   содержания   сложности   и   важности   учебного материала.  Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его ­ закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Преподаватель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для   конспектирования   по   учебнику   или   дополнительной   литературе   (если   это необходимо).  Урок сообщения и усвоения новых знаний  Основная  цель  данного  типа  урока ­ дать  учащимся  знания  по  новому  разделу предмета.   Он   состоит   из   организационной   части,   изложения   нового   материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.  Изложение   нового   материала ­   основная   часть   этого   типа   урока ­   проводится методом   объяснения,   рассказа  или   лекции.   Начинают   изложение   материала   с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки   его   с   предыдущими   темами.   Для   активизации   познавательной   деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на   знаниях,   полученных   при   изучении   материала   предыдущих   уроков   и   на   их жизненном   опыте.   Для   повышения   эффективности   учебного   процесса   необходимо использовать   создание   проблемных   ситуаций,   широкое   применение   диафильмов, слайдов и плакатов.  Закрепление   нового   материала   проводится   чаще   всего   путем   беседы   в   форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.  Урок повторения и обобщения полученных знаний  Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.  Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели   занятия,   воспроизведение   учащимися   знаний,   связанных   с   содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную   работу   учащихся   над   заданием   под   руководством   преподавателя; обобщение   и   оценка   выполненной   работы;   инструктаж   по   выполнению   домашнего задания.  Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся,   труд.   Студенты   решают   задачи,   выполняют   расчеты,   самостоятельно работают с книгой и другими материалами.  Урок применения знаний, умений и навыков  Данный   тип   урока   отличается   от   предыдущих   своей   структурой   и   методами обучения.   Урок   этого   типа   включает   организационную   часть,   определение   и разъяснение   целей   занятия,   установление   связи   с   ранее   изученным   материалом, инструктаж   по   выполнению   работы,   самостоятельную   работу   учащихся,   оценку   ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.  Основной   метод   обучения   на   уроке ­   самостоятельная   работа   учащихся.   Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов   предмета.   На   нем,   как   правило,   не   проводится   проверка   знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.  Краткий перечень методов обучения  Одной   из   острых   проблем   современной   дидактики   является   проблема классификации   методов   обучения.  В  настоящее  время  нет  единой  точки  зрения  по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения   на   группы   и   подгруппы   кладут   разные   признаки,   существует   ряд классификаций. Наиболее   ранней   классификацией   является   деление   методов   обучения   на методы   работы   учителя   (рассказ,   объяснение,   беседа)   и   методы   работы   учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б)   наглядные   методы   (источником   знаний   являются   наблюдаемые   предметы, явления, наглядные пособия); в)   практические   методы   (учащиеся   получают   знания   и   вырабатывают   умения, выполняя практические действия). СЛОВЕСНЫЕ   МЕТОДЫ.  Словесные   методы   занимают   ведущее   место   в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины   прошлого,   настоящего   и   будущего   человечества.   Слово   активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.   Рассказ.  Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания   учебного   материала.   К   рассказу,   как   методу   изложения   новых   знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований: ­   рассказ   должен   обеспечивать   идейно­нравственную   направленность преподавания; ­ содержать только достоверные и научно проверенные факты; ­ включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; ­ иметь четкую логику изложения; ­ быть эмоциональным; ­ излагаться простым и доступным языком; ­   отражать   элементы   личной   оценки   и   отношения   учителя   к   излагаемым фактам, событиям.   Объяснение.  Под   объяснением   следует   понимать   словесное   истолкование закономерностей,   существенных   свойств   изучаемого   объекта,   отдельных   понятий, явлений. Объяснение ­  это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают   при   изучении   теоретического   материала   различных   наук,   решении химических,   физических,   математических   задач,   теорем;   при   раскрытии   коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует: ­ точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; ­ последовательного раскрытия причинно­следственных связей, аргументации и доказательств; ­ использования сравнения, сопоставления, аналогии; ­ привлечения ярких примеров; ­ безукоризненной логики изложения. Объяснение   как   метод   обучения   широко   используется   в   работе   с   детьми разных возрастных групп.   Беседа. Беседа ­  диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки   тщательно   продуманной   системы   вопросов   подводит   учеников   к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой   познавательной   деятельности   учащихся,   места   беседы   в   дидактическом процессе выделяют различные виды бесед. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” ­ нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют  вводной  или  вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию   нового. материала.  