Ремесло в средневековом городе.Торговля и денежное дело в Европе.
Оценка 4.6

Ремесло в средневековом городе.Торговля и денежное дело в Европе.

Оценка 4.6
docx
17.02.2024
Ремесло в средневековом городе.Торговля и денежное дело в Европе.
Ремесло в средневековом городе..docx

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Основная общеобразовательная школа

филиала ГАУЗ «РКПД» «ДТС»

 

 

 

 

                            

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

                                 

 

«РЕМЕСЛО В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОРОДЕ. ТОРГОВЛЯ И ДЕНЕЖНОЕ ДЕЛО В ЕВРОПЕ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                                       Преподаватель истории и обществознания:

                                                      Власова Динара Ильдусовна

 

 

 

Казань  2023

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

                                  преподавателя Власовой Д.И.

 

           Тема урока:

«Ремесло в средневековом городе. Торговля и денежное дело в Европе».

           Тип урока:

Урок изучения нового материала.

             Дата проведения урока:

23 октября 2023 г.

             Цели и задачи урока: 

   - образовательные: выявить изменения в общественной жизни и раскрыть признаки городского ремесла, как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении

изделий для сбыта; выяснить особенности и  значение цеховой организации городского ремесла; раскрыть причины оживления торговли в Средние века; познакомиться с трудностями и опасностями деятельности купца в Средневековье ; выяснить, как расширялись торговые связи; определить, как и зачем устраивались ярмарки и появлялись банкиры;

   - развивающие: научить самостоятельно добывать знания; отбирать и систематизировать материал; выделять главное в тексте; составлять схемы; сообщать конкретную информацию; развивать логическое мышление, навыки самостоятельной и групповой работы; устанавливать причинно-следственные связи.

   - воспитательные: воспитывать интерес к истории; уважение к труду средневековых ремесленников; умение давать оценку поступкам людей; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

          Средства обучения и оборудование урока:

   - История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений./Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2013 г.;

   - историческая карта: «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»;

   - компьютер, проектор, иллюстрации по теме урока.

             Методика развития критического мышления:

   - умение собирать информацию из различных источников; 

   - рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные моменты;

   - анализ качества информации;

             Формы работы на уроке:

   - индивидуально-групповая (ответы на вопросы; работа с историческими источниками, историческими понятиями; участие в ролевой игре по теме урока; выполнение тестовых заданий).

             Методы обучения, используемые на уроке:

   - словесный (беседа, объяснение);

   - наглядный (компьютер, проектор, презентация);

   - практический (работа с историческими источниками, с картой).

 

             План урока: 

1. Организационный момент.

2. Проверка готовности к уроку и повторение пройденного материала.

3. Формулировка темы урока, вступительное слово учителя (введение в тему урока).

4. Изучение новой темы:

   - организация ремесленного производства в средневековом городе, достижения средневекового мастерства;

   - роль средневековых цехов в развитии ремесленного производства (что такое цехи, значение цехов);

   - особенности ведения средневековой торговли (условия, в которых торговали купцы, торговые связи, ярмарки и банки).

5. Закрепление материала и подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся (рефлексия достижения целей).

6. Домашнее задание (инструктаж по выполнению).

             Ход урока:

1. Организационный момент. (1 минута)

Приветствие, оценка общего эмоционального настроя класса.

2. Проверка готовности к уроку и закрепление темы: «Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Жизнь и быт горожан.». (5 минут)

Слайд № 1. (Заставка)

Учитель: На прошлом уроке мы с вами выяснили причины появления и роста городов в Европе. Давайте закрепим старый материал, а потом продолжим знакомство со Средневековым городом и его обитателями (краткие ответы учеников на вопросы по пройденной теме).

3. Вступительное слово учителя (формулировка темы урока). (3 минуты)

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока познакомит нас с развитием ремесла в средневековом городе, торговлей и денежным делом в Европе. Мы раскроем основные признаки средневекового городского ремесла; узнаем причины возникновения в городах цехов – союзов ремесленников одной специальности; выясним, какие цели преследовали цеховые уставы и роль цехов в жизни города; рассмотрим причины оживлённой торговли в Средние века, в чём состояли трудности и опасности деятельности купцов; выясним, как расширялись торговые связи, что затрудняло развитие торговли, а что ему способствовало; определим, как и зачем устраивались ярмарки и появились банкиры.

