Игнатьева Антонина Яковлевна, учитель математики МБОУ «Шоркасинская СОШ»
Канашского района.( 8-909-301-10-53). antonina.ignatiewa@yandex.ru
Тема: Решение комбинаторных задач. ( Математика, 5 класс)
Цели урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД)
-Начать в процессе реальной ситуации решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.), моделировать ход решения с помощью рисунка, путем рассмотрения дерева возможных вариантов; формулировать познавательные цели;
Развивающие (формирование регулятивных УУД)
Умение обрабатывать информацию, планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность в построении схем, рисунков к задачам.
Тип урока: комбинированный
Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
На экране « появляются» главные герои мультфильма «Маша и Медведь». Медведь поручил Маше составить все двузначные числа, используя цифры 1,2,и 3. Сколько всего чисел могла составить Маша?
А сколько чисел она бы составила, если бы цифры в числах не повторялись, т.е. если бы все цифры были бы разными?
Медведь и Маша на уроке русского языка проходят тему «Слоги». Поручил Маше составить из следующих слог слово, связанное с математикой:
2 1 4 3 6 5
БИ, КОМ, ТО, НА, КА, РИ
- Как вы думаете, почему на уроке математики вдруг вспомнили об этих персонажах мультфильма? А почему именно такое слово я взяла? Связано ли это слово с решенными вами задачами?
– Как можно сформулировать тему урока?
- А какие цели мы должны перед собой поставить?
- А какие знания нам пригодятся на уроке?
Комбинаторика – раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций , подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Значит, комбинаторные задачи – это такие задачи, где нужно подсчитать количество всевозможных комбинаций.
- Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 7; 5; и 9?
А сколько трехзначных чисел (без повторения цифр) можно составить из цифр 5,6,7?
1 цифра 5 6 7
2 цифра 6 7 5 7 5 6
3 цифра 7 6 7 5 6 5
Сколько чётных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 4, 5, 9, 0?
0 2 4
10 |
12 |
14 |
20 |
22 |
24 |
40 |
42 |
44 |
50 |
52 |
54 |
90 |
92 |
94 |
1)Маша и Медведь поднимаются на холм, на вершину которой ведут 4 тропинки. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если спускаться и подниматься они будут по разным тропинкам?
2) Маша решила покататься на коньках. На катке уже катались волк, заяц, тигр, белка, и панда. Сколько разных пар можно составить для парного катания?
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Тихо сели, вновь за дело.
Для глаз:
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время
( повторить 4 раза).
Решить самостоятельно:
1) Медведь подарил Маше 3 кубика: красный, синий и зеленый. Сколькими способами Маша может их расставить в один ряд?
2) Медведь в полдник приготовил для Маши чай и кофе, к ним булочку, печенье и торт. Сколько различных вариантов, состоящих из одного напитка и одной выпечки, он может предложить Маше?
3) В четверг у Маши 3 урока: математика, чтение, физкультура. Сколько различных вариантов расписания может составить Маша на этот день?
Правило умножения
Но иногда все возможные случаи рассмотреть невозможно, а именно, когда много элементов в наборе. Тогда можно использовать правило умножения.
1)Маша для Медведя приготовила чай с медом, чай с лимоном, чай с вареньем. К ним испекла пряник, кекс, ватрушку и булочку. Сколько различных вариантов может выбрать медведь?
2)От дома к озеру ведут 4 дороги, а от озера к поляне – 5 тропинок. Сколько различных маршрутов может выбрать Маша на поляну, если по дороге искупается в озере.
3) Встретились на поляне Маша, Даша, заяц, белка, волк. Каждый из присутствующих произнес каждому свое пожелание ( одинаковых пожеланий не было). Сколько всего пожеланий было сказано?
Закрепление: Реши самостоятельно:
1) 10 персонажей м/ф (Маша, Даша, Медведица, тигр, заяц, белка, волк, ежик, панда, пингвин) прочитали друг другу четверостишье. Сколько всего четверостишек было прочитано?
2) На 1 сентября каждый ученик вашего класса отправил каждому поздравительную SMS с Днем Знаний. Сколько было всего поздравлений?
Преодолев так много испытаний,
Вы оказались у дверей в Мир Знаний
И помогла нам в этом ……….
Оценки за урок: 5 верно – «5»
4 верно – «4»
3 верно – «3»
Домашнее задание:
составить 3 задачи, с вязанные с героями любимых мультфильмов
Рефлексия: Сегодня на уроке …
1. Я работал (а) активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. Д/з для меня кажется легким / трудным
интересным/ неинтересным
Маша и Медведь не прощаются с вами, а говорят вам : «До свидания!
До новых встреч!»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.