Закрепляющие   беседы  применяются   после   изучения   нового В   ходе   беседы   вопросы   могут   быть   адресованы   одному   ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа). Успех   проведения   бесед   во   многом   зависит   от   правильности   постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всей группе, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы   должны   быть   краткими,   содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных,   четкими, подсказывающих   вопросов   или   наталкивающих   на   угадывание   ответа.   Не   следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”. В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: ­ активизирует мыслительную деятельность; ­ развивает память и речь; ­ делает открытыми знания обучающихся; ­ имеет большую воспитательную силу; ­ является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: ­ требует много времени; ­ содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); ­ необходим запас знаний.   Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления,  умеют   аргументировать,  доказывать   и  обосновывать   свою   точку   зрения. Хорошо   проведенная   дискуссия   имеет   большую   обучающую   и   воспитательную ценность:   учит   более   глубокому   пониманию   проблемы,   умению   защищать   свою позицию, считаться с мнениями других.   Лекция. Лекция ­  монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, на старших курсах и занимает весь или почти весь ход занятия. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность   восприятия   студентами   учебного   материала   в   его   логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Лекция   может   применяться   также   при   повторении   пройденного   материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала. Применение   лекции   как   метода   обучения   позволяет   значительно   вовлекать   их   в активизировать   познавательную   деятельность   студентов, самостоятельные   поиски   дополнительной   научной   информации   для   решения проблемных   учебно­познавательных   задач,   выполнения   тематических   заданий, проведения   самостоятельных   опытов   и   экспериментов, исследовательской деятельностью.   граничащих   с   Работа с учебником и книгой ­  важнейший метод обучения. Работа с книгой для студентов   метод   самостоятельной   работы.   Существует   ряд   приемов   с   печатными источниками. Основные из них: ­  Конспектирование  ­   краткое   изложение,   краткая   запись   содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. ­   Составление   плана   текста.   План   может   быть   простой   и   сложный.   Для составления   плана   необходимо   после   прочтения   текста   разбить   его   на   части   и озаглавить каждую часть. ­ Тезирование ­  краткое изложение основных мыслей прочтенного. ­   Цитирование  ­   дословная   выдержка   из   текста.   Обязательно   указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница). ­Аннотирование  ­  краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла. ­ Рецензирование ­  написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. ­  Составление  справки  ­   сведений   о   чем­нибудь,   полученных   после   поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д. ­   Составление   формально­логической   модели  ­   словесно­схематического изображения прочитанного. ­ Составление тематического тезауруса  ­  упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме. ­   Составление   матрицы   идей  ­   сравнительных   характеристик   однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.   Наглядные   методы   используются   во   взаимосвязи   со   словесными   и практическими методами обучения. Наглядные   методы   обучения   условно   можно   подразделить   на   две   большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Метод   демонстраций  обычно   связан   с   демонстрацией   приборов,   опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое   подразделение   средств   наглядности   на   иллюстративные   и демонстрационные   является   условным.   Оно   не   исключает   возможности   отнесения отдельных   средств   наглядности   как   к   группе   иллюстративных,   так   и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение   новых   технических   средств   в   учебный   процесс   (телевидения, видеомагнитофонов,   компьютеров)   расширяет   возможности   наглядных   методов обучения. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; б)   наглядность   должна   использоваться   в   меру   и   показывать   ее   следует постепенно и только в соответствующий момент урока; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; е)   демонстрируемая   наглядность   должна   быть   точно   согласована   с содержанием материала; ж)   привлекать   самих   учеников   к   нахождению   желаемой   информации   в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.   ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Практические методы обучения основаны на практической   деятельности   учащихся.   Этими   методами   формируют   практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.   Упражнения.  Под   упражнениями   понимают   повторное   (многократное) выполнение   умственного   или   практического   действия   с   целью   овладения   им   или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных   этапах   учебного   процесса.   Характер   и   методика   упражнений   зависит   от особенностей   учебного   предмета,   конкретного   материала,   изучаемого   вопроса   и возраста учащихся. Упражнения   по   своему   характеру   подразделяются   на  устные,  письменные, графические и учебно­трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По   степени   самостоятельности   учащихся   при   выполнении   упражнений выделяют: а)   упражнения   по   воспроизведению   известного   с   целью   закрепления   ­ воспроизводящие (репродуктивные) упражнения; б)  упражнения  по  применению   знаний  в новых  условиях ­  тренировочные упражнения; Если   при   выполнении   действий   ученик   про   себя   или   вслух   проговаривает,   упражнения   называют   операции, комментирует   предстоящие   такие комментированными.   