Мы узнаем новые слова: ученик; подмастерье;  шедевр; братства; цехи; старшины; устав; товар; торговля; пираты; гильдия; Ганза; ярмарка; меняла; ростовщик; банкир; банк.

Итак, открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока: «Ремесло в средневековом городе. Торговля и денежное дело в Европе».

Слайд № 2. (Тема урока)           

(ученики записывают тему в тетрадь).

4. Объяснение нового материала. (20 минут)

 

   - мастерская ремесленника:

Учитель: Развитие хозяйства привело к тому, что ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства. Оно стало занятием большой группы людей – ремесленников. Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своём же доме; всё делалось вручную, с помощью самых простых приспособлений.

Слайд № 3.

Учитель: Они изготовляли одежду, мебель, посуду, ювелирные украшения. Это были настоящие произведения искусства, ведь, как мы выяснили, инструменты у мастеров были простыми и поэтому от мастера требовались старание и любовь к своему делу. Посмотрите, какие замечательные изделия были сделаны в средние века.

 

Слайд № 4.  

Учитель: Достичь этого было нелегко. Секреты мастерства передавались от поколения к поколению, и специальность отца обычно наследовал сын.

 

   - кто работал в мастерской:

Учитель: Представим, что мы попали в средневековый город. Давайте заглянем в мастерские ремесленников и узнаем, кто же там работал.

 

Слайд № 5.

Учитель: Хозяином и собственником орудий труда, а также главным работником в мастерской - был мастер; он принимал заказы покупателей и сбывал свой товар на рынке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Главным помощником мастера был подмастерье – работник, уже изучивший ремесло. За свой труд он получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но для этого он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.

Слайд № 6.

Учитель: Кроме подмастерья у мастера были ученики. Они изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. К концу обучения ученик уже мог выполнять работу самостоятельно, но мастер ещё какое-то время продолжал пользоваться его бесплатным трудом.

Слайд № 7.

Учитель: Давайте посмотрим на эту картинку и выясним, кто здесь мастер, кто подмастерье, а кто ученик (ответы учеников: в центре мастер; справа от него подмастерье, он выполняет работу как настоящий рабочий; на среднем плане ученик, он ещё мало чему научился, поэтому серьёзная работа ему не по плечу).

 

   - цехи – союзы ремесленников:

Учитель: Мастера-ремесленники одной специальности часто селились рядом, создавая свои улицы: улица Гончаров, Портных, Кузнецов и т.д.

 

Слайд № 8.

 

Учитель: У городских мастеров было много общих интересов, было что обсудить: поделиться опытом, подумать, как привлечь побольше покупателей, как оградить себя от соперничества сельских ремесленников и защититься от притеснений и грабежей феодалов, бороться за участие в управлении городом. Поэтому, ремесленники одной специальности, проживающие в одном городе, стали объединяться в союзы – цехи.

На общем собрании мастера принимали устав – правила, обязательные для всех членов цеха. Правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий. Устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха. Цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника. Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины, они следили за соблюдением устава. Главная задача цеха состояла в защите своих ремесленников, запрещалось заниматься ремеслом тем, кто не входил в цех.

 

 

   - роль цехов в жизни города:

Учитель: Вся жизнь ремесленников была связана с цехами.

Слайд № 9.

Учитель: Долгое время цеха способствовали развитию ремесла, в городах возникали новые ремесленные специальности. Члены цеха устраивали совместные праздники, участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении, хоронили членов семьи мастера.

 

Слайд № 10. 

Учитель: Они сообща тушили пожары, цех помогал больным, обедневшим ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров. Члены цеха по очереди несли сторожевую службу в городе и составляли отряд городского войска. При нападении врага, вооружившись, они занимали отведённую им для

обороны часть городской стены.

Слайд № 11. 

Учитель: Цех имел свой герб и знамя, а большие цехи – свою церковь и даже кладбище. Герб – это отличительный знак, по которому можно было определить специализацию цеха. Давайте посмотрим на картинки и попробуем определить специализацию цехов.

 

   - «что с возу упало, то пропало»:

Учитель: Торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но очень трудным и опасным делом.

Слайд № 12.

 

Учитель: Пространство между поселениями покрывали огромные непроходимые леса, дороги были узкими и немощёными, покрытыми непролазной грязью. На суше купцов грабили «благородные» разбойники, на море их подстерегали пираты. За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить

 пошлины, ночевать купцы должны были на постоялых дворах феодала.

