Тема урока: Решение составных задач «Работа»
Обучаюшая цель: создать условия для выхода на новый вид составной задачи – задача на процесс «работа»;
- совершенствовать умение решать составные задачи – закрепить алгоритм решения задачи;
- учить правильно устанавливать отношения между данными и вопросом, четко выделять математические величины;
Развивающая цель: развивать умение анализировать способы решения задач,
- учить составлять модель в виде таблицы,
- закреплять умение устанавливать связи между величинами.
Воспитательная цель: умение слушать другого, аккуратно работать в тетради, соблюдение орфографического режима.
Ход урока:
Этап учебного занятия |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Примечание |
|||||||||||||||||||||||||||
Орг.момент |
Эмоциональный настрой на урок. Организация внимания и внутренней готовности. |
|||||||||||||||||||||||||||||
I этап – этап актуализация знаний |
Вася купил 4 марки, по 10 руб каждая. Найди стоимость этих марок. - Определите вид процесса задачи? - Сколько объектов (участников)в задаче? - Какие величины? - какие единицы измерения? |
Задача на куплю/продажу 1 количество, цена за 1 штуку, стоимость Руб 4*10=40 (руб) – стоимость марок |
||||||||||||||||||||||||||||
II этап – этап разрыва между знанием и незнанием |
«Две швеи работали одинаковое время. Первая сшила за это время 12 наволочек, по 3 наволочки в час. Сколько пододеяльников сшила за это время вторая швея, если каждый час она шила по 2 пододеяльника». Определите вид процесса задачи? В этой задаче совсем другой процесс идет. Как вы думаете, какой? Выслушиваются и записываются на доске предположения учеников: - часовая - временная - срок работы Мы, оказывается, не знаем, какой вид процесса в этой задаче. |
? |
||||||||||||||||||||||||||||
III этап – этап целеполагания |
- Значит, на какой вопрос мы должны ответить? |
К концу урока, мы должны определить, какой вид процесса в этой задаче, и какие величины есть в задачах этого процесса. |
||||||||||||||||||||||||||||
IV этап решения проблемы |
1 этап работы над задачей Еще раз прочитайте задачу. 2 этап – анализ условия задачи - О чем идет речь? - Сколько объектов? - Что нам известно о 1 швее? - Что известно о 2 швее? - Что неизвестно? 3 этап – составление модели - Какие модели мы знаем? - Такие задачи как удобно представлять? - Выделим величины этого процесса.
- Какие объекты есть в задаче? (сколько рабочих?) - Значит, сколько у нас строк будет? Открываем тетради Заполним таблицу
- Какие известные величины? - Еще что мы знаем? - Выделим главный вопрос задачи - В простой задаче 3 величины (отметить + и -) (устанавливаем отношения между величинами) - Если мы найдем, сколько работала 1 швея, можем узнать, сколько часов работала 2 швея? - Почему сможем? - Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? 4 этап – составление плана решения задачи - Составим план решения задачи. Идем от главного вопроса. - Можем узнать кол-во часов? - Как узнать сколько часов работала 2 швея? 5 этап – запись решения задачи - Итак, что находим первым действием? - Что находим вторым действием? - Как вы думаете, на какой вид процесса мы решили задачу? |
О швеях 2 объекта: 1 швея и 2 швея. 1 швея за1 час шьет 3 наволочки, всего сшила 12 наволочек 2 швея – 2 пододеяльника Сколько часов работали швеи? Сколько пододеяльников сшила за это время 2 швея? Таблица, схема, чертеж В виде таблицы 2 3 наволочки – это количество наволочек сщитых за 1 час 2 пододеяльника – это количество наволочек, сшитых за 1 час 12 наволочек – это сколько всего сшила 1 швея Что работали обе швеи одинаковое количество часов. Сколько всего пододеяльников сшила вторая швея?
- чтобы найти сколько всего пододеяльников, надо знать кол-во за 1 час (это известно) и кол-во часов (это неизвестно - Мы знаем, что их одинаковое число. Значит если узнаем сколько часов работала 1 швея, то узнаем сколько часов работала 2 щвея. - для этого надо знать сколько всего сшила 1 швея (знаем) и сколько шила за 1 час (знаем) 1). 12:3=4 (ч) – работали швеи 2). 2*4= 8 (шт.) – сшила 2 швея Ответ: 8 пододеяльников. Процесс называется «работа». |
Таблица : Объекты 1 щвея 2 швея Таблица: Величины Кол-во за 1 час Кол-во часов Всего изделий |
|||||||||||||||||||||||||||
IV Итог урока |
Что нового узнали о задачах? Как называется вид процесса ? Какие величины есть в таких задачах? |
Работа Количество изделий за 1 час (это называется выработка за 1 час. Количество часов Всего изделий (общая выработка ) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.