Комментирование   действий   помогает   учителю   обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. Рассмотрим особенности применения упражнений.   Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи   и   внимания   учащихся.   Они   отличаются   динамичностью,   не   требуют   затрат времени на ведение записей.   Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений   в   их   применении.   Использование   их   способствует   развитию   логического мышления,   культуры   письменной   речи,   самостоятельности   в   работе.   Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.   К  графическим упражнениям  относятся работы учащихся по составлению схем,  чертежей,  графиков,  технологических   карт,  изготовление  альбомов,  плакатов, стендов,   выполнение   зарисовок   при   проведении   лабораторно­практических   работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают   единые   учебные   задачи.   Применение   их   помогает   учащимся   лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного   воображения.   Графические   работы   в   зависимости   от   степени самостоятельности   учащихся   при   их   выполнении   могут   носить   воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. К учебно­трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие   производственно­трудовую   направленность.   Целью   этих   упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся. Упражнения   являются   эффективными   только   при   соблюдении   ряда требований   к   ним:   сознательный   подход   учащихся   к   их   выполнению;   соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений ­  сначала упражнения по заучиванию   и   запоминанию   учебного   материала,   затем   ­   на   воспроизведение   ­ применение   ранее   усвоенного   ­   на   самостоятельный   перенос   изученного   в нестандартные   ситуации   ­   на   творческое   применение,   с   помощью   которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и   навыков.   Крайне   необходимы   и   проблемно­поисковые   упражнения,   которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.   Лабораторные   работы  ­   это   проведение   учащимися   по   заданию   учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений,   т.е.   это   изучение   учащимися   каких­либо   явлений   с   помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью   исследовательских   лабораторных   работ   могут   быть длительные   наблюдения   учащихся   за   отдельными   явлениями,   как­то:   над   ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной   работы   поручения   школьникам   сбора   и   пополнения   экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и   др.   В   любом   случае   учитель   составляет   инструкцию,   а   ученики   записывают результаты   работы   в   виде   отчетов,   числовых   показателей,   графиков,   схем,   таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.   Практические работы  проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят   обобщающий   характер.   Они   могут   проводиться   не   только   в   классе,   но   и   за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый   вид   практических   методов   обучения   составляют   занятия   с обучающими машинами, с машинами­тренажерами и репетиторами. Такова   краткая   характеристика   методов   обучения,   классифицируемая   по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической   литературе.   Главным   ее   недостатком   считается   то,   что   данная классификация   не   отражает   характер   познавательной   деятельности   учащихся   в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно   эта   классификация   пользуется   наибольшей   популярностью   у   учителей­ практиков и ученых­методистов. Перечисленное   выше   отражает   элементы   традиционного   ведения   урока.     В настоящее время активно внедряются нетрадиционные методы и формы организации обучения.   Нарушение   традиционной   системы   должно   быть   обоснованным   и оправданным и это возможно только при условии знания основ традиционной системы, на котором строится весь процесса обучения.  Преподаватель, совершенствуя формы работы,  изобретает всё новые и новые формы и технологии обучения, что позволяет сделать   процесс   обучения   не   только   продуктивным,   но   и   интересным.   И,   конечно, позволит   повысить   уровень образования, что немаловажно в условиях современных требований   к   квалифицированному   специалисту,   готовому   к   изменяющимся социально­экономическим условиям и самостоятельному поиску новых знаний. Вот несколько признаков нетрадиционного урока: 1. Изменение временных рамок ­ нерегламентированный урок. 2. Место проведения урока ­ не только аудитория учебная, но и цех, театр, музей и т.п. Использование   внепрограммного   3. рассмотрение взятой темы.   материала,   углубленное   проблемное Организация   коллективной   деятельности   в   сочетании   с  индивидуальным 4. творчеством, как учащихся, так и самого преподавателя. Возможность привлечения организации и обеспечения необходимого  содержания 5. людей разных профессий. 6. Создание   эмоционального   подъема   учащихся,   ситуации   успеха   для  каждого учащегося   с   учетом   его   возрастных,   личностных  особенностей,   индивидуальных способностей и интересов. 7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности  в период подготовки к уроку и на уроке. 8. Создание временной инициативной группы, групп «специалистов» из числа учащихся при подготовке к уроку ... и т. д.

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"

Рекомендации "Подготовка открытого учебного занятия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017