Слайд № 13.

Учитель: Чтобы защититься от грабителей и помогать друг другу, купцы объединялись в союзы – гильдии. Члены гильдии собирались на собрания, чтобы решить общие для них дела и выбирали руководителей. Они нанимали охрану для своих караванов и путешествовали большими группами.

 

   - расширение торговых связей:

Учитель: Ремесленники производили всё больше товаров – вещей для продажи. С улучшением хозяйственных дел, у крестьян стали оставаться некоторые излишки, которые они везли продавать на рынок. Феодалы тоже стали вывозить в города продукты из своих вотчин. Их привлекали мебель, одежда, оружие  и ювелирные изделия, сделанные искусными городскими мастерами. Город становился центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами и отдельными землями, с другими странами.

Слайд № 14.

Учитель: Оживление торговли потребовало улучшения и строительства более удобных дорог. Через реки строили деревянные и каменные мосты. Тяжёлые грузы везли теперь не на спинах лошадей, а в повозках с двумя или

 четырьмя колёсами. Особенно процветала торговля по рекам и морям.

   - торговля с Востоком:

Учитель: Европейцы издавна торговали со странами Востока.

Слайд № 15.

Учитель: Купцы совершали далёкие плавания и привозили редкостные и дорогие товары. Они плавали по Средиземному морю к портам Сирии и Египта, через Чёрное море – к берегам Крыма и Кавказа. Здесь европейцы скупали предметы роскоши, драгоценные металлы, шёлк, китайский фарфор.

Слайд № 16.

Учитель: Особенно прибыльной была торговля пряностями – перцем, корицей и другими приправами к пресной пище европейцев. Выгодными торговыми путями на Восток овладели купцы итальянских городов - Генуи и Венеции, они имели огромные флоты и долгое время соперничали друг с другом и с Византией.

 

   - торговля на севере Европы:

Учитель: Важный торговый путь проходил по Северному и Балтийскому морям. Здесь торговали солью, мехами, шерстью, воском, лесом, железом и другими товарами, необходимыми в хозяйстве. 

Слайд № 17.

Учитель: В этой торговле участвовали купцы городов и стран Северной Европы – от Новгорода на Руси до Лондона. Центром северной торговли был город Брюгге.

 

Слайд № 18.

Учитель: Чтобы защитить своё имущество и вытеснить соперников из торговли, купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу – торгово-политический союз немецких торговых городов. В неё вошли не только прибрежные, но и многие города в центре и даже на юге Германии.

 

 

Слайд № 19.

Учитель: Ганза строила свои представительства в крупных городах, она держала не только торговый, но и военный флот и добивалась выгодных для себя условий торговли.

 

   - ярмарки и банки:

Учитель: Самыми оживлёнными местами торговли в Европе становились ярмарки – ежегодные торги.

Слайд № 20.

Учитель: В них принимали участие сотни купцов из разных стран. На международных ярмарках торговали товарами со всей Европы и Востока. Наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань на северо-востоке Франции. Они продолжались почти круглый год.

 

 

Слайд № 21.

Учитель: Ярмарки были шумными и многолюдными, на них выступали артисты, шёл обмен новостями. Держать ярмарку в городе было очень выгодно, ведь она приносила огромный доход.

 

Слайд № 22.

Учитель: Между рядами купеческих лавок стояли столики, за которыми сидели менялы – специалисты по денежным делам. В услугах менял нуждались купцы, так как в каждой стране были в ходу монеты различного веса и чеканки. Менялы за установленную плату обменивали купцам их деньги на те, которые принимались на ярмарке.

Менялы также давали деньги в долг под проценты, так менялы становились ростовщиками, а из ростовщиков вышли первые банкиры.

 

5. Закрепление материала и подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся.  (4 минуты)

(Заключительное слово учителя о том, что удалось сделать на уроке, а что

нет. Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении).

Учитель: А теперь, подведём итог нашего урока. Сегодня мы узнали основные признаки средневекового городского ремесла. Выявили причины образования цехов – союзов ремесленников одной специальности и какое значение имело появление цехов для жизни города. Мы познакомились с торговлей и денежным делом в Европе, рассмотрели условия, в которых торговали купцы, и узнали новые слова. Давайте повторим:

Слайд № 23.

- ученик – подросток, изучающий ремесло;

  - подмастерье – работник, уже изучивший ремесло,- помощник мастера;

  - шедевр – лучший образец изделия экзамена подмастерья;

  - братства – союзы подмастерьев;

  - цех – союз мастеров-ремесленников одной специальности;

  - старшина – глава цеха, избиравшийся мастерами;

  - устав – правила, обязательные для всех членов цеха;

  - товар – вещь, изготовленная для продажи;

  - торговля – процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами;

  - пираты – морские разбойники, нападавшие на корабли купцов;

  - гильдия – союз купцов для защиты своих интересов;

  - Ганза - торгово-политический союз немецких торговых городов;

  - ярмарка – ежегодный большой торг;

  - меняла – человек, который меняет деньги на ярмарке;

  - ростовщик – человек, который даёт деньги в долг под проценты;

  - банкир – собственник крупных денежных размеров, собственник банка;

  - банк – экономическое учреждение, где хранятся свободные деньги.

 

  6. Домашнее задание (инструктаж по выполнению). (2 минуты)

Информирует учащихся о домашнем задании. Комментирует и проводит

инструктаж по его выполнению.

 

Слайд № 24.

 

Учитель: А теперь давайте запишем домашнее задание; Параграфы 18 и 19, читать. В конце параграфов – ответить устно на вопросы. Выучить новые слова, знать их определение. (по желанию: нарисовать герб ремесленного цеха).

Учащиеся фиксируют домашнее задание в дневниках. Задают, если есть, вопросы.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ преподавателя

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ преподавателя

План урока: 1. Организационный момент

План урока: 1. Организационный момент

Средние века, в чём состояли трудности и опасности деятельности купцов; выясним, как расширялись торговые связи, что затрудняло развитие торговли, а что ему способствовало; определим, как…

Средние века, в чём состояли трудности и опасности деятельности купцов; выясним, как расширялись торговые связи, что затрудняло развитие торговли, а что ему способствовало; определим, как…

Учитель: Они изготовляли одежду, мебель, посуду, ювелирные украшения

Учитель: Они изготовляли одежду, мебель, посуду, ювелирные украшения

Учитель: Х озяином и собственником орудий труда, а также главным работником в мастерской - был мастер; он принимал заказы покупателей и сбывал свой товар на…

Учитель: Х озяином и собственником орудий труда, а также главным работником в мастерской - был мастер; он принимал заказы покупателей и сбывал свой товар на…

Учитель: Давайте посмотрим на эту картинку и выясним, кто здесь мастер, кто подмастерье, а кто ученик (ответы учеников: в центре мастер; справа от него подмастерье,…

Учитель: Давайте посмотрим на эту картинку и выясним, кто здесь мастер, кто подмастерье, а кто ученик (ответы учеников: в центре мастер; справа от него подмастерье,…

Учитель: Вся жизнь ремесленников была связана с цехами

Учитель: Вся жизнь ремесленников была связана с цехами

Слайд № 11. Учитель: Цех имел свой герб и знамя, а большие цехи – свою церковь и даже кладбище

Слайд № 11. Учитель: Цех имел свой герб и знамя, а большие цехи – свою церковь и даже кладбище

Слайд № 13. Учитель: Чтобы защититься от грабителей и помогать друг другу, купцы объединялись в союзы – гильдии

Слайд № 13. Учитель: Чтобы защититься от грабителей и помогать друг другу, купцы объединялись в союзы – гильдии

Востоком: Учитель: Европейцы издавна торговали со странами

Востоком: Учитель: Европейцы издавна торговали со странами

Европы: Учитель: Важный торговый путь проходил по

Европы: Учитель: Важный торговый путь проходил по

Слайд № 19. Учитель: Ганза строила свои представительства в крупных городах, она держала не только торговый, но и военный флот и добивалась выгодных для себя…

Слайд № 19. Учитель: Ганза строила свои представительства в крупных городах, она держала не только торговый, но и военный флот и добивалась выгодных для себя…

Слайд № 21. Учитель: Ярмарки были шумными и многолюдными, на них выступали артисты, шёл обмен новостями

Слайд № 21. Учитель: Ярмарки были шумными и многолюдными, на них выступали артисты, шёл обмен новостями

Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении)

Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении)

Слайд № 24. Учитель: А теперь давайте запишем домашнее задание;

Слайд № 24. Учитель: А теперь давайте запишем домашнее задание